Алхимия и ситуация

Ксюша

Well-Known Member
#1
Вокруг даосизма на раннем этапе его развития было много фокусников. От искателей золота неизбежно народилась целая порода беспринципных псевдодаосов, поощряемых покровителями, интересы которых ограничивались лишь материальной выгодой. Эти корыстолюбцы не понимали, что сокровище, к которому следует стремиться, вовсе не желтый металл, а всеобщее благосостояние. Они были слепы и глухи к подобным благородным устремлениям и трудились в поисках «aurum non vulgi», т.е. «необычного золота», что так захватило их западных собратьев. И те и другие, вводя в заблуждение жадных людей своим мистическим планом «скорого богатства», плохо кончили.

В наши дни презрительное выражение «hocus pocus» — фокус-покус стало синонимом не имеющего смысла волшебства. Однако произошло от искаженной латинской фразы «hoc est corpus meum», означающей «это тело мое», - слов, лежащих в основе службы христианской евхаристии, или святого причастия. Латинская месса была, собственно говоря, спроецированной формой алхимии, установленной раннехристианской церковью. В ходе богослужения паствой психологически проводилась мистическая трансформация материи, которая представлялась метаморфозой Тела и Крови Христа - Человека в духовную эссенцию воскресшего Бога, что достигается через самопознание и страдание.

Так же, как китайские священные писания и учения на протяжении веков подвергались многочисленным ложным толкованиям, вокруг христианской Библии развивались сходные предрассудки. Большинство постулатов общественной морали взяты из этого источника, причем зачастую положения, выраженные ее таинственным языком, воспринимались слишком буквально, а ключевые отрывки искажались в прочтении. Но когда библейские тексты интерпретируются в символическом ключе, открывается ее глубинный смысл.

Разделение «света» и «тьмы» вместе с дифференциацией всех частей вселенной выступает самым первым событием в формировании мира как в даосизме, так и в иудаистско-христианской традиции, что и отражено в библии. Например, в «Книге Бытия» первые пять стихов информируют нас о том, что «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день первый».

Сравните это описание с тем, как это преподносят даосы, о чем уже упоминалось выше: хаос материи приводит к разделению противоположностей, после чего может проводиться все последующее творение.

Если внимательнее обдумать в библейский текст, то он отстаивает сходную с концепцией даосизма точку зрения на сотворение мира. Бытие, в переводе genesis, можно интерпретировать как «начало» или «рождение», то, что явно проступает в обеих традициях, ведь оно кладет в основу всего источник, от которого берет начало все сущее. Принцип сотворения рассматривается как создание чего-то из ничего, неважно, какие тут даются названия: пустота ли это, из которой созидается небо и земля, или это У Чи, т.е. «ничто и нечто вокруг него». Свет и тьма, день и ночь отражают инь и ян. Дальнейшие шесть дней в библейской истории о сотворении мира параллельны образам инь и ян, которые согласно даосскому учению превращаются в десять тысяч вещей. В написанных на иврите оригинальных текстах Торы, так называемого «Пятикнижия Моисея», символизм архетипов настолько глубок, что из них развивается впоследствии основанная на числах наука, чтобы передать заключенный в этих книгах смысл. Наука известна как гематрия, представляющая собой фундамент, на котором возникла современная нумерология.

Традиционно считается, что Библия - «Слово Самого Бога». Отчего так, становится понятно, если мы примем во внимание, что древнеанглийское God произошло от древнего норвежского Goth и древнего ирландского Guth. Оба слова переводятся как «голос» (в современном английском: guttural — гортанный, горловой). Возможно, Библия была навеяна «внутренним голосом» подсознания.

Алхимия.jpg


Вообще говоря, если мы обратим свежий взгляд на религиозные традиции, которые восприняли принцип противоположностей, то скорее поймем архетипичную основу всех этих, казалось бы, таких разных культур. Принимая тот факт, что конечным источником является коллективное подсознание, мы придем к выводу, что цивилизация интерпретировала закон гармоничного сосуществования противоположностей в контексте своего языка и своей культуры. Такой подход Юнга к текстам и традициям доказывает, что на глубоком уровне все мифы о сотворении мира и научные традиции родственны.

