Что нового принесет Федеральный Закон № 44 от 01.2014

Марина

Well-Known Member
#1
Нововведения, которые действительны с 01 января 2013 года в сфере государственных и муниципальных закупок. Описаны главные различия между 44-ФЗ и 94-ФЗ.

федеральный закон.jpg

До 1 января 2013 закупки регулировал закон № 94-ФЗ . С начала 2014 года будет действовать № 44-ФЗ .
Новый закон регулирует сферу закупок, должен исправить недостатки, которые есть на данный момент в 94-ФЗ.
Главное отличие от действующего закона заключается в том, что в новом меняется сфера самих закупок. С 1 января 2014 года контрактная система будет представлять собой сложный механизм закупок. Новый закон будет регулировать отношения между заказчиком и поставщиком от момента планирования до исполнения контракта. Один из разделов регулирует планирование закупок. В момент, когда заказчик будет определять свои потребности, выбирать способ закупки, обосновывать начальную цену, будет соотнесение закупок с главными целями и задачами деятельности государственных органов. Например, в список документов, которые предоставляются при планировании, будут включены государственные программы, целевые программы РФ и т.д. Это означает, что назначение закупок будет четко отслеживаться.
Заметим, что в 94-ФЗ также есть требование о планировании и публикации планов закупок. Но действующий закон не требует обязательного соблюдения этого предписания при закупках. Закон № 44-ФЗ же описывает перечень товаров и услуг, закупка которых может происходить вне плана-графика, и описывает случаи, когда возможно изменить план-график.
Но здесь есть спорные моменты. Одним из них является невозможность поправки план-графиков по результатам аудита, что было в предыдущем законе. Кроме того, довольно трудно определить максимальную цену контракта за пару лет до фактического начала закупки.
В 44-ФЗ меняется список способов закупок. Он станет намного больше и будет включать: запрос предложений, 2-х этапные торги, торги с ограниченным участием, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. Также вводятся уточнения в способы закупок, точнее разграничиваются причины для использования одного из них.
Следуя новому закону № 44-ФЗ, основным способом закупок является открытый аукцион. Заказчик теперь не сможет отказаться от проведения торгов. Также он не сможет изменить документацию в части предмета закупки, обеспечения заявки.
44-ФЗ ввел новые процедуры: торги с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. В первой процедуре будет осуществляться предквалификация поставщика. В двухэтапном конкурсе организатор может изменить предмет закупки и условия оценки заявок незадолго перед проведением торгов. Первый этап предполагает подачу первоначальных заявок, не указывая цену. После этого заказчик может подкорректировать документацию. И тогда поставщики подают окончательные заявки. Особенностью является то, что на второй этап проходят все желающие, даже если они не подавали предложений на первом этапе. Это позволяет решить проблему, с которой сталкиваются заказчики при составлении технических заданий.
Важным отличием от 94-ФЗ является то, что по новому закону нельзя заключать договор с единственным поставщиком, если торги не состоялись. Такая система довольно распространена на данный момент. На такие случаи предусмотрен запрос предложений. В отличие от котировок, в запросе выигрывает участник, представивший предложение, которое наиболее подходит заказчику, но не только по цене.
При реформировании существующей системы, внимание также уделялось тому, чтобы заказчик был максимально защищен от неисполнения или неудовлетворительного исполнения контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков и взыскания в виде обеспечения контрактов оказались малоэффективными.
В новом законе отведен раздел, в котором регулируются вопросы исполнения контракта, его расторжения , обеспечения, финансового контроля . В нем описана процедура расторжения в одностороннем порядке. Например, причиной расторжения может послужить неисполнение контракта в предписанный срок (нарушение сроков), выполнения работ по контракту или оказания услуг. Такое предписание может негативно сказаться на поставщиках. Если не будет четкого механизма слежения, проверки то, поставщика несложно будет обвинить в неисполнении контракта, что означает фактический произвол заказчика.
Также строже станут требования, которые предъявляются при начальном этапе размещения заказа. Обязательным станет отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков и учредителя; у физического лица или руководителя организации, а также членов исполнительного органа и главного бухгалтера не должно быть каких-либо судимостей; если будет производиться закупка на продукты интеллектуальной деятельности, за исключением результатов создания произведений литературы и искусства и др., поставщик обязан обладать правом на эти результаты.
Чтобы обезопасить заказчика от недобросовестного поставщика, который может выиграть, демпингуя в аукционе, разработан механизм отклонения предложений с демпинговой ценой.
В 44-ФЗ более строго регулируется определение максимальной цены. Обозначаются методы, по которым заказчик может устанавливать начальную стоимость. Также дается список источников, из которых заказчик может получить сведения о цене.
Важной особенностью 44-ФЗ является то, что заказчик обязан создать отдел, который будет заниматься закупками, если объем закупок за год больше 100 миллионов рублей. В такой отдел должны входить люди строго со специальным образованием. Если объем меньше 100 миллионов рублей, то создание такого отдела не требуется, но в этом случае должен быть выделен специальный сотрудник. Он будет составлять план-график закупок, согласовывать и размещать извещения и документацию, оформлять должным образом все этапы закупок, представлять заказчика при рассмотрении дел о неисполнении контрактов.
На конкурсные комиссии также распространяется требование о должной квалификации. Не меньше половины членов комиссии должны иметь квалифицированное образование.
Будет введена единая информационная база, в которой будет вся информация обо всех закупках и их этапах.
С принятием 44-ФЗ гражданам и организациям дается возможность обращаться в суд в защиту прав и интересов неопределенных лиц, если они выявили нарушения (такой механизм работает по отношению к защите окружающей среды).
Реформа 94-ФЗ стала важным шагом в попытке максимально регулировать государственные и муниципальные закупки. Безусловно, система все еще не полностью совершенна и преобразования еще будут происходить.
 
Сверху