Вначале поселения возникали на вершинах холмов, разделенных заболоченными долинами, обитатели их вели обособленную жалкую жизнь.
Жили они в круглых или прямоугольных хижинах, сооруженных из толстых прутьев, обмазанных глиной и покрытых соломой. Поселки окружались рвами и валами, для защиты от недругов сооружались башни. В близлежащих рощах прятались святилища божеств, покровителей рода и местностей. Понемногу поселки разрастались и сливались между собой.
Ранее всего объединились селения Палатина и одной из вершин Эсквилина Велии. В этот древнейший период сложился так называемый Квадратный Рим, названный так по своим очертаниям. Затем в единую общину влились поселки и других холмов — той части Палатина, что была известна как Гермал, а также Фагутала и других вершин Эсквилина. Долгое время они сохраняли внутреннее самоуправление. Такой город был назван древними историками «Септимонтием», или «Семихолмием», по названию древнейшего религиозного празднества, которое его жители справляли вместе, но при этом каждый «холм» выставлял отдельную процессию жрецов. «Септимонтий» существовал в конце VIII — начале VII в. до н.э.
Тогда же в городскую черту был включен холм Квиринал. На Капитолии со временем выросла общая для всех крепость — Агх. Заболоченная низина между северным склоном Палатина, Капитолием и Велией была осушена уже в VIII в. до н.э. и превратилась в торговую площадь — Форум. Население холмов было неоднородным. Латины, изгнав из тех мест или подчинив себе прежних обитателей — лигуров и сикулов, — заняли Палатин и Велию.
Кроме них, на холмах селились сабиняне (на Квиринале, Эсквилине и Виминале), а позднее, возможно, этруски. Основным занятием жителей холмов у Тибра было земледелие и разведение скота на склонах холмов, по реке велась и оживленная торговля. Недаром уже в древнейшие времена на берегу Тибра южнее Капитолия и Палатина возник торговый рынок с пристанью для судов. Ценным товаром был скот, почему и торжище получило имя «Бычий рынок» (Forum Boarium). Постепенно город разрастался, застраивался, создавалась система осушительных каналов.
Город окружали стенами. В VI в. до н.э. при царе Сервии Туллии была выстроена новая стена, руины которой можно видеть в Риме до сих пор. В древнейший период истории Римом правили цари (рексы), что дало ему название «царской эпохи». Началом ее считается примерное время основания Рима — середина VIH в. до н.э., а завершением — свержение в Риме царской власти в конце VI в. до н.э. Эти три столетия (а начало эпохи царей уходит еще дальше во мрак веков) были наполнены бурными событиями. Долгое время ученые отвергали рассказы о них у древних авторов как чистый вымысел, приукрашенные легенды и стремление представить скромное и жалкое рождение Рима в блеске и славе. Но исследования последних десятилетий, вовлечение в научный оборот новых данных археологии, лингвистики и эпиграфики позволили пролить новый свет на темное римское прошлое и обнаружить зерно исторической правды в цветистых преданиях. Римляне сохранили память о семи царях, хотя, возможно, на самом деле их было больше. Древние авторы, например Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Плутарх и другие, были настолько уверены в реальности римских царей, что высчитывали точные сроки их правлений, подробно перечисляли их деяния, а Плутарх даже написал биографии двоих из них — Ромула и Нумы Помпилия. В настоящее время ученые не сомневаются в достоверности многих сюжетов римской истории, приписанных тем или иным царям.
Жили они в круглых или прямоугольных хижинах, сооруженных из толстых прутьев, обмазанных глиной и покрытых соломой. Поселки окружались рвами и валами, для защиты от недругов сооружались башни. В близлежащих рощах прятались святилища божеств, покровителей рода и местностей. Понемногу поселки разрастались и сливались между собой.
Ранее всего объединились селения Палатина и одной из вершин Эсквилина Велии. В этот древнейший период сложился так называемый Квадратный Рим, названный так по своим очертаниям. Затем в единую общину влились поселки и других холмов — той части Палатина, что была известна как Гермал, а также Фагутала и других вершин Эсквилина. Долгое время они сохраняли внутреннее самоуправление. Такой город был назван древними историками «Септимонтием», или «Семихолмием», по названию древнейшего религиозного празднества, которое его жители справляли вместе, но при этом каждый «холм» выставлял отдельную процессию жрецов. «Септимонтий» существовал в конце VIII — начале VII в. до н.э.
Тогда же в городскую черту был включен холм Квиринал. На Капитолии со временем выросла общая для всех крепость — Агх. Заболоченная низина между северным склоном Палатина, Капитолием и Велией была осушена уже в VIII в. до н.э. и превратилась в торговую площадь — Форум. Население холмов было неоднородным. Латины, изгнав из тех мест или подчинив себе прежних обитателей — лигуров и сикулов, — заняли Палатин и Велию.
Кроме них, на холмах селились сабиняне (на Квиринале, Эсквилине и Виминале), а позднее, возможно, этруски. Основным занятием жителей холмов у Тибра было земледелие и разведение скота на склонах холмов, по реке велась и оживленная торговля. Недаром уже в древнейшие времена на берегу Тибра южнее Капитолия и Палатина возник торговый рынок с пристанью для судов. Ценным товаром был скот, почему и торжище получило имя «Бычий рынок» (Forum Boarium). Постепенно город разрастался, застраивался, создавалась система осушительных каналов.
Город окружали стенами. В VI в. до н.э. при царе Сервии Туллии была выстроена новая стена, руины которой можно видеть в Риме до сих пор. В древнейший период истории Римом правили цари (рексы), что дало ему название «царской эпохи». Началом ее считается примерное время основания Рима — середина VIH в. до н.э., а завершением — свержение в Риме царской власти в конце VI в. до н.э. Эти три столетия (а начало эпохи царей уходит еще дальше во мрак веков) были наполнены бурными событиями. Долгое время ученые отвергали рассказы о них у древних авторов как чистый вымысел, приукрашенные легенды и стремление представить скромное и жалкое рождение Рима в блеске и славе. Но исследования последних десятилетий, вовлечение в научный оборот новых данных археологии, лингвистики и эпиграфики позволили пролить новый свет на темное римское прошлое и обнаружить зерно исторической правды в цветистых преданиях. Римляне сохранили память о семи царях, хотя, возможно, на самом деле их было больше. Древние авторы, например Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Плутарх и другие, были настолько уверены в реальности римских царей, что высчитывали точные сроки их правлений, подробно перечисляли их деяния, а Плутарх даже написал биографии двоих из них — Ромула и Нумы Помпилия. В настоящее время ученые не сомневаются в достоверности многих сюжетов римской истории, приписанных тем или иным царям.