Карл Юнг в одиночку основал свою эмпирическую науку о коллективном подсознании, до того как в 1912 году возникли его разногласия с Зигмундом Фрейдом, и произошел их разрыв. Последней каплей в чаше терпения было упорство Фрейда, который настаивал на догматической интерпретации подсознания и снов. Он был убежден, что сны представляли только ту часть содержания сознания, что подавлялась всеми видами сексуальных табу, и провоцировались они травмами, связанными с этими табу. Юнг полагал такой подход слишком прямолинейным. Он понимал, что сны, видения и предчувствия, будучи источником и вдохновителем сознания, могли работать и автономно. То, что Фрейд называл подсознанием, Юнг обозначил термином «личного неосознанного», а более глубокий объективный оплот архетипов представлял как коллективное подсознание.

Тайцзи ту, означающее в переводе «древняя икона» или «картина», в китайском языке соотносится с «диаграммой двух рыб», напоминающей рыбок, плавающих друг за другом по кругу голова к хвосту (Л). Такая символика походит на символ западной астрологии и имеет особенное значение в христианской традиции Эры Рыб. Предшествующие 2000 лет были Эрой Овцы, или Ягненка. Отсюда и образ Христа, часто представляемый жертвенным Агнцем Божиим, а также Пастырем человеков, вероятно, выводящим человечество из старой эпохи в новую. В некоторых мистических христианских традициях Иисус описывался Королем Рыбаком, каким он появляется в средневековых легендах о Граале.

Первая тысяча лет Эры Рыб соответствует ян, «Эпохе Христа», за ней следует эпоха инь - «антихриста». Предсказания в Книге Откровений Иоанна Богослова, подобных ему представителей других религий и Нострадамуса, пророка XVI века, о Конце света основаны на предположении, что в конце тысячелетия произойдет соединение противоположностей. Это совпадает с объяснением близкого к нам по времени предсказания об «Армагеддоне», т.е. решающей битвы перед Страшным Судом, которому вторят многие другие культуры мира, возвещающие великие потрясения, когда Рыбы встретятся, завершая свою Эру.

В своих собственных предсказаниях относительно будущего крушения Юнг с оптимизмом утверждал, что столкновения Рыб не произойдет, что они минуют друг друга. В то же время разрушительный эффект будет иметь место, и проявляется он уже сегодня как война религий, химическое загрязнение окружающей среды, климатические изменения и т.д., предвозвещая начало более благородной эпохи.
 
#3
Аминокислота: аланин

Путеводитель по аминокислотам Торсона дает справку о том, что аланин, как было выяснено, обладает эффектом снижения уровня холестерина, а также, стабилизируя глюкозу в крови, помогает при низком содержании в ней сахара — гипоглицемии. В более детальном труде доктора Браверманна «Целебные питательные вещества внутри организма» подтверждается воздействие аланина на низкий уровень сахара в крови. Кроме того, он констатирует, что большая концентрация этого вещества обнаружена в мышцах. И снова «Хуан ди нэй-цзин су вэнь» опережает западную науку на целых четыре тысячелетия, утверждая что «печень может вызвать сильнейшую усталость... и эффективно воздействовать на мышцы». Глюкоза накапливается и сохраняется в печени, а доктор Браверманн доказывает возможность существования между мышцами и печенью неоценимо важного цикла аланин — глюкоза, и такое взаимное действие органов и веществ служит основным источником энергии организма.

Доктор Браверман описывает и другие виды воздействия этой аминокислоты на печень. Он, например, наблюдал пациентов, страдающих алкогольным гепатитом, у которых низкое содержание сыворотки аланина, чтобы вырабатывать аминотрансфе-разу - вещество, необходимое организму для производства лимфоцитов, которые сами по себе очень важны для иммунной функции. Явные сходства между этими областями очевидны и не могут быть простым совпадением.

багуа.png


Заключение: восемь позиций багуа и их взаимосвязь

Восемь китайских архетипов можно кратко описать следующим образом:

• Пэн представляет силы Неба, посредством контроля устанавливающие порядок.

• Равновесие в этом процессе осуществляет лу - прием, который, будучи открытым, принимает и регенерирует энергию сил Творения.

• Обладающий огненной натурой «Толчок» - ань - проясняет ситуацию, отражая любую атаку движением, направленным вверх.

• Водная природа цзи со своей скрытой программой легко обманывает все, что попадает в его ловушки, чтобы без усилий добиться преимущества.

• Чжоу, что в буквальном переводе с китайского означает «локоть», контролирует любое продвижение вперед, используя свои, хотя и ограниченные, но очень значительные возможности.

• Позиция чжэнь, подобно грому, разделяет надвигающуюся атаку применением тактики шока.

• В то же время као сосредоточивает энергию, представляя телу и сознанию время для переоценки ситуации, не позволяя противнику получить преимущество, чем спокойно выводит бойца из любого затруднительного положения.

