Нервный ребенок

support

Administrator
Команда форума
#1
Молодые родители Никиты были крайне встревожены состоянием своего первенца. В шесть месяцев его показывали районному психоневрологу. И на какое-то время родители были успокоены его положительным заключением. Однако нервно-психические отклонения только усиливались.
С первых дней жизни Никита очень чутко спит. Он вздрагивает при сигнале автомобиля за окном, лае собаки, скрипе дверей. Часто плачет, капризничает, требует постоянного внимания к себе - не играет самостоятельно, не остается один в кроватке или комнате. До года у Никиты были частое срыгивание, рвота, непереносимость новых видов прикорма. И сейчас аппетит у Никиты плохой, он очень привередлив в еде, у него долго держится повышенная температура. Мать Никиты "сбилась с ног" от усталости, вынуждена все время "быть при ребенке", а многочисленные хозяйственные хлопоты поручила бабушке и мужу. Многие знакомые с большим родительским стажем считают, что родители избаловали ребенка, что с ним надо быть строже. Все, кто знает его, едины в одном: Никита - смышленый, умный, но нервный ребенок.
Родители здоровы, роды прошли нормально, вредных привычек не имеют, в семье спокойная обстановка. Дело тут совсем не в "избалованности".
Состояние Никиты детские психиатры называют "невропатией", "врожденной детской нервностью", "конституциональной нервностью". Эти явления изучаются врачами с тридцатых годов прошлого века, однако однозначной причины их возникновения ученые не установили. Предполагается, что играют роль токсикозы, осложнения во время родов. Сейчас к невропатии относятся как к аномалии и считают, что нарушения обусловлены врожденной функциональной недостаточностью вегетативной регуляции, которая ведает деятельностью внутренних органов, сосудов, терморегуляцией, позволяя организму приспосабливаться к окружающей среде.
Наиболее типичные проявления невропатии наблюдаются у детей дошкольного возраста. Помимо тех симптомов, о которых сообщили родители Никиты, могут быть и другие изменения. Дети с невропатией не уверены в себе, раздражительны, они беспокойны, иногда расторможены, иногда пугливы, робки, у них часто меняется настроение. Таким детям свойственны явления психической слабости (астении): они быстро утомляются, плохо переносят нагрузки, духоту, шум, яркий свет. Родителям приходится создавать для них "тепличные" условия: закрывать окна, выключать телевизор, отказываться от приема гостей, думая, что это правильный подход. Суровые методы воспитания детей, страдающих невропатией, только усугубляют положение.
Дети, подобные Никите, плохо спят, вздрагивают во сне. Сон еще более ухудшается при переезде, например, в квартиру бабушки. Возбуждение к вечеру усиливается, поэтому такого ребенка часто "не уложишь". Некоторые дети, которые плохо засыпают, ритмично покачивают головой, сосут палец, накручивают на него волосы. Правда, это чаще бывает у тех, кто воспитывается в интернате или у детей из многодетных семей.
Нарушения аппетита, на которые жалуются родители Никиты - явление типичное для детей с невропатией. Родителям приходится уговаривать их съесть лишнюю ложку, кормят их с шутками, прибаутками, сказками. Иногда действительно нет другого выхода. Дети с невропатией едят плохо не потому, что избалованы, а из-за нежности их слизистой, мышечной слабости, трудности глотания твердой пищи. У них часто бывают неустойчивый стул, рвота, срыгивание. Педиатры, к которым обычно обращаются родители, часто ставят диагноз "дискинезия".
Физическая ослабленность таких детей приводит к бесконечным простудным заболеваниям. Они болеют дольше других детей и заболевают первыми. Это объясняется пониженным уровнем защитных сил организма.
Много хлопот приносит родителям реакция малышей на любое чувство дискомфорта - они плохо переносят изменения температуры и влажности воздуха, жажду, голод, мокрые пеленки, непривычные условия ухода. Эти дети боятся всего нового: незнакомых людей, чужих игрушек. Не стоит пытаться "приучить" их к этому силой! Консерватизм ребенка обусловлен особой слабостью и хрупкостью нервной системы.
Когда ребенок становится старше, проявления невропатии несколько видоизменяются. Помимо раздражительности, утомляемости, беспокойства, часто возникают различные страхи. Дети боятся темноты, собак, электропроводки. Чаще всего страхи эти вполне объяснимы.
У некоторых ребят появляется небольшая расторможенность сексуальных влечений (не удивляйтесь, они есть и у таких маленьких детишек). Одни проявляет особое внимание к людям противоположного пола, другие - повышенный интерес к телу своей мамы. Малыши задают вопросы, от которых краснеют папы и мамы. Иногда мастурбируют. Это, конечно, очень пугает родителей, они боятся, что у их ребенка - какое-то тяжелое, катастрофическое отклонение от нормы. Однако не стоит считать мастурбацию таким уж страшным явлением. Практика показывает, что у детей с невропатией она связана чаще всего с чрезмерной возбудимостью и нарушениями сна. Как только сон удается наладить, все приходит в норму.
При первых же проявлениях ранней детской нервности нужно обратиться к психоневрологу. Будьте готовы к тому, что невропатию невозможно вылечить за одну-две недели. Скорее всего врач скажет вам, что необходимо длительное наблюдение за ребенком. При необходимости он назначит медикаментозное лечение.
Вовремя обратиться к специалисту важно еще и потому, что невропатия - понятие сборное. Иногда ведь она может быть и проявлением начала тяжелого психического, заболевания. Только грамотный психиатр сможет отличить симптомы, вызванные родовыми травмами, заболеваниями или курением матери во время беременности, токсикозами, затяжными родами, от признаков невроза или шизофрении.
Для профилактики невропатии очень важны разумные эмоциональные взаимоотношения матери и ребенка, особенно в возрасте от трех-пяти месяцев до двух-трех лет. Некоторые мамы чрезмерно строги, даже жестки к ребенку, другие, наоборот, - сама мягкость, уступчивость, всепрощение. Однако обе эти крайности вредны для ребенка.
Постарайтесь отказаться от чрезмерной опеки, стремитесь умерить свою тревожность, ведь это лишает ребенка самостоятельности. Чрезмерная строгость, требовательность травмирует хрупкую психику малыша. Помните, что неправильное воспитание может привести к фиксации невротических расстройств.
Конечно, родителям нужно помнить, что их грубость, пьянство, конфликты, затяжной бракоразводный процесс очень плохо сказываются на состоянии детей. По возможности надо стремиться оградить их от таких тяжелых впечатлений.
Невротические расстройства у детей могут возникать при внезапном расставании с мамой, например, при помещении в больницу, детский сад, при переезде в семью бабушки. Резкие изменения в обстановке, уходе за ребенком, разнобой в подходе к воспитанию нежелательны. Первое время в детском саду ребенку лучше находиться несколько часов, чтобы малыш сумел адаптироваться к новым условиям.
Каким бы ослабленным не был ребенок, не надо пытаться полностью изолировать его от бездомных животных. Их слишком много вокруг! Лучше всего воспитывать у ребенка ровную, спокойную и разумную любовь к "братьям нашим меньшим".
К семилетнему возрасту состояние детей, проявлявших признаки невропатии, обычно улучшается. Их психические процессы приобретают более зрелый характер, сон улучшается. Дети становятся крепче физически. Однако это происходит лишь при благоприятных условиях воспитания, спокойной обстановке в семье, при систематическом лечении у грамотного специалиста. В неблагоприятных же условиях у ребенка может развиться тяжелый невроз - ночное недержание мочи, невроз страха, заикание, тики.
 
