Известные с древности галлюцинации и иллюзии являются симптомами психического нездоровья, особым нарушением чувственного, предметного познания. Классическое определение этих понятий таково. Иллюзии - ошибочное восприятие существующих объектов или явлений. Галлюцинации - это мнимые восприятия, восприятие без объекта.
Иллюзии и галлюцинации всегда привлекали внимание не только специалистов - врачей, психологов, нейрофизиологов. Множество ярких описаний этих явлений содержится в литературных произведениях (Эдгар По, Достоевский, Флобер, Гоголь, Чехов), в театральных спектаклях, на живописных полотнах. Пожалуй, ни об одном другом симптоме психического неблагополучия не написано так много, как об иллюзиях и галлюцинациях.
Этими понятиями злоупотребляют в обиходной речи, поэтому они давно утратили свой первоначальный смысл. Известные с древности галлюцинации и иллюзии являются симптомами психического нездоровья, особым нарушением чувственного, предметного познания. Знакомство с обманами восприятия уместно начать с описания очень распространенных элементарных расстройств, обозначаемых как сенестопатии.
Так врачи называют различные беспредметные, неприятные и иногда мучительные ощущения в отдельных частях тела. Это может быть покалывание, жжение, похолодание, чувство распирания, пульсации. Нередко больные затрудняются объяснить свои переживания, подчеркивая лишь тягостный, неотвязный и причудливый характер своих ощущений.
У детей до 3 лет подобные симптомы врачами не выделяются, так как малыши не способны анализировать свои чувства. В пятилетнем возрасте чаще наблюдаются нестойкие болевые ощущения, и лишь в более позднем возрасте возможно возникновение типичных сенестопатических расстройств. При этом ребята говорят, что "в груди бьет, как током" или "в голове булькает жидкость, что-то переливается". В подростковом возрасте и у взрослых сенестопатии, как правило, сочетаются с чрезмерной фиксацией на состоянии собственного здоровья, страхом тяжелой болезни и смерти.
Сенестопатии при шизофрении отличаются крайней вычурностью и необычностью ощущений. Больные жалуются, что "желудок и сердце упали, в голове - барабанная дробь, в груди набухает, расширяется." Иногда своеобразные ощущения локализуются в области промежности и половых органов.
Если о сенестопатиях знают лишь специалисты, то об иллюзиях и галлюцинациях наслышаны многие. Классическое определение этих понятий таково. Иллюзии - ошибочное восприятие существующих объектов или явлений. Галлюцинации - это мнимые восприятия, восприятие без объекта. Обязательное наличие ложно воспринимаемого предмета или явления реальной действительности отличает иллюзии от галлюцинаций.
Что представляют собой иллюзии, хорошо объясняет пример искажения зрительного восприятия, представленный во многих учебниках. Палка в воде кажется сломанной вследствие разности коэффициентов преломления в различных сферах. В данном случае зрительная иллюзия объясняется не особым психическим состоянием, а известными законами физики.
Иллюзиями следует называть измененное восприятие цвета и яркости реальных объектов. Свет лампы может казаться очень ярким или тусклым, голоса людей могут слышаться глухо, как бы через вату, предметы восприниматься "через туман или сеточку".
Широко распространены и знакомы некоторым симптомы, обозначаемые врачами как расстройства схемы тела. Собственные конечности воспринимаются удлиненными (или укороченными), голова большой, разбухшей или маленькой, "усохшей", крохотной. Тело ощущается легким, невесомым или чрезвычайно тяжелым и громоздким. Может возникать чувство падения в пропасть, полета, невесомости, покачивания на волнах.
Довольно часты иллюзии, вызванные тревогой, страхом, подавленным настроением. Настороженно идущий по темной тропинке человек вполне может принять придорожный куст за притаившегося бандита. Висящий в углу на вешалке плащ может восприниматься как силуэт грабителя, а доносящийся из кухни звон тарелок и ложек - как бряцание оружия. В тревожном состоянии в треске половиц слышатся приближающиеся осторожные шаги нападающих, а в шуме ветра - стоны и крики о помощи.