• Наконец, так же как ветры четырех сторон света сменяют одно время года другим, цай разрушает наступление соперника, отводя его атаку от первоначального направления в любое из восьми других.

Кроме того, что при выполнении всех стоек необходим отчетливый зрительный образ, они еще должны использовать конденсированную ци, т.е. цзинь, которая является внутренней энергией, или «энергией мысли». Внутренняя, присущая человеку цзинь совершенствуется и тренируется в таких приемах, как толчки руками и да лу. Как уже объяснялось, слово «цзинь» происходит от китайского знака, который можно перевести «мощный» или «сильный». Это значение противопоставляется другому, происходящему от еще одного знака, встречающегося в пиньин и означающего «зерно» или «суть».

В других языках встречаются понятия, которые передаются словами, родственными китайскому ци. Например, в японском — ki, в суахили - roho, в арабском - ruch, в еврейском - ruach, в санскрите - prana, в греческом - psyche, в латинском - spiritus, в немецком - Seele, в английском - soul. Все эти слова в широком смысле передают значение «дыхание» или «дух».

Чтобы понять ци во всей полноте, необходимо понять культуру своего народа, страны своего происхождения. Эта часть души находится на уровне кодирования, там, где архетипы проявляются непосредственно из подсознания. Внутренние методы тренировки тайцзи помогают сосредоточить, сконцентрировать пять присущих человеку «внутренних» чувств: осязания, обоняния, зрения, вкуса и слуха. Внутреннее чувство осязания можно сфокусировать так, что человек будет ощущать ци в себе и других. Как правило, к этому можно придти только посредством специальных тренировочных приемов, которые мы находим в тайцзи, цигуне, йоге и некоторых эзотерических учениях. Иногда ощущение ци проявляется спонтанно во время или после травмы. Но для усиления потенциала ци ее надо понять и закалять в контексте психики данного конкретного человека. Таким образом, терминология и концепция ци отражает культурные корни практикующего.

Следовательно, прежде чем западный человек, практикующий изучение ци, добьется реального успеха на этом поприще, он должен понять проявление энергии в контексте западных архетипов. В противном случае, занятия будут просто бесполезными. Китайцы называют это внешней ци.

По мере того как человек совершенствует внутреннюю энергию своего организма, он все более погружается в психику. Психика каждого индивида, хотя и уникальна, все же складывается из архетипов, свойственных культуре его народа, расы, религии и т.д. Поэтому когда кто-то пытается спуститься в подземный мир с неточной картой на чуждом языке, то рискует безвозвратно заблудиться. Он входит в зону, которая может быть опасной, и у адептов различных культур это подсознательное царство часто ассоциировалось с ртутью.

Ртуть, и как металл, и как метафорическое представление подсознательного, может быть чрезвычайно ядовитой, вызывать бред и сумасшествие. Искусственно такие симптомы могут вызываться приемом препаратов и лекарств, обладающих психотропным воздействием, однако, как уже говорилось, опыт в таких случаях оказывается бесполезным, т.к. все происходит за пределами способности контролировать собственное эго. Синтетическая интоксикация эфемерна и не служит никакой реальной цели кроме стремления временно избавиться от давления внешнего мира. Такой опыт может стать причиной серьезных последствий для мозга и организма в целом, его следует избегать, даже если при этом имеют место мимолетные искусственные, так называемые духовные явления.

Способом просвещения в даосизме служило извлечение цзин, генерирующей силы организма с помощью приемов, которые и сейчас включены в «семейные» внутренние стили тайцзи и цигун. Цзин трансформировали в ци разными способами медитации и циркуляции, а затем трансмутировали в шэнь, т.е. дух. Шэнь «варился» посредством продвинутого внутреннего фокусирования и превращался в шу, «пустоту». Такое состояние спокойствия — «когда сознание неподвижно, как холодный пепел» - позволяло адептам переводить очищенную энергию в чэнь йен, бриллиантовую основу несокрушимого духа, и таким путем достигать бессмертия.

Можно провести параллель между подобным опытом трансмутации и процессом индивидуализации Юнга, открытого им совершенно независимо, когда он не имел абсолютно никакого представления о других методах подобного рода. Он открыл, что эго находится в центре сознания, и что само по себе, без всякого развития оно носит чисто эгоцентричный характер. Другими словами, когда эго незнакомо с подсознательным, человек проецирует подсознательное вовне, в материальный мир самым эгоистичным и разрушительным образом. Это сырое, неочищенное состояние цзин, т.е. предвестник самовоспроизводящего аспекта ДНК, «ген эгоизма», содержащий, однако, внутри себя потенциал дальнейшего развития.

