Псевдогаллюцинации

Антон

Well-Known Member
#1
Псевдогаллюцинации всегда сопровождаются чувством сделанности, убежденностью больных в воздействии на них посторонней силы. Они лишены конкретности и ощущения реальности, бывают зрительными или слуховыми, в других областях они редки.

Кроме функциональных, истинных и гипнагогических галлюцинаций существуют малоизвестные для неспециалистов - псевдогаллюцинации. Само название буквально означает "ложные галлюцинации". Но ведь все галлюцинации - это мнимое, ошибочное, ложное восприятие несуществующего объекта. Не ведет ли к путанице этот термин?
Изучение псевдогаллюцинаций неразрывно связано с именем отечественного психиатра Кандинского, впервые давшего описание этого явления в 1885 году.

Псевдогаллюцинациями Кандинский назвал симптомы, относящиеся к нарушениям сферы восприятия, не обладающие типичными признаками обманов чувств. Предлагаемое обозначение, по мысли автора, должно указывать на кардинальное отличие от собственно галлюцинаторных расстройств. Выделение псевдогаллюцинаций вполне обосновано, так как эти образования не имеют чувственной живости, завершенности и определенной локализации в пространстве - характерных свойств обычных галлюцинаторных феноменов.

Изложенное иллюстрирует история болезни Сережи, который в дошкольном возрасте отличался впечатлительностью, застенчивостью, доверчивостью. Инициативы в совместных с детьми играх не проявлял из-за робости. С раннего возраста и до сих пор боится темноты и засыпает при свете. К занятиям всегда относится сверх ответственно, все годы - лучший ученик школы, очень огорчается, если получит четверку. Много читает, любит прогулки в лесу, увлечен биологией.

Однажды катался на велосипеде и случайно сбил маленькую девочку. Дедушка пострадавшей в сердцах ударил Сережу кулаком по голове. Признаков сотрясения мозга не было, родители подчеркивают, что мальчик был напуган, взволнован случившимся. Ему казалось, что он "убил ребенка", об этом событии с тревогой вспоминал в течение двух недель.

С этого времени перестал выходить на улицу, много занимался, стал задумчивым, рассеянным, жаловался, что плохо соображает. Вскоре появились "нехорошие мысли" о мужчинах и хулиганах, которые невозможно остановить или отогнать. Чувствовал, что его мысли узнаются окружающими.

Позже у Сережи возник страх, что он сам станет плохо себя вести. При закрытых глазах возникали лица лентяев, хулиганов, курящих сигареты. Вечером на фоне падающего за окном снега при неярком свете лампы появлялись привидения, силуэты людей, тени, становилось страшно. При этом чувствовалось, что видения какие-то искусственные, словно ему их кто-то показывает. Нередко Сережа вздрагивал от того, что "слышал" громкий оклик по имени и чей-то разговор. Мужские голоса осуждали его "неприличные поступки". Голоса звучали проникновенно и таинственно. Сереже казалось, что слышатся они потому, что он подключен к какому-то аппарату.

Подергиванием плеча или демонстративно заразительным смехом мальчик на какое-то время мог прервать поток мыслей, голосов, видений, но полностью избавиться от них он был не в силах. Лишь после активного лечения обманы исчезли, мысли приобрели плавный, контролируемый характер. Сережа считает, что болезненное состояние возникло от его мнительности, а соображения о воздействии на него аппаратом называет собственной фантазией.

Итак, наряду с навязчивыми мыслями у ребенка появились слуховые и зрительные обманы, которые не обладают всеми признаками мнимого восприятия. Они радикально отличаются от истинных галлюцинаций. Обманы слуха и зрения воспринимаются Сережей как "искусственные", созданные аппаратом и локализующиеся внутри головы. Вот такого рода симптомы и получили название "псевдогаллюцинации".