К иллюзиям психиатры относят также различные нарушения зрительно-пространственного восприятия. Чаще всего наблюдаются изменения восприятия форм и величины предметов, ощущения приближения или удаления объектов. Например, оконная рама воспринимается перекошенной, удлиненной, увеличенной или уменьшенной в размерах. Стоящий на столе стакан кажется приподнятым, меняющим свои очертания и вид. Трамвайные рельсы на улице воспринимаются изогнутыми, а дома - перекосившимися, наклоненными.
У детей иллюзорные расстройства встречаются в связи с их повышенной внушаемостью, живым воображением и малым жизненным опытом. Возникновению иллюзий способствуют особые условия функционирования анализаторов - пребывание в плохо освещенном помещении, а также переутомление или чувство тревоги, страха, ожидание опасности. У детей младшего возраста преобладают зрительные иллюзии, у детей постарше возможны слуховые обманы.
Иллюзии более характерны для инфекционных заболеваний или отравлений. Упомянутые расстройства схемы тела могут возникнуть у ребенка на высоте лихорадки и исчезнуть одновременно со снижением температуры. Восприятие устрашающих сцен вместо рисунка обоев на стене в темном помещении или голоса матери в шуме ветра вполне возможны у тревожного, робкого ребенка, страдающего неврозом. Иллюзии большей частью явления нестойкие, преходящие, тесно связанные с общим состоянием.
Начало исследованию галлюцинаторных расстройств было положено трудами французского ученого Эскироля. До сего времени не утихают споры об определении, систематике галлюцинаций. В учении о галлюцинациях у детей много белых пятен.
С давних пор галлюцинации принято делить в соответствии с определенными сферами чувств. Выделяют тактильные (ощущение прикосновения), обонятельные, слуховые, зрительные и вкусовые галлюцинации. Обманы восприятия могут быть простыми или иметь очень сложный характер. К первым относятся ложное восприятие мелькания света, полос, мушек, пятен перед глазами или обмана слуха в виде услышанных стонов, скрипа, шороха, мелодии или оклика по имени. В случаях сложных галлюцинаций воспринимаются зрительно целые сцены или панорама в цвете, движении, обилии деталей. Слуховые обманы чаще всего носят характер словесных галлюцинаций, то есть воспринимаются речь, предложения, диалог. При мнимом восприятии чужой речи больные обычно дают подробную характеристику "услышанного": количество собеседников, темп и громкость голосов, характерные интонации, а также локализацию (голоса за стеной, сверху, в голове).
У детей дошкольного возраста преобладают зрительные и тактильные галлюцинации, слуховые крайне редки. Это объясняется незрелостью психики, преобладанием у детей наглядного, образного мышления. Ребенок может прятаться от "страшных" зверей, стряхивать с постели несуществующих пауков и тараканов, чувствовать укусы насекомых, убегать от "оживших" сказочных персонажей. Дети "видят" среди реальных предметов лохматые, причудливо одетые, фантастические существа или ничем не отличающиеся от обычных человеческие фигуры. Обычно ложное восприятие сочетается с неверными представлениями о существующей угрозе, враждебности окружающего.
В более позднем возрасте преобладают звуковые мнимые восприятия и императивные галлюцинации (приказы).
Изложенное иллюстрирует следующая история болезни. Алеше 11 лет. До смерти родителей он нередко жаловался на головные боли, отличался раздражительностью, конфликтностью, упрямством. После трагедии в семье у мальчика нарушился сон, снизилось настроение, появились видения и "голоса". Во время засыпания при закрытых глазах ему кажется, что кто-то прячется под кроватью. Если Алеша открывает глаза, то страшные видения исчезают. Днем, когда идет по коридору, слышит за спиной крадущиеся шаги и оклики по имени. Иногда за стенкой слышатся два-три голоса, среди которых различает голос мамы и мужские. Последние угрожают ему смертью и приказывают "никому ничего не рассказывать". Алеша чувствует, что с ним творится что-то неладное. Более точного объяснения происходящего дать не может и хотел бы избавиться от неприятных явлений. После лечения у мальчика заметно улучшились настроение и сон. Исчезли вначале ночные, а позже дневные зрительные и слуховые обманы.