Следующий слой, располагающийся ниже эго, - теневой аспект личности. Эта темная сторона, которой часто пренебрегают, создается в ходе эволюции инструментами самосохранения, в настоящее время искаженными, в число которых входят грубость, лживость, двуличность, зависть, власть, себялюбие и приспособленчество. Все это сродни ци, стремящейся к сохранению в пространстве и времени вместе с перечисленными выше атрибутами, но явно нуждающейся в очищении для выхода на следующую стадию.

Теневой аспект человечества, конечно же, проявляется в сознании на коллективной основе, благодаря естественной эволюции цивилизации. Но обычно положение вещей ухудшается, прежде чем происходит его улучшение. Теневые качества, когда становятся сознательными, могут стать хорошим другом, помогающим в положительной защите человека. Это означает уход от негативных результатов слепого влечения к искушениям, которые так понятны и характерны для человека, но которых все-таки можно избежать.

Когда тень интегрируется в сознание, соответственно укрепляется и эго.

Стадия трансмутации ци в даосизме соответствует в учении Юнга освобождению внутренней души, лежащей под теневым слоем. После тщательного и честного самоанализа этот аспект индивидуального в мужчине выходит на поверхность в виде женской стороны его психики — анима, как ее называл Юнг. Противоположный процесс происходит у женщин, внутренняя душа которых мужская по природе и известна как анимус.

Когда грани подобного противостояния остаются бессознательными, внутренняя душа может буквально опустошить индивида, самостоятельно отображая еще одну неприятную сторону человеческой природы. Этот раздражающий фактор становится очевидным, например, когда в мужчине его анима берет над ним верх и превращает его в слабую, ранимую, подавленную, нерешительную личность. В то же время женщины, когда ими управляет анимус, становятся неестественно требовательными, независимыми в своем мнении, агрессивными и т.п. Большинство ссор между супругами - это конфликт между анима и анимус. В таком случае слова и поступки каждого из них иррациональны до такой степени, что нормальные суждения уже невозможны, и все из-за подсознательной природы их душ, которая и руководит всем этим шоу. Эти качества, если их оставить без контроля, в конце концов, приведут человека или людей к краху.

Это худший вариант сценария. Однако, когда часть психики сознательно «готовится» на огне разума, превращаясь в удобоваримую форму, и не проецируются вовне, то анима и анимус становятся посланниками, несущими сообщения в подсознание и обратно, ведущими к архетипу вечной мудрости. Этот верховный архетип часто представляется и появляется в снах как верховные, «ведающие все» Отец или Мать, или, возможно, другие обладающие положительным авторитетом фигуры.

Мужчине такой авторитет явится в мужском плаще, а к женщине — в женском обличии. Юнг называл этот образ Самостью.

В даосизме для мастера вратами, ведущими к Самости, была игу, пустота, или свобода от стычек противоположностей, когда все спокойно, как наедине с природой. Последней фазой в алхимическом процессе даосизма был чэнь йен, квинтэссенция, наиважнейший принцип перерождения личности через индивидуализацию. В этот момент от опыта разума и тела рождается новый потенциал.

В тайцзи фокусирование на каком-то элементе самозащиты -это темная сторона личности, или его тень, отсюда и выражение «борьба с тенью» для описания данной практики. На более глубоком уровне представителю мужской половины человечества необходимо вовлечение в практику его женского аспекта с тем, чтобы выполнять движения в манере тайцзи. Женщины же должны включать свою мужскую сторону для изучения режима движения и его повторения. И наконец, соединение этих принципов, если их старательно тренировать, откроют пути проявления Самости как мужчинам, так и женщинам, а это в свою очередь ведет к гармонии с дао и к целостности.

В одном из своих редких интервью для программы ВВС доктор Юнг незадолго до смерти открыл, что «психика не связана с пространством и временем, а посему может в каком-то смысле продолжать существование и после смерти». Он также добавил, что изучал сны многих престарелых людей, чьи образы в основном связывались с продолжением существования, а не с концом.

Процесс активного вовлечения психики начинается тогда, когда человек приступает к очищению цзин. Сознательно или бессознательно индивид приходит к этой практике, но она является приглашением к привлечению архетипов. Может быть проследить это прямо вы и не сможете, но почувствуете влияние процесса на вашу «внешнюю» жизнь.

