Работа в социальных сетях главы Удмуртии стартовала в ноябре 2017 года по инициативе Александра Бречалова. Любой житель получил возможность задать волнующий его вопрос, либо высказать свое мнение напрямую руководителю региона в пяти социальных сетях - «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассники». Это было актуально и своевременно: власти республики показали, что следят за трендами и держат руку на пульсе.
СПРАВКА
По информации на начало 2019 года от Pew Research Center (американский аналитический центр по социальным вопросам, общественному мнению и демографическим тенденциям) и Statista (онлайн статистика, исследование рынка и бизнес-аналитика), российская аудитория соцсетей составляет 49% от общей численности населения — всего активных пользователей соцмедиа у нас 70 млн человек, а самая популярная в России социальная сеть – «ВКонтакте» – в неё заходят 61% интернет-пользователей страны.
Действительно, новые медиа продолжают набирать популярность. Руководителям на местах сегодня не замечать электронные и интернет-СМИ, многотысячные сообщества и группы в соцсетях – уже не просто политическая и социальная «близорукость». В Удмуртии за два года число запросов от жителей с помощью социальных сетей выросло больше чем вдвое – таковы цифры официальной статистики Администрации Главы и Правительства республики.
Если в 2016 году было чуть менее 9 тысяч обращений, то в 2018 году мы получили уже практически 20 тысяч вопросов от жителей.
Алексей Серебренников, заместитель руководителя секретариата главы Удмуртии
Именно глава Удмуртии задал этот темп у нас и успешно его поддерживает. Об этом свидетельствуют как медиа-рейтинги, так и регулярные онлайн встречи - прямые эфиры с Александром Бречаловым в традиционных электронных СМИ: на радио, на телевидении, - главными вопросами на которых становятся обращения людей непосредственно и напрямую, - из тех же соцсетей преимущественно.
«Опергруппа на выезд!» - термин совсем из другой области, но в данном случае его можно применить: после правильно обозначенной проблемы следует быстрая реакция и решение, - подтверждают жители республики.
Каждый глава муниципального образования сегодня тоже, следуя за примером и жизненной необходимостью, имеет собственный аккаунт в соцсетях и отвечает на запросы. Олег Бекмеметьев, глава Ижевска, – наглядный пример.
Улица Загородная, от Тракторной до Депутатской. Вопрос был у нас про работу снегоуборочной техники: они ездили по частному сектору и сгребали просто снег в кучу, и никак не вывозилось. Вопрос после написания Олегу Николаевичу решился очень быстро. Вывезли весь снег, расширили тем самым проезжую часть! Теперь можно спокойно пройти, ведь даже детям приходилось идти в школу по дороге, где едет автотранспорт. Отреагировали быстро: в воскресенье с утра лично приехали, а вечером уже начали вывозить. Человек сказал, будут вывозить снег, и он это делает. Спасибо большое!
Артем Данилович, аккаунт в социальной сети «ВКонтакте»
Как рассказал ИА «Удмуртия» глава Ижевска, благодаря современным средствам связи и коммуникации, мессенджерам, ему зачастую не требуется никаких совещаний и брифингов, чтобы отследить, насколько проблема значима, и что в действительности волнует горожан. Соцсети и обращения в них – это лучший социальный «барометр»: так было еще недавно с аномальными снегопадами и ситуацией по снегоуборке в столице республики, так происходит уже сегодня, когда на первый план выходят ямы на дорогах и текущий ремонт автомагистралей.
ФАКТ
По данным пресс-службы администрации Ижевска, количество обращений граждан (например, в соцсети «ВКонтакте»), увеличивается кратно каждый месяц с начала 2019 года: январь – 24 обращения; февраль – 158 обращений; март (на 18.03) – уже 334 обращения.
Пока это своеобразная общественная нагрузка для руководителя столицы Удмуртии: он отвечает и общается с людьми лично. Вопросов приходит много, большинство по благоустройству.
Бывают даже такие случаи, что человек написал и через два часа пишет снова: «Что же вы мне не отвечаете?» Граждане, вы, пожалуйста, поймите, что есть еще работа, что в каждую проблему элементарно нужно вникнуть, запросить подчиненные структуры о предоставлении информации. Чтобы ответить по существу, чтобы разговор был предметный, чтобы был результат.