Иллюзии и галлюцинации всегда привлекали внимание не только специалистов - врачей, психологов, нейрофизиологов. Множество ярких описаний этих явлений содержится в литературных произведениях (Эдгар По, Достоевский, Флобер, Гоголь, Чехов), в театральных спектаклях, на живописных полотнах. Пожалуй, ни об одном другом симптоме психического неблагополучия не написано так много, как об иллюзиях и галлюцинациях.
Этими понятиями злоупотребляют в обиходной речи, поэтому они давно утратили свой первоначальный смысл. Известные с древности галлюцинации и иллюзии являются симптомами психического нездоровья, особым нарушением чувственного, предметного познания. Знакомство с обманами восприятия уместно начать с описания очень распространенных элементарных расстройств, обозначаемых как сенестопатии.
Так врачи называют различные беспредметные, неприятные и иногда мучительные ощущения в отдельных частях тела. Это может быть покалывание, жжение, похолодание, чувство распирания, пульсации. Нередко больные затрудняются объяснить свои переживания, подчеркивая лишь тягостный, неотвязный и причудливый характер своих ощущений.
У детей до 3 лет подобные симптомы врачами не выделяются, так как малыши не способны анализировать свои чувства. В пятилетнем возрасте чаще наблюдаются нестойкие болевые ощущения, и лишь в более позднем возрасте возможно возникновение типичных сенестопатических расстройств. При этом ребята говорят, что "в груди бьет, как током" или "в голове булькает жидкость, что-то переливается". В подростковом возрасте и у взрослых сенестопатии, как правило, сочетаются с чрезмерной фиксацией на состоянии собственного здоровья, страхом тяжелой болезни и смерти.
Сенестопатии при шизофрении отличаются крайней вычурностью и необычностью ощущений. Больные жалуются, что "желудок и сердце упали, в голове - барабанная дробь, в груди набухает, расширяется." Иногда своеобразные ощущения локализуются в области промежности и половых органов.
Если о сенестопатиях знают лишь специалисты, то об иллюзиях и галлюцинациях наслышаны многие. Классическое определение этих понятий таково. Иллюзии - ошибочное восприятие существующих объектов или явлений. Галлюцинации - это мнимые восприятия, восприятие без объекта. Обязательное наличие ложно воспринимаемого предмета или явления реальной действительности отличает иллюзии от галлюцинаций.
Что представляют собой иллюзии, хорошо объясняет пример искажения зрительного восприятия, представленный во многих учебниках. Палка в воде кажется сломанной вследствие разности коэффициентов преломления в различных сферах. В данном случае зрительная иллюзия объясняется не особым психическим состоянием, а известными законами физики.
Иллюзиями следует называть измененное восприятие цвета и яркости реальных объектов. Свет лампы может казаться очень ярким или тусклым, голоса людей могут слышаться глухо, как бы через вату, предметы восприниматься "через туман или сеточку".
Широко распространены и знакомы некоторым симптомы, обозначаемые врачами как расстройства схемы тела. Собственные конечности воспринимаются удлиненными (или укороченными), голова большой, разбухшей или маленькой, "усохшей", крохотной. Тело ощущается легким, невесомым или чрезвычайно тяжелым и громоздким. Может возникать чувство падения в пропасть, полета, невесомости, покачивания на волнах.
Довольно часты иллюзии, вызванные тревогой, страхом, подавленным настроением. Настороженно идущий по темной тропинке человек вполне может принять придорожный куст за притаившегося бандита. Висящий в углу на вешалке плащ может восприниматься как силуэт грабителя, а доносящийся из кухни звон тарелок и ложек - как бряцание оружия. В тревожном состоянии в треске половиц слышатся приближающиеся осторожные шаги нападающих, а в шуме ветра - стоны и крики о помощи.
