Под деменцией в специальной коррекционной психологии понимается устойчивое и постоянно прогрессирующее мозаичное нарушение сферы личности, обусловленное поражением мозговых оболочек в послеречевой период развития.
Олигофренией принято называть устойчивое, носящее тотальный характер нарушение личностной, интеллектуальной и психической сфер индивида, которое обусловлено поражением мозговых оболочек в доречевой период. К данному периоду относится развитие плода в утробе матери и первый год жизни ребенка.
Формы деменции
Специалисты коррекционной психологии выделяют две основные формы деменции, связанные с различным комплексом органических причин.
1. Органическая резедуальная деменция. Она подразделяется на:
- органическую деменцию, характеризующуюся значительно повышенной психической истощаемостью, патологическими изменениями в личности, расторможенностью индивида, почти полным отсутствием целенаправленности в его действиях;
- травматическую деменцию, появляющуюся в результате травм и приводящую к снижению трудоспособности индивида и замедлению всех психических процессов организма.
2. Деменция, обусловленная текущими заболеваниями головного мозга.
Здесь также можно выделить несколько подвидов нарушений:
- аутизм (нарушенное общение), связанный с эмоциональными расстройствами личности, неврозоподобными и бредовыми состояниями; характеризуется известными в психопатологии «симптомом капюшона» (больной все время натягивает на голову капюшон или воротник), каталепсией (гиперподвижностью), «синдромом подушки» (больной спит не на подушке, а рядом) и «волосяным симптомом» (больной постоянно выдергивает у себя волосы);
- эпилептическая деменция, отличающаяся весьма специфическим мышлением больного, повышенной агрессией, практически полным расстройством эмоционально-волевой сферы.
Больные с эпилептическим синдромом не способны выделять главное в получаемой информации; их речь чаще всего замедлена, так же, как способность читать, писать и считать.
Такие больные угрюмы или резко переходят от эйфории к раздражению и агрессии, часто демонстрируют аффективные эмоционально-поведенческие вспышки; многим из них свойственен сомнамбулизм.
Отличия между деменцией и олигофренией
Существует несколько основных признаков, по которым можно отличить ребенка-олигофрена от ребенка с послеречевыми нарушениями интеллекта и психики.
1. Речь: при олигофрении речь частично или полностью нарушена, при различных формах деменций речь сохраняется.
2. Анамнез, время возникновения нарушений: как уже говорилось, олигофрения появляется в доречевом периоде, деменции – в речевом. Указание на данный факт (обычно об этом могут свидетельствовать родители или опекуны ребенка) имеет большое значение.
3. Течение заболевания: при олигофрении течение болезни характеризуется относительной стабильностью состояния больного, при деменциях все время идет ухудшение.
4. Структура нарушений: при олигофрении нарушения имеют тотальный характер – расстроены все психические функции; при деменции нарушения мозаичны и порциальны.
Данные признаки представляются весьма важными, поскольку позволяют наиболее верно назначить необходимое лечение и вид коррекционно-воспитательной работы. Если у ребенка имеют место деменции, а не олигофрения, важную роль играет также время начала лечебно-коррекционных мероприятий: чем на более ранних стадиях они начали осуществляться, тем выше вероятность максимального эффекта и приближения больного к полноценной жизни.
Олигофренией принято называть устойчивое, носящее тотальный характер нарушение личностной, интеллектуальной и психической сфер индивида, которое обусловлено поражением мозговых оболочек в доречевой период. К данному периоду относится развитие плода в утробе матери и первый год жизни ребенка.
Формы деменции
Специалисты коррекционной психологии выделяют две основные формы деменции, связанные с различным комплексом органических причин.
1. Органическая резедуальная деменция. Она подразделяется на:
- органическую деменцию, характеризующуюся значительно повышенной психической истощаемостью, патологическими изменениями в личности, расторможенностью индивида, почти полным отсутствием целенаправленности в его действиях;
- травматическую деменцию, появляющуюся в результате травм и приводящую к снижению трудоспособности индивида и замедлению всех психических процессов организма.
2. Деменция, обусловленная текущими заболеваниями головного мозга.
Здесь также можно выделить несколько подвидов нарушений:
- аутизм (нарушенное общение), связанный с эмоциональными расстройствами личности, неврозоподобными и бредовыми состояниями; характеризуется известными в психопатологии «симптомом капюшона» (больной все время натягивает на голову капюшон или воротник), каталепсией (гиперподвижностью), «синдромом подушки» (больной спит не на подушке, а рядом) и «волосяным симптомом» (больной постоянно выдергивает у себя волосы);
- эпилептическая деменция, отличающаяся весьма специфическим мышлением больного, повышенной агрессией, практически полным расстройством эмоционально-волевой сферы.
Больные с эпилептическим синдромом не способны выделять главное в получаемой информации; их речь чаще всего замедлена, так же, как способность читать, писать и считать.
Такие больные угрюмы или резко переходят от эйфории к раздражению и агрессии, часто демонстрируют аффективные эмоционально-поведенческие вспышки; многим из них свойственен сомнамбулизм.
Отличия между деменцией и олигофренией
Существует несколько основных признаков, по которым можно отличить ребенка-олигофрена от ребенка с послеречевыми нарушениями интеллекта и психики.
1. Речь: при олигофрении речь частично или полностью нарушена, при различных формах деменций речь сохраняется.
2. Анамнез, время возникновения нарушений: как уже говорилось, олигофрения появляется в доречевом периоде, деменции – в речевом. Указание на данный факт (обычно об этом могут свидетельствовать родители или опекуны ребенка) имеет большое значение.
3. Течение заболевания: при олигофрении течение болезни характеризуется относительной стабильностью состояния больного, при деменциях все время идет ухудшение.
4. Структура нарушений: при олигофрении нарушения имеют тотальный характер – расстроены все психические функции; при деменции нарушения мозаичны и порциальны.
Данные признаки представляются весьма важными, поскольку позволяют наиболее верно назначить необходимое лечение и вид коррекционно-воспитательной работы. Если у ребенка имеют место деменции, а не олигофрения, важную роль играет также время начала лечебно-коррекционных мероприятий: чем на более ранних стадиях они начали осуществляться, тем выше вероятность максимального эффекта и приближения больного к полноценной жизни.