Первые поселения Рима

#1
Вначале поселения возникали на вершинах холмов, разделенных заболоченными долинами, обитатели их вели обособленную жалкую жизнь.

Рим 2015.jpg


Жили они в круглых или прямоугольных хижинах, сооруженных из толстых прутьев, обмазанных глиной и покрытых соломой. Поселки окружались рвами и валами, для защиты от недругов сооружались башни. В близлежащих рощах прятались святилища божеств, покровителей рода и местностей. Понемногу поселки разрастались и сливались между собой.

Ранее всего объединились селения Палатина и одной из вершин Эсквилина Велии. В этот древнейший период сложился так называемый Квадратный Рим, названный так по своим очертаниям. Затем в единую общину влились поселки и других холмов — той части Палатина, что была известна как Гермал, а также Фагутала и других вершин Эсквилина. Долгое время они сохраняли внутреннее самоуправление. Такой город был назван древними историками «Септимонтием», или «Семихолмием», по названию древнейшего религиозного празднества, которое его жители справляли вместе, но при этом каждый «холм» выставлял отдельную процессию жрецов. «Септимонтий» существовал в конце VIII — начале VII в. до н.э.

Тогда же в городскую черту был включен холм Квиринал. На Капитолии со временем выросла общая для всех крепость — Агх. Заболоченная низина между северным склоном Палатина, Капитолием и Велией была осушена уже в VIII в. до н.э. и превратилась в торговую площадь — Форум. Население холмов было неоднородным. Латины, изгнав из тех мест или подчинив себе прежних обитателей — лигуров и сикулов, — заняли Палатин и Велию.

Кроме них, на холмах селились сабиняне (на Квиринале, Эсквилине и Виминале), а позднее, возможно, этруски. Основным занятием жителей холмов у Тибра было земледелие и разведение скота на склонах холмов, по реке велась и оживленная торговля. Недаром уже в древнейшие времена на берегу Тибра южнее Капитолия и Палатина возник торговый рынок с пристанью для судов. Ценным товаром был скот, почему и торжище получило имя «Бычий рынок» (Forum Boarium). Постепенно город разрастался, застраивался, создавалась система осушительных каналов.

Первые поселения Рима.jpg


Город окружали стенами. В VI в. до н.э. при царе Сервии Туллии была выстроена новая стена, руины которой можно видеть в Риме до сих пор. В древнейший период истории Римом правили цари (рексы), что дало ему название «царской эпохи». Началом ее считается примерное время основания Рима — середина VIH в. до н.э., а завершением — свержение в Риме царской власти в конце VI в. до н.э. Эти три столетия (а начало эпохи царей уходит еще дальше во мрак веков) были наполнены бурными событиями. Долгое время ученые отвергали рассказы о них у древних авторов как чистый вымысел, приукрашенные легенды и стремление представить скромное и жалкое рождение Рима в блеске и славе. Но исследования последних десятилетий, вовлечение в научный оборот новых данных археологии, лингвистики и эпиграфики позволили пролить новый свет на темное римское прошлое и обнаружить зерно исторической правды в цветистых преданиях. Римляне сохранили память о семи царях, хотя, возможно, на самом деле их было больше. Древние авторы, например Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Плутарх и другие, были настолько уверены в реальности римских царей, что высчитывали точные сроки их правлений, подробно перечисляли их деяния, а Плутарх даже написал биографии двоих из них — Ромула и Нумы Помпилия. В настоящее время ученые не сомневаются в достоверности многих сюжетов римской истории, приписанных тем или иным царям.
 

support

Administrator
Команда форума
#2
Похищение сабинянок

Юный Рим был населен молодыми людьми, соратниками Ромула. Они были воинственны, часто осуществляли набеги на соседей, к ним тянулись беглецы и изгнанники из других городков Лация. Ведь Ромул основал на одном из холмов священное убежище. Но в нем было мало женщин. А окрестные племена презрительно отвергали всякие просьбы о женитьбе на их девушках, не желая родниться с разбойниками. Ромул прибегнул к хитрости. Он объявил об устройстве празднеств в честь бога Нептуна Конника. В долине между холмами Палатин и Авентин он соорудил арену для конских ристаний. Предстоящее зрелище привлекло множество гостей из соседних племен. Больше всего подошло из соседнего племени — сабинян. С собой они привели и жен, и детей. Когда мчащиеся кони отвлекли внимание присутствующих, римляне по знаку Ромула бросились в толпу гостей, хватая девушек-сабинянок и унося их каждый в свой дом. Так об этом пишет римский поэт Овидий: Ромул, это ведь ты был первым смутителем зрелищ. Рати своей холостой милых сабинянок дав оскорбленные сабиняне в ответ через некоторое время пошли войной на римлян. Во главе их был царь сабинян Тит Таций. Но сабинские женщины, многие из которых уже стали матерями, слезами и мольбами предотвратили смертельную схватку. На месте будущего форума Ромул и Тит Таций заключили мир и союз между двумя народами, обязавшись с тех пор жить вместе под единым правлением. Оба царя верховодили совместно, а после смерти Тита Тация верховным царем над объединенной римско-сабинской общиной стал Ромул. До недавнего времени этот рассказ считался красивым, но чистым вымыслом. И вновь веское слово сказала археология. И под оболочкой легенды вскрылось ядро подлинной истории. На соседнем с Палатином холме Эсквилине были найдены следы поселения, равного по древности с Палатинским. Но его жители не сжигали своих умерших, а зарывали в землю. Многие эксперты считают, что это и были сабиняне, следы, проживания которых в Нации довольно многочисленны. Конечно, объединение двух общин, латинской и сабинской, происходило в один момент. Они долго сосуществовали друг с другом, разделенные топкими лощинами между холмами. И лишь когда эти лощины были осушены и освоены, два народа соединились в единый город, а сабиняне на равных участвовали в возникновении нового народа римлян. Именно это объединение (так называемый «синойкизм») и стало настоящим началом Рима.