К иллюзиям психиатры относят также различные нарушения зрительно-пространственного восприятия. Чаще всего наблюдаются изменения восприятия форм и величины предметов, ощущения приближения или удаления объектов. Например, оконная рама воспринимается перекошенной, удлиненной, увеличенной или уменьшенной в размерах. Стоящий на столе стакан кажется приподнятым, меняющим свои очертания и вид. Трамвайные рельсы на улице воспринимаются изогнутыми, а дома - перекосившимися, наклоненными.
У детей иллюзорные расстройства встречаются в связи с их повышенной внушаемостью, живым воображением и малым жизненным опытом. Возникновению иллюзий способствуют особые условия функционирования анализаторов - пребывание в плохо освещенном помещении, а также переутомление или чувство тревоги, страха, ожидание опасности. У детей младшего возраста преобладают зрительные иллюзии, у детей постарше возможны слуховые обманы.
Иллюзии более характерны для инфекционных заболеваний или отравлений. Упомянутые расстройства схемы тела могут возникнуть у ребенка на высоте лихорадки и исчезнуть одновременно со снижением температуры. Восприятие устрашающих сцен вместо рисунка обоев на стене в темном помещении или голоса матери в шуме ветра вполне возможны у тревожного, робкого ребенка, страдающего неврозом. Иллюзии большей частью явления нестойкие, преходящие, тесно связанные с общим состоянием.
Начало исследованию галлюцинаторных расстройств было положено трудами французского ученого Эскироля. До сего времени не утихают споры об определении, систематике галлюцинаций. В учении о галлюцинациях у детей много белых пятен.
С давних пор галлюцинации принято делить в соответствии с определенными сферами чувств. Выделяют тактильные (ощущение прикосновения), обонятельные, слуховые, зрительные и вкусовые галлюцинации. Обманы восприятия могут быть простыми или иметь очень сложный характер. К первым относятся ложное восприятие мелькания света, полос, мушек, пятен перед глазами или обмана слуха в виде услышанных стонов, скрипа, шороха, мелодии или оклика по имени. В случаях сложных галлюцинаций воспринимаются зрительно целые сцены или панорама в цвете, движении, обилии деталей. Слуховые обманы чаще всего носят характер словесных галлюцинаций, то есть воспринимаются речь, предложения, диалог. При мнимом восприятии чужой речи больные обычно дают подробную характеристику "услышанного": количество собеседников, темп и громкость голосов, характерные интонации, а также локализацию (голоса за стеной, сверху, в голове).
У детей дошкольного возраста преобладают зрительные и тактильные галлюцинации, слуховые крайне редки. Это объясняется незрелостью психики, преобладанием у детей наглядного, образного мышления. Ребенок может прятаться от "страшных" зверей, стряхивать с постели несуществующих пауков и тараканов, чувствовать укусы насекомых, убегать от "оживших" сказочных персонажей. Дети "видят" среди реальных предметов лохматые, причудливо одетые, фантастические существа или ничем не отличающиеся от обычных человеческие фигуры. Обычно ложное восприятие сочетается с неверными представлениями о существующей угрозе, враждебности окружающего.
В более позднем возрасте преобладают звуковые мнимые восприятия и императивные галлюцинации (приказы).
Изложенное иллюстрирует следующая история болезни. Алеше 11 лет. До смерти родителей он нередко жаловался на головные боли, отличался раздражительностью, конфликтностью, упрямством. После трагедии в семье у мальчика нарушился сон, снизилось настроение, появились видения и "голоса". Во время засыпания при закрытых глазах ему кажется, что кто-то прячется под кроватью. Если Алеша открывает глаза, то страшные видения исчезают. Днем, когда идет по коридору, слышит за спиной крадущиеся шаги и оклики по имени. Иногда за стенкой слышатся два-три голоса, среди которых различает голос мамы и мужские. Последние угрожают ему смертью и приказывают "никому ничего не рассказывать". Алеша чувствует, что с ним творится что-то неладное. Более точного объяснения происходящего дать не может и хотел бы избавиться от неприятных явлений. После лечения у мальчика заметно улучшились настроение и сон. Исчезли вначале ночные, а позже дневные зрительные и слуховые обманы.