Кем предусмотрено существование человеческого достоинства? С чем оно связано? Делает ли достоинство нас людьми?
Ответы на эти и другие вопросы найдете в статье.
Оно — как знамя нашей души, которое нужно нести во что бы то ни стало: пока развевается — в нас живет Человек. Именно об этой добродетели идет речь в крылатом призыве: «Люди, будьте взаимно красивыми!» Воспетое поэтами и постигнутое мудрецами разных эпох, начиная еще с Конфуция, достоинство — стержень ценностей человека.
Имея двойную природу — коллективную и индивидуальную — оно одинаково украшает и душу многомиллионного народа, и отдельную личность. Ведь общая черта возникает из объединения отдельных, тогда как атмосфера достоинства, царящая в обществе, дает ростки в каждой душе.
Существование человеческого достоинства предусмотрено Самим Творцом: ведь человек — дитя Божье! Каждый христианин ощущает Божий образ в себе, старается беречь его, соблюдая моральные принципы, базирующиеся на Заповедях, а в случае их нарушения — может получить прощение благодаря искреннему покаянию. Соответствия этому есть и в других религиях мира. Соблюдение нравственных предписаний, в частности, Заповедей любви, призывающих любить Господа Бога всем сердцем, душой и разумением, а ближнего своего — как себя самого, побуждает человека к достойной жизни как единственно богоугодной.
Интерес к этой добродетели уходит своими корнями в глубину веков. Лучшие умы размышляли о ней еще в древние времена. Подытоживая более ранние выводы, философы уже несколько веков назад признали: достоинство не зависит от имущественного, социального положения человека, а связано только с благородством души. Право уважать себя и рассчитывать на уважение других формально имеет каждый. Согласно Канту, разумное существо не может быть «винтиком», средством для достижения чьей-либо цели. Достоинство делает значимой каждую личность, и уже поэтому мы должны признавать и уважать его в каждом. Герцен считал достоинство звеном, соединяющим личные и общественные интересы, Паскаль усматривал в нем симбиоз чувства любви каждого к себе и к другим.
Отсюда общий вывод: именно достоинство делает нас людьми. Недаром в случае чьего-нибудь особенно шокирующего поведения невольно приходит в голову: «нелюдь». Ведь право называться Человеком имеет свою цену: оставаться им всегда.
Подобно зеркалу, достоинство отражает наше отношение к другим людям. Потребность в гуманности и справедливости побуждает оберегать чужую добродетель как собственную, не унижать ни себя, ни других, уметь признавать свои ошибки и исправлять их. Достойный человек не должен предавать в себе человеческое или совершать зло. Его отношения с миром построены на признании собственной ценности, также, как и чьей-то другой.
«Все люди равны в своем достоинстве. Достоинство присуще всем членам человеческой семьи» — указано в принятой в 1948 году «Декларации прав человека», на страже которых стоят общественные организации правозащитников разных стран мира, а также уполномоченные по правам человека, обязанность которых— контролировать соблюдение этих прав и свобод в своей стране.
Как форма проявления самосознания и самоконтроля эта добродетель помогает быть требовательными к себе. Ведь честь, совесть, справедливость, этичность нашего поведения связаны с достоинством. Внутренний цензор и при отсутствии свидетеля сдерживает человека от недостойных шагов, не позволяя рассчитывать на безнаказанность.
Не только «гомо сапиенс», любое биологическое существо не терпит физического насилия и притеснений, защищает свое право на жизнь. И только для человека, наделенного духом частички Вселенной, право быть собой, сохранять неприкосновенным свой внутренний мир, моральную свободу порой дороже самой жизни. Ведь каждый из нас неповторим и уже тем ценен.
Защищая собственное достоинство, человек отстаивает вечные ценности, свое «я». Так же и достойный народ защищает самое дорогое: язык, обычаи, свою историю, право на самоидентификацию, самосохранение. С начала истории человечества к этому стремились народы, обретая независимость. Именно достоинство предусматривает право людей быть народом, а не толпой, отстаивая его при необходимости силой духа. У каждого народа есть свои вдохновители, нравственные авторитеты, олицетворяющие национальное достоинство.
Первые уроки достоинства получаем, будучи еще детьми: это толерантное отношение, умение родителей быть справедливыми даже в наказании, не унижая ребенка, признание за ним права быть собой, иметь свои взгляды и защищать их, выбирать свою «половинку», реализовывать Богом данные таланты, свое жизненное предназначение. «Ты здесь никто», «у тебя не получится» — эти, к сожалению, до сих пор распространенные в некоторых семьях «воспитательные» утверждения недопустимы уже потому, что фактически соответствуют выводу: «Ты не достоин». Человеку, который вырос под такой «аккомпанемент», труднее чувствовать себя самодостаточным, уметь при любых обстоятельствах сохранять душевное спокойствие и гармонию, быть уверенным в себе, избегать паники, проявлений агрессии. Также разрушительны подобные слова и для семейной жизни: подрывая веру «половинки» в себя, они испепеляют чувства. И как бы мы ни скрывали свои эмоции, у каждого есть потребность чувствовать себя достойно. Поэтому важно, чтобы в нас верили другие, и мы сами верили в себя, в свои возможности. Помните детское стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Осознание этих вещей еще в детском возрасте формирует критерии «хорошего», а следовательно — «достойного», как и его антипода.
Сохранять достоинство нужно при любых обстоятельствах. Тяжелые времена проходят, память о поступках остается и через века, как и имена отступников и истинных героев.