Олег Бекмеметьев, глава Ижевска
Это как сарафанное радио, объясняют в неформальной беседе представители администраций и глав. То есть, один человек написал, ему ответили, он рассказал другому. И вот так постепенно популярность увеличивается. Уже есть люди, которые пишут постоянно.
При этом, горожане, сельчане, жители республики должны понимать: работа, которую в руководстве Удмуртии ведут в соцсетях и по решению подобных обращений, добровольная. Нормативов по реагированию, по срокам исполнения обязательств здесь никаких нет, потому что понятие «запрос в социальных сетях» законодательно пока нигде не закреплено и никак не урегулировано, - разъясняют исполнительные власти. Одним из самых открытых для общения в Удмуртском правительстве считают Александра Свинина. В открытом доступе находятся его номера телефонов и контакты в социальных сетях.
В секретариат первого заместителя председателя правительства Удмуртии в 2018 году поступило около 90 обращений. Все были рассмотрены в соответствии с законом 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Работа ведется не только с обращениями, поступившими в мой секретариат непосредственно, я стараюсь ответить на все письма граждан, приходящие на личную электронную почту. Адрес почты и контактный телефон в свободном доступе опубликованы на сайте Корпорации Развития Удмуртской Республики. Основным каналом общения с населением для меня остаются социальные сети, через них было принято и обработано порядка 500 просьб и рекомендаций. В частности, открыт для общения через профили в «ВКонтакте», Facebook, Instagram. Всегда остаюсь на связи, и рад комментариям, пожеланиям и обратной связи
Александр Свинин, первый вице-премьер правительства Удмуртии
Если говорить юридическим языком, пост с вопросом к чиновнику или комментарий в соцсетях - это не официальное обращение, в отличие от официальных запросов, которые регулирует федеральный закон №59 от 2 мая 2006 года:
СПРАВКА
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года №59-ФЗ Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения: 1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения<...>
Официальные обращения – это, по современным меркам, долго и малооперативно. Адресантам необходимо указывать полную контактную информацию, личные данные - многих это отпугивает. Социальные сети совсем другая история: они более приближены к реалиям и людям, здесь есть возможность увидеть и «узкие» места, и «горячие» точки. Если продолжать аналогию, то несколько десятков лет назад районные газеты и спецкоры-журналисты были настолько же доступны и оперативны: знали ситуацию на местах, получали письма, видели обратную связь и отправлялись для освещения и решения злободневных проблем. Сегодня, благодаря соцсетям, фото или даже видео с места события – прорыва на теплотрассе, прохудившейся крыши в школе – может увидеть каждое ответственное лицо спустя несколько минут после случившегося и срочно принять нужные меры. По сводной статистике администрации главы и правительства Удмуртии, каждый пятый обратившийся выражает благодарность, 3% людей недовольны решением их вопроса.
Практически 25% вопросов, поступающие в соцсети являются «вопросами не по существу». Это значит, что не можем ответить на философские рассуждения, заявления без контактных данных.
Алексей Серебренников, заместитель руководителя секретариата главы Удмуртии
Много бесполезных реплик или замечаний поступает с так называемых фейковых аккаунтов. Всех желающих раскачать ситуацию, поспекулировать на остром вопросе или просто поговорить не по делу, чтобы затем опубликовать свои «подвиги» и собрать «лайки», своеобразно прославившись, пока не отправляют в черный список.
Вы скажите по существу, что не так. А просто говорить о том, как все везде плохо, - это некорректно и неконструктивно.
Александр Бречалов, глава Удмуртии
Что же необходимо для того, чтобы правильно задать вопрос и получить решение? Все опрошенные ИА «Удмуртия» специалисты и должностные лица отмечают:
1) Нужно конкретно сформулировать проблему, с указанием локации или учреждения;
2) Если куда-то уже обращались, это тоже необходимо указать;
3) Начинать писать необходимо все-таки не с обращения к Президенту России или главе Удмуртии, а обращаться непосредственно в профильное ведомство, к соответствующему адресату (управлению ЖКХ, управлению образования, например);
4) Также приветствуются видео и фото.
Работа в социальных сетях позволяет определить системные проблемы каждого муниципального образования, решать конкретные вопросы человека. Эту работу продолжат, а помочь сделать ее еще более полезной - в силах каждого.
Александр Бречалов "Вконтакте" - https://vk.com/a.brechalov