Духовное освобождение

Ivan

Active Member
#1
Что такое духовность? Как ее можно достичь, что необходимо понять, осознать. Как можно осуществить духовное освобождение личности. Как преодолеть страхи, например, страх смерти.

Человек пребывает в рабстве. Порой он не замечает этого рабства, а иногда даже любит его. Но у человека есть тяга к освобождению. Ошибочно полагать, что среднестатистический человек любит свободу. Свобода отнюдь не лёгкая вещь. Иногда оказываться в рабстве намного легче, чем бороться за освобождение духа. И если внутри личности есть желание освободиться, это значит, что внутри человек перестаёт быть рабом. Стремление к свободе - это непотребность природы, общества или разума. Это потребность духа, ведь в каждом из нас есть духовное начало, отличное от мира. Это означает, что человек - это не только часть материального и животного мира, человек - это и дух. Но и в духовной части человека могут быть заболевания - это пленение духа, экстериоризация, самоотчуждение духа, раздвоение. Концентрация на духовной части может давать двойственные результаты. С одной стороны, она даёт независимость и духовную силу, а с другой может вызвать одержимость одной идеей. И тогда это может стать тем же рабством, только в другой форме. Но духовное освобождение личности вовсе не предполагает побег от реальной действительности. В этом и заключается сложность свободы и рабства. Как полагается, по-настоящему свободный человек обязан чувствовать себя не на периферии мира реального, а в центре своего духовного мира.

Духовное освобождение - это реализация личности, достижение целостности и гармонии, и вместе с этим, постоянная борьба. Но духовное освобождение - это не только победа над материальной сущностью, это победа над ложными иллюзиями, разрушающими идеями. Ведь мир не идеален не потому, что в нём присутствуют материальные составляющие, просто он не свободен. Нельзя противоставлять духовное начало материальному, главное противостояние между свободой и рабством духа. Необходимо победить, в первую очередь, ложные ценности, рабом которых и становится человек.

Так духовное освобождение слушателей происходило на лекциях Дмитрия Ивановича Менделеева. Он рассказывал о том, какой должна быть истинная наука, куда должно привести истинное знание. Слушатели сами делали выводы о своей жизни, и о происходящем в целом. Как отмечалось, на научных лекциях перед слушателями открывался новый мир, совершенно отличный от того, к которому ранее готовила их жизнь, и они неистово брались за научные работы. Узнавая всё большее количество новой информации, проникая в тайны науки, человек также испытывает экстаз мгновения. Но непривычность, новизна мыслей многим доставляла страдания, ведь она нарушала привычный ход мыслей, и ломало привычный взгляд на мир. Людям легче отвергать истину, новые идеи, избегая этих страданий. Хотя признание истины - путь к бесстрашию, которое является ещё одним шагом на пути к духовному освобождению.

Победой над духом считается преодоление страха. В первую очередь, над страхом жизни и смерти. Эти страхи притупляет обыденность, которая всячески пытается создать безопасность. Во время постоянной суеты мы просто забываем о них. Но она порождает другие страхи, относящиеся к делам в окружающем мире. Страхи могут быть направлены вниз и вверх. Так страх смерти и жизни притупляется, направляясь вниз к обыденности, и исчезает, направляясь вверх к трансцендентному. Страх порождает ложь. Пытаясь спасти себя от страха, человек начинает лгать. Страх смерти считается самым большим страхом вообще, но он не ограничивается страхом собственной смерти, мы так же переживаем смерть других людей. Но и тут есть некая двойственность. Страх смерти притупляется, или исчезает вовсе, когда дело касается массовых убийств, убийства другого человека, смертной казни, смерти на войне. Причём, убийство может совершаться не только бандитами, оно может быть по воле человека, стоящего у власти. Человек идёт на одно убийство, или на массовые убийства, считая, что тем самым сможет добиться такого мира, где будет гораздо меньше смертей и страха. Получается, что человек именно из чувства страха несёт смерть. Это всё является последствиями объективации мира, где происходит извращение ценностей.

Считается, что борьба против смерти - это не только личное дело отдельного человека, это общественное дело. Каждый должен переживать не только о своей жизни, но и о жизни ближнего. Именно благодаря победе над страхом смерти, и над самой смертью достигается реализация личности. Реализация личности - это реализация в бесконечности. Человек умирает, но не умирает его личность. Стремление к большему, недостаточность, неудовлетворённость также носит двойственный характер. Например, стремление к богатству, переход из состояния бедности к богатству может быть ложным освобождением от рабства. Правда, иногда за этим может быть скрыт творческий процесс, прорывающийся через детерминацию.

Творчество является освобождение духа. Когда человек творит, находится в состоянии творческого взлёта, он свободен, его дух свободен, творчество вводит личность в экстаз мгновения. Пусть результат творчества находится во времени, но сам процесс - вне времени. Так же, как и акт героизма - это понятие, которое находится вне времени. Героический акт же не может преследовать какую-то цель, и являться экстазом мгновения. Могут быть различные формы освобождающего экстаза: экстаз гнева, эротический экстаз, экстаз борьбы. Может быть и экстаз креста - христианский экстаз, когда человек принял на себя жертву служения. Каким бы ни был экстаз, он характеризуется выходом из состояния скованности, человек в такие моменты может позволить себе вольность. Личность в порыве экстаза может выходить из себя, но при этом должна оставаться собой. Но экстаз может давать и иллюзию освобождения, а потом порабощать личность вновь. Такая свобода ложная, и чаще всего является источником рабства.

Считается, что человек является точкой пересечения двух миров: мира, где он чувствует себя свободным, и мира, в котором он порабощён. Но нельзя понимать это различие, как различие двух субстанций. Человек переходит от рабства к освобождению, от раздробленности к целостности, от пассивности к творчеству, т. е. он переходит к своему духовному началу. Освобождение духа одного человека, или даже всего мира, не может быть достигнуто без творческой активности личности.
 
#2
Я, слава богу, свободен. Ах, до чего же я свободен. Моя душа — великолепная пустота.

Жан-Поль Сартр

Я страдал оттого, что связан, а теперь страдаю оттого, что свободен.

Фредерик Бегбедер
 
Сверху