Они, как правило, лишены конкретности и ощущения реальности. Если воспринимаются слуховые обманы, то это "голоса", не принадлежащие кому-либо, неживые, беззвучные, отличающиеся от обычной человеческой речи. Зрительные галлюцинаторные образы лишены плоти и крови, красок, яркости, они бестелесные. Больные обычно говорят в таких случаях о "мысленных голосах и видениях". Псевдогаллюцинации всегда сопровождаются чувством сделанности, убежденностью больных в воздействии на них посторонней силы.

Псевдогаллюцинации в детском возрасте весьма распространены. Как и у взрослых, они бывают зрительными или слуховыми, в других областях они редки (обоняние и вкус у человека относятся к неразвитым, мало дифференцированным чувствам).

Зрительные или слуховые псевдогаллюцинации редко наблюдаются в изолированном виде, как правило, они включены в структуру "психического автоматизма". Это понятие достаточно хорошо изучено, в основном усилиями отечественных и французских психиатров.

К названной структуре относятся различные явления, сопровождаемые чувством сделанности, постороннего влияния. Больной ощущает чуждость или открытость (известность всем) своих мыслей. В ряде случаев его беспокоят навязанные ощущения в различных частях тела. Иногда движения конечностями, туловищем, головой или языком кажутся вынужденными, насильственными, "не своими". Эти явления могут носить частичный характер (допустим, ощущается только чуждость мыслей) или охватывать мысли, чувства и действия больного.

Псевдогаллюцинации всегда сопровождаются чувством сделанности, убежденностью больных в воздействии на них посторонней силы. Они лишены конкретности и ощущения реальности, бывают зрительными или слуховыми, в других областях они редки.

Переживание "сделанности" всегда сопровождается теми или иными предположениями о внешнем влиянии. Больные считают, что на них действуют лазером, гипнозом, лучами, сложными аппаратами, психотропными средствами. Фабула болезненных объяснений может быть различной. Понятно, что раньше (в ХVIII-ХIХ веках) больные говорили о воздействии дьявола, нечистой силы, сейчас - о влиянии инопланетян. Главное - ощущение собственных психических актов не своими, чуждыми, сделанными.

Больные полагают, что на них влияет группа людей, которая с помощью машин "издевается над ними и природой". Они слышат голоса, которые угрожают им, комментируют их мысли, поступки, намерения.

Существует ли объяснение механизма возникновения различных автоматизмов?
Врачи уже давно разгадали, что указанные расстройства обусловлены процессом деавтоматизации психической деятельности. При болезни сложные, автоматизированные психические акты "разлаживаются", утрачивается чувство активности, что ведет к возникновению псевдогаллюцинаций.

Могут возникнуть вопросы: "Откуда берутся галлюцинации? Чьи слова слышит больной со слуховыми обманами? Что означают "видения" больного со зрительными галлюцинациями?"
Пациенты с галлюцинациями видят, слышат и ощущают свои представления и мысли. Это их собственное мышление является источником угроз, брани, приказов, которые они "слышат" со стороны в виде "чужих" голосов, их собственные образные представления, получая яркую, чувственную, "зрительную" окраску, приобретают полную автономность и воспринимаются в виде "видения" извне. Какие невероятно сложные патологические механизмы находятся в основе галлюцинаций, если в итоге собственные ощущения и представления воспринимаются как целостные реальные объекты.
 

Айнур

Well-Known Member
#2
Каждый слышит только то, что он понимает.

© Иоган Вольфганг Гете
 

IboNefig

Well-Known Member
#3
Как-то, ради интереса, побывала на сайте шизофренических больных - очень интересно было читать их впечатления. Кто-то адекватно воспринимает свое обострение и другим старается внушить, что это не реальность, а только результат болезни, а кто-то начинает доказывать, что голоса принадлежат реальным людям. Больные даже места встречи им назначали, настолько были уверены, что эти люди существуют. Некоторые пишут в тот момент, когда у них как раз это обострение, и пишут так, ну очень убедительно. Первое время читала и думала, а вдруг, то что они рассказывают, правда? :eek: Н-да...так и самой свихнуться можно...
 
Сверху