Подсознательное всегда проецируется вовне до тех пор, пока не становится сознательным, а это означает, что пробуждение этих внутренних концепций заставляет их проявиться в преувеличенном нестабильном виде, в форме жизненных подъемов и падений, трудностей карьерного роста, отношений с окружающими, денежных затруднений и т.д.

Архетипы могут и будут проявляться при тщательном изучении психики, даже если эксперименты с ней ограничены. Подобную практику можно начать с тайцзи, йоги, метафизической медитации или какой-нибудь другой эзотерической дисциплины, но если нет верной цели, психологический опыт проявляется хаотически, случайным^ образом. Человек должен озаботиться приобретением и использованием подходящей карты, анализом символического языка, который сопровождает вас в этом паломничестве к центру собственного существа.

Проверенным методом Юнга был анализ снов испытуемого. Фон Франц утверждала, что Юнг проанализировал более сотни тысяч снов. Таким образом, если принять совет Будды, который знал, что дорога начинается с первого шага, то можно пускаться во внутреннее путешествие к открытию самого себя через изучение снов как первой ступени на этом пути.

В начале паломничества следует начать замечать видения, обращая внимание на содержание снов, записывая их по пробуждении, обсуждая их с доверенными друзьями или партнером. Так пойдет компенсационный диалог с внутренним голосом вечной мудрости, при котором человек вступает в контакт с разнообразными архетипами в заказной манере, под безопасным руководством и с верными координатами вступая в неизведанную область и благополучно возвращаясь обратно.

В этой статье я ставил перед собой задачу показать, что все вышеупомянутые критерии отражают одно и то же явление, только явственно и с разных точек зрения. Контраст западной науки и восточного, более естественного, восприятия вселенной можно кратко изложить следующим образом. Ученые Запада предпринимают потрясающе детальное изучение отдельных функций организма и природы, в то время как практики традиционной китайской медицины принимают концепцию о том, что все, как внутри, так и снаружи, взаимосвязано и существует в естественной гармонии.

Инь и Янь.gif


Например, у китайцев есть общее название энергии (ци), которое отражает жизненные силы, протекающие вдоль меридианов акупунктуры. Ци проявляет себя неодинаково в зависимости от уровня, требуемого разумом и телом, и поставляет энергию в разные части организма. ТКМ рассматривает поток энергии, контролирующий гомеостаз либо в ключе (-) инь, либо (+) ян, во всегда меняющихся, но соответствующих пропорциях. Если имеют место нарушения или дисбаланс ци, то они вызывают эквивалентный эффект инь или ян.

Не имея представления о причине, лежащей в основе заболевания, западная медицина лечит симптомы, появляющиеся в результате нарушений и дисбаланса ци, затем эти симптомы документируют и пытаются сделать из них заключение, как будто симптомы это сама болезнь! Ученые Запада потратили столетия, документируя болезни от простой простуды до рака, и им все еще предстоит найти методы лечения почти всех из них, исключая всего лишь горстку.

При таком классифицированном подходе к энергии западная наука раздробила биологию на разрозненные дисциплины и отрасли, придавая чрезмерное значение бактериям, клеткам, энзимам, гормонам, нейромедиаторам, генам, отдельным функциям органов и их побочным продуктам. Затем на эти элементы нацеливают манипуляции с использованием лекарств и всего, что найдется под рукой, вместо того, чтобы лечить организм как некое энергетическое единство. Это в свою очередь дает лишь поверхностные результаты, как правило, сопровождающиеся неприятными побочными эффектами, но не устраняет причины и не лечит человека в целом.

В отличие от западного подхода к лечению с точки зрения ТКМ можно вылечить организм, если привести ци в равновесие. Циркуляция ци лежит в основе биологических и химических реакций тела и разума и отвечает за них. Но несмотря на все эти различия, разъединяющие традиции Запада и Востока, я думаю, они, в конце концов, сольются так же, как уже сейчас все ближе подходят друг к другу внутренняя и внешняя науки.

Современные китайцы и их ТКМ утратили понимание существа психики сегодняшнего дня. Способность диагностировать и лечить болезни была утрачена в Китае не один век тому назад, и хотя ТКМ предпринимает попытки восстанавливать дисбаланс ци, она не может добраться до самого ядра проблемы - болезни души. Это предсказание, которое разделяют специалисты как на Востоке, так и на Западе, нашло отражение в высказывании доктора Юнга: «Тело - всего лишь видимая сторона души, а душа - это психологический опыт тела».
 
Сверху