#2
Действительно, если ребенок очень нервно себя ведет, то лучше сразу уделить этому внимание и пресечь проблему на корню. Потому что с возрастом это намного труднее будет сделать, да и не факт, что получится вообще.
 
#3
Ну если у ребенка будет такой характер, то наверное нельзя будет полностью это все исправить. Но черезчур нервного ребенка в любом случае нужно как-то усиленно воспитывать, что бы он учился держать свои эмоции под контролем.
 

support

Administrator
Команда форума
#4
Самое большое количество всевозможных страхов человек испытывает только в детстве. Дети боятся темноты, грозы, собак, Бабы-Яги, уколов и многого другого. Родители, обеспокоенные неожиданным появлением у детей страхов. нередко обращаются за помощью к психологу. Подобные расстройства встречаются примерно у сорока процентов ребят. Родители связывают возникновение страхов с просмотром фильмов ужасов, услышанной устрашающей историей, чрезмерным увлечением компьютерными играми, напугавшими ребенка собакой, пьяным соседом. В некоторых случаях страх действительно связан с поводом, на который указывают родители, но чаще объясняется условиями воспитания, особенностями характера ребенка, перенесенными заболеваниями. Страх относится к основным эмоциям, знакомым каждому человеку. Страхи появляются как восприятие угрозы благополучию, здоровью, жизни, возникают непроизвольно и сопровождаются волнением, тревогой, беспокойством. С точки зрения эволюции страх играет обучающую и защитную роль, он полезен, помогает избегать опасности. Именно страх на первых порах помогает маленькому ребенку отграничить собственное "я" от чужеродного, опасного и неприемлемого влияния извне. Страх участвует и в становлении самосознания человека: боязнь остаться одному, посторонних людей, крупных животных, огня, пожара, грозы, темноты - все это страхи перед стихией и неизвестностью, свойственные нашим первобытным предкам.
В детстве страхи возникают особенно легко. Иногда достаточно любого нового, сильного или внезапного раздражителя. Основу страха, как утверждал известный физиолог Павлов, составляет пассивно-оборонительный рефлекс.
Появление страхов зависит от личностных особенностей детей и условий жизни в семье. Нередко дети "повторяют" страхи родителей (как прошлые, так и настоящие). Такие страхи - отражение одинакового типа нервно-психического реагирования.
У детей молодых родителей страхи встречаются чаще по сравнению с родителями тридцати-сорока лет, так как у молодых родителей мало опыта и знаний, необходимых для воспитания детей. Отсутствие отца в семье, неровное, импульсивное поведение матери тоже способствует фиксации страхов. Ведь когда в семье нет отца, у мальчиков нарушается формирование поведения, им труднее научиться быть настоящим защитником, опорой семьи. Девочки, которые воспитываются без отца, обычно чувствуют себя психологически незащищенными. И мальчики, и девочки в неполных семьях растут более робкими, боязливыми, неуверенными в себе. То же самое наблюдается в семьях, где происходят конфликты между супругами, где главой считается мать, а не отец.
Разумеется, чем младше ребенок, тем чаше у него могут возникать страхи. Например, в школьном возрасте их количество уменьшается. Замечено, что у девочек страхи встречаются чаще, чем у мальчиков. Содержание страхов определяется возрастом. У детей в возрасте до года возникает инстинктивное беспокойство при приближении крупного предмета, изменении положения тела, громких звуках. Собственно о страхах можно говорить только с восьмимесячного возраста. Ребенок боится посторонних людей, отсутствия матери. Дети чувствуют состояние матери и реагируют на ее тревогу, волнение, изменение привычных действий. Нередко состояние и поведение ребенка зависит от выражения маминого лица: мать улыбается - малыш спокоен, она напугана - ребенок тоже начинает беспокоиться, плакать.
У некоторых детей более сильно выражен инстинкт самосохранения. Они пугливы, боятся новой обстановки, незнакомых людей. Реже встречаются дети с ослабленным инстинктом самосохранения, которые не чувствуют опасности и ничего не боятся.