Ответы на эти и другие вопросы найдете в статье.
Оно — как знамя нашей души, которое нужно нести во что бы то ни стало: пока развевается — в нас живет Человек. Именно об этой добродетели идет речь в крылатом призыве: «Люди, будьте взаимно красивыми!» Воспетое поэтами и постигнутое мудрецами разных эпох, начиная еще с Конфуция, достоинство — стержень ценностей человека.
Имея двойную природу — коллективную и индивидуальную — оно одинаково украшает и душу многомиллионного народа, и отдельную личность. Ведь общая черта возникает из объединения отдельных, тогда как атмосфера достоинства, царящая в обществе, дает ростки в каждой душе.
Существование человеческого достоинства предусмотрено Самим Творцом: ведь человек — дитя Божье! Каждый христианин ощущает Божий образ в себе, старается беречь его, соблюдая моральные принципы, базирующиеся на Заповедях, а в случае их нарушения — может получить прощение благодаря искреннему покаянию. Соответствия этому есть и в других религиях мира. Соблюдение нравственных предписаний, в частности, Заповедей любви, призывающих любить Господа Бога всем сердцем, душой и разумением, а ближнего своего — как себя самого, побуждает человека к достойной жизни как единственно богоугодной.
Интерес к этой добродетели уходит своими корнями в глубину веков. Лучшие умы размышляли о ней еще в древние времена. Подытоживая более ранние выводы, философы уже несколько веков назад признали: достоинство не зависит от имущественного, социального положения человека, а связано только с благородством души. Право уважать себя и рассчитывать на уважение других формально имеет каждый. Согласно Канту, разумное существо не может быть «винтиком», средством для достижения чьей-либо цели. Достоинство делает значимой каждую личность, и уже поэтому мы должны признавать и уважать его в каждом. Герцен считал достоинство звеном, соединяющим личные и общественные интересы, Паскаль усматривал в нем симбиоз чувства любви каждого к себе и к другим.
Отсюда общий вывод: именно достоинство делает нас людьми. Недаром в случае чьего-нибудь особенно шокирующего поведения невольно приходит в голову: «нелюдь». Ведь право называться Человеком имеет свою цену: оставаться им всегда.
Подобно зеркалу, достоинство отражает наше отношение к другим людям. Потребность в гуманности и справедливости побуждает оберегать чужую добродетель как собственную, не унижать ни себя, ни других, уметь признавать свои ошибки и исправлять их. Достойный человек не должен предавать в себе человеческое или совершать зло. Его отношения с миром построены на признании собственной ценности, также, как и чьей-то другой.
«Все люди равны в своем достоинстве. Достоинство присуще всем членам человеческой семьи» — указано в принятой в 1948 году «Декларации прав человека», на страже которых стоят общественные организации правозащитников разных стран мира, а также уполномоченные по правам человека, обязанность которых— контролировать соблюдение этих прав и свобод в своей стране.
Как форма проявления самосознания и самоконтроля эта добродетель помогает быть требовательными к себе. Ведь честь, совесть, справедливость, этичность нашего поведения связаны с достоинством. Внутренний цензор и при отсутствии свидетеля сдерживает человека от недостойных шагов, не позволяя рассчитывать на безнаказанность.
Не только «гомо сапиенс», любое биологическое существо не терпит физического насилия и притеснений, защищает свое право на жизнь. И только для человека, наделенного духом частички Вселенной, право быть собой, сохранять неприкосновенным свой внутренний мир, моральную свободу порой дороже самой жизни. Ведь каждый из нас неповторим и уже тем ценен.
Защищая собственное достоинство, человек отстаивает вечные ценности, свое «я». Так же и достойный народ защищает самое дорогое: язык, обычаи, свою историю, право на самоидентификацию, самосохранение. С начала истории человечества к этому стремились народы, обретая независимость. Именно достоинство предусматривает право людей быть народом, а не толпой, отстаивая его при необходимости силой духа. У каждого народа есть свои вдохновители, нравственные авторитеты, олицетворяющие национальное достоинство.
Первые уроки достоинства получаем, будучи еще детьми: это толерантное отношение, умение родителей быть справедливыми даже в наказании, не унижая ребенка, признание за ним права быть собой, иметь свои взгляды и защищать их, выбирать свою «половинку», реализовывать Богом данные таланты, свое жизненное предназначение. «Ты здесь никто», «у тебя не получится» — эти, к сожалению, до сих пор распространенные в некоторых семьях «воспитательные» утверждения недопустимы уже потому, что фактически соответствуют выводу: «Ты не достоин». Человеку, который вырос под такой «аккомпанемент», труднее чувствовать себя самодостаточным, уметь при любых обстоятельствах сохранять душевное спокойствие и гармонию, быть уверенным в себе, избегать паники, проявлений агрессии. Также разрушительны подобные слова и для семейной жизни: подрывая веру «половинки» в себя, они испепеляют чувства. И как бы мы ни скрывали свои эмоции, у каждого есть потребность чувствовать себя достойно. Поэтому важно, чтобы в нас верили другие, и мы сами верили в себя, в свои возможности. Помните детское стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Осознание этих вещей еще в детском возрасте формирует критерии «хорошего», а следовательно — «достойного», как и его антипода.
Сохранять достоинство нужно при любых обстоятельствах. Тяжелые времена проходят, память о поступках остается и через века, как и имена отступников и истинных героев.