 
#3
От аскания до нумитора - от Аавиния до Альба-Лонги

Основателем Альба-Лонги римская традиция называет Ас-кания-Юла, сына Энея.

Он же, по римским преданиям, считался родоначальником знаменитого рода Юлиев, к которому относился и Гай Юлий Цезарь. Впрочем, обычай возводить свое происхождение к мифологическим героям и даже к богам был свойствен как римлянам, так и грекам. Потомки легендарного Аскания получили прозвище «Сильвии», что значит «лесные жители», так как город стоял посреди дремучих лесов. Минули столетия. Четырнадцатым царем Альба-Лонги стал царь Нумитор.

Но его брат, жестокий и коварный Амулий, сам мечтавший править страной латинов, сверг Нуми-тора и занял трон. Дряхлого Нумитора Амулий не боялся, а его дочь Рею Сильвию вынудил стать жрицей богини Весты, дававшей обет безбрачия и целомудрия. Но юную весталку посещал сам бог Марс, и вскоре у нее родились двое сыновей близнецов. Разгневанный Амулий в страхе перед будущей местью со стороны внуков свергнутого царя повелел казнить Рею Сильвию, а ее детей кинуть в полноводный Тибр во время весеннего разлива. Но корзина с младенцами задела за ветви подрастающего на берегу дерева. Крики их услышала волчица, которая нежно облизнула детей и накормила своим молоком.

В память об этом событии в храме на холме Капитолий была установлена статуя Капитолийской волчицы, которая стала символом Рима. Потом близнецов увидел царский пастух Фаустул, который вместе с женой вырастил их как своих детей. Одного он дал имя Ромулом, другого — Ремом. Братья выросли, возмужали и превратились в сильных и ловких воинов. Скоро они стали вождями вольных отрядов, что нередко бродили по землям Центральной Италии, причем благодарная традиция изображает их защитниками бедных. В конце концов, желая отомстить за попранные права деда, Ромул и Рем ворвались в город и убили жестокого Амулия. Они вернули власть деду, но сами не пожелали остаться в отчем городе, решив основать свой собственный. Им, по преданию, и стал Рим.

Альба-Лонга.jpg


Город Альба-Лонга существовал в реальности и был расположен в полусотне километров от будущего Рима на югозападном склоне Альбанских гор, недалеко от Альбанского озера, осушенного еще в древности.

Раскопки открыли поселение начала 1 тысячелетия до н.э. Альба-Лонга играла главную роль в союзе латинских городов. Впрочем, подобных союзов было несколько. В отдельные периоды истории Лация возвышались города Тускул, Арриций, Ланувий, Кориолы и другие. Но первенство принадлежало все-таки Альба-Лонге до тех пор, пока она не была захвачена римлянами в VII в. до н.э. и не стерта с лица земли. Так римляне обошлись с городом, который сами же считали своей матерью.
 
#4
Римский форум сквозь века

Первоначально на месте будущего Форума была болотистая равнина, куда жители соседних холмов Палатина, Велии и Эск-вилина выгоняли скот или сами сходились для торжища. С северо-запада ее подпирал Капитолийский холм, у подножия которого добывали камень. Впоследствии в заброшенных каменоломнях была устроена страшная Мамертинская тюрьма, или Карцер, в каменных мешках которой без света и воздуха ожидали своей участи государственные преступники. В начале эпохи царей болота были осушены. Царь Нума Помпилий выстроил у края Форума храм Весты и дом жриц-весталок. Следующий царь Тулл Гостилии воздвиг здание для заседаний сената, первоначально деревянное, названное Гостилиевой Курией, а перед ней расчистил свободное место для проведения Народных собраний — Комиций. Особый блеск приобрел Форум в эпоху Республики. Он стал центром торговли и средоточием общественной жизни. Туда сходились граждане, чтобы обсудить свои дела и политические новости, вокруг Форума теснились лавки торговцев и школы для обучения детей. На склоне Капитолия высилось здание Табуляция — государственного архива, а у его подножия, южнее Мамертинской тюрьмы, стояли храмы Сатурна и Согласия. В первом хранилась государственная казна, а во втором — военная. Форум имел вид неправильного четырехугольника. Парадный вход на него располагался с южной стороны. Там проходила старейшая улица Рима — «Священная улица» (via Sacra) шириной в семь метров, отделенная от Форума невысокими лавками и статуями героев Рима. Она огибала Форум с юга по направлению на Капитолий, куда с древнейших времен двигались процессии жрецов во время торжественных празднеств. В эпоху Империи неподалеку от него вознеслись триумфальные арки императоров и могучий Колизей. Но все это в будущем! В период Республики рядом со «Священной улицей» шла колоннада храма Венеры, одного из древнейших в Риме, а в 120 г. до н.э. при входе на площадь была воздвигнута первая триумфальная арка в честь победителя аллоброгов Фабия Максима. У храма Весты был устроен «трибунал» — специальное возвышение, где преторы публично разбирали судебные дела. Следом посетитель проходил мимо храма Кастора и Поллукса, божественных близнецов — покровителей города. Наконец, западная сторона была занята лавками и конторами ростовщиков и менял, пока в середине I в. до н.э. Юлий Цезарь не построил здесь грандиозную базилику Юлия.