В два-три года наиболее распространен страх наказания, страхи повреждения, движущегося транспорта, боли (соответственно страх перед врачами и медицинскими процедурами). Некоторые дети боятся животных, а также сказочных персонажей, олицетворяющих зло (волка, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного). Типичны для такого возраста страхи темноты и одиночества. Дети требуют, чтобы ночью в комнате не выключали свет или просятся в постель к родителям. В раннем возрасте дети не могут определить степень реальной опасности той или иной ситуации. Страхи у них могут вызываться любыми сильными внешними раздражителями - ярким светом, громкими звуками, необычным видом. Пугают детей и гневные упреки, неоправданно строгие наказания родителей, неудачные рассказы взрослых.
Дети шести-семи лет, помимо всего перечисленного, могут бояться собственной кончины или болезни, смерти родителей, нападения, войны, стихийных бедствий. В этом возрасте буря, ураган, пожар, наводнение, утрата близких отчетливо ассоциируются у детей с угрозой собственному благополучию. Детям школьного возраста свойственно усиление социальной активности, чувства ответственности, рост самосознания. У них преобладают страхи опоздания, порицания, страхи фаталистического содержания - страх перед Судьбой, роковым несчастьем, отступлением от Веры. Но и страхи смерти, стихии, болезни, увечья тоже могут сохранять свое значение.
Подобным страхам предшествует определенная житейская ситуация, услышанная история, содержание фильма или телепередачи. Такие страхи понятны и просты. При участливом отношении родителей, в спокойной обстановке они вытесняются из сознания, никак не меняя поведение ребенка и не вредя его развитию. Это "нормальные" страхи детей. Однако могут встречаться и страхи, которые являются симптомом невротического расстройства или даже тяжелого психического заболевания.
У детей, пострадавших от землетрясения, может появиться невроз страха. К примеру, пятилетний мальчик Никита, в общем-то здоровый, общительный, хотя и впечатлительный, плаксивый ребенок, во время землетрясения находился дома. Когда на него посыпалась штукатурка, мама сразу вывела его во двор. Повреждений ребенок не получил, но имел очень напуганный вид, плакал. Дом, где он жил с родителями, оказался разрушен, и семья вынуждена была жить в гараже. В эти дни усилилась свойственная Никите раздражительность, ухудшился аппетит. Мальчик постоянно вздрагивал и стонал во сне. Семью эвакуировали в другой город. Но и здесь Никите не стало лучше. Он боялся шума морских волн, лифта, пытался спрятаться, когда слышал шум двигателя автомобиля, настороженно воспринимал даже шелест обоев и газеты. То и дело спрашивал маму, не будет ли наводнения, не упадет ли солнце, вспоминал, как "все сыпалось", "шатался шкаф". Через неделю после начатого лечения восстановился аппетит, мальчик начал самостоятельно играть, но сон оставался беспокойным. Он продолжал страдать ночным недержанием мочи, оставался боязливым. Для полного излечения, конечно, необходимо более длительное время.
Возникновению невротических состояний у Никиты предшествовала экстремальная ситуация. Мальчик видел разрушения, слышал грохот, крики и стоны раненых, осознавал угрозу своей жизни и жизни близких. Многие дети, пережившие землетрясение, боялись потом завывания ветра, шума морского прибоя, скрипов и стуков в доме. Их пугали трещины на потолке, темнота, отсутствие рядом родителей. Такие ребята часто жаловались на сердцебиение, потливость, чувство жара и удушья. Еще долгое время им снились кошмарные сновидения, они говорили и ходили во сне.
Страхи у детей весьма разнообразны. Среди них есть реальные и воображаемые, инстинктивные и опосредованные, невротические и психотические, острые, хронические, навязчивые, бредовые. Чтобы отличить "нормальные" страхи от болезненных, надо знать их особенности.
 

Наташа

Well-Known Member
#5
Однажды маленький сын моей подруги увидел по телевизору «Кошмар на улице Вязов». Последовавшая за этим ночь стала ужастиком уже для нее самой: ребенок часто просыпался и жутко кричал во сне. Любопытно, что на следующий день невыспавшийся страдалец требовал продолжения зрелища.
- Когда первый раз такое кино смотришь или в компьютерную игру играешь, жутко, конечно. А потом ничего… - авторитетно объяснил мне десятилетний Саша. Он коллекционер ужастиков: и видео собирает, и компьютерные игры. – В игре через какое-то время уже знаешь, где какой монстр будет и как его лучше «замочить». Но вообще-то я в ужастики долго играть не могу – страшно… Особенно когда меня убивают и собаки надо мной ходят, ходят…
Как-то раз четырехлетняя Сашина сестра подсмотрела одну из его страшилок и с тех пор не отстает: «Хочу тот мультик! Хочу еще!»
Как же тут быть? Позволить «еще»? И наблюдать, как ребенок пристрастится к наркотику страха? А если нет, то что предложить взамен?

Вспомним детство
Черной-черной ночью в черном-черном доме в черном-черном гробу лежит черный-черный скелет… Припоминаете? Ведь это из нашего с вами детства: сеансы №щекотания нервов» с историями об отрубленной руке или о жутких старухах, делающих жвачку из ребячьих языков! Сейчас можно с улыбкой вспомнить о том, как славно было сидеть впотьмах дружной компанией, потихоньку приоткрывая двери для необъяснимого… А испугавшись, легко захлопнуть эту дверь и с облегчением ощутить себя в безопасности, в кругу друзей, таких же взволнованных, как и ты. Контраст между будоражащим страхом и чувством собственной безопасности и создавал это особенное удовольствие, которое каждый из нас хоть однажды испытал в детстве.
Мир ребенка – мир спящего рассудка, но отнюдь не спящих эмоций, и активное приобретение опыта заключается в том, чтобы испытать, попробовать «на вкус» каждую из них. В случае же если эмоция окажется негативной, научиться переплавлять ее во что-то другое, безопасное. Чувство страха в этом ряду занимает особое место. Любая опасность в восприятии ребенка несет в себе прямую угрозу его жизни. Именно поэтому стремление испытать страх, понять, что это такое и как с ним бороться, - необходимое условие взросления, становления личности. Другое дело – какими способами осуществляется «борьба за жизнь» в детской душе и во что в конечном итоге неопытному маленькому человеку удается переплавить свои кошмары.

Потому что он хороший…
Я знаю одного мальчишку, который вот уже два года играет в компьютерную игру про дьявола-кровопийцу. «Я его обожаю! Он такой сильный! Он крутой!» Встречались мне и страстные поклонники сатаны из фильма «Омен», и юные «друзья» вампиров – это в конечном итоге уже дело вкуса. Беда совсем в другом: естественное отождествление себя с главным героем такого фильма