 

Юрий

Active Member
#5
Тетрархия - новая вертикаль власти
Казалось бы, для укрепления власти ее надо сконцентрировать в одних руках и в одном центре. Диоклетиан принял парадоксальное решение: чтобы консолидировать разваливавшуюся власть, он разделил ее, установив правление четырех — тетрархию. Он взял себе в соправители Аврелия Валерия Максимиана, которого тоже провозгласил августом, а затем власть двух августов — Диоклетиана и Максимиана — была подкреплена властью двух цезарей — Гая Валерия Максимиана Галерия и Флавия Валерия Констанция I Хлора. Цезари были провозглашены преемниками августов и должны были сменить их через двадцать лет. Примечательно, в отличие от схожих поползновений ряда предшественников Диоклетиан создал систему тетрархии, подведя под нее законную основу, и по собственной воле, а не под давлением каких-либо внешних сил. Окончательный «пакет законов» о тетрархии был принят к 293 г. Диоклетиан, однако, разделил властные полномочия, но не ответственность. Он остался ключевой фигурой в тетрархии, верховным монархом, носивОгромная территория Империи, на которой то и дело вспыхивали локальные войны, уже не могла управляться из единого центра. Она была условно разделена на четыре части. Диоклетиан, кроме того, что был «первым правителем», как август получил власть над восточной частью Римской империи; Максими-ан — над западом Империи с Италией; цезарь Галерий — над Иллирией и западной частью римской Азии; цезарь Констанций Хлор — над Галлией и Британией. Номинальной столицей Империи оставался Рим, но реальные центры управления были смешены к границам. Тетрархи правили из городов-резиденций: Никомедии, Антиохии, Медиолана, Сирмия, Фессалоник и Трира. Это усиливало действенность созданной Диоклетианом системы управления, но таило в себе ядовитое зерно будущего раздела Империи. Рим, хотя и был возведен в самостоятельную административную единицу, управляющуюся советом города, уже никогда не поднялся как столица великой и единой державы, но через несколько веков стал средоточиемзападногохристианского мира.Сенат и народ римский, на себе испытавшие эксперименты стольких безумцев и негодяев и видевшие, как солдаты меняли одного за другим ничтожных правителей, вдруг почувствовали, что в Империи окрепла власть, сделавшая жизнь ее подданных если не более легкой, то более стабильной и спокойной. Тетрархия была воспринята как естественное продолжение фундаментальных принципов мироздания, также имевших четверное деление: четыре элемента, лежащие в основе мира, четыре времени года, четыре темперамента и т. д. В «Истории августов» тетрархи назывались «четырьмя столпами вселенной», «четырьмя силами, мудростями, светилами», «едиными в управлении государством».Четверовластие, конечно же, таило в себе возможность разногласий и даже жестокой борьбы. Разногласия были, но тетрархия на протяжении двадцати лет сохранила свое единство. Это единство обеспечивалось общностью государственных полномочий, личной дружбой, родственными отношениями, но в значительной степени тем, что Диоклетиан придал особое значение и особый блеск божественной природе императорской власти.Напомним: для римлян было совершенно естественным объявлять императоров «божественными». При Диоклетиане такое обожествление приобретает восточную пышность и особую ритуальную сложность. Диоклетиан почитался как олицетворение царя богов Юпитера, Максимиан — как Геркулий, прямое продолжение Геркулеса. В Диоклетиане воплощалась божественная мудрость, провидение верховного бога, в Максимиане — героическая энергия действия. Божественное начало, как провозглашалось, реализовывалось в «согласии августов» — фундаментальном основании политики Диоклетиана, а победоносный Фатум и благосклонная Фортуна непреложно вели императора и его соправителей по пути осуществления их целей. Диоклетиан все больше верил в свое божественное предназначение и ощущал в себе зов богов и силу, дарованную ему свыше для спасения Рима.
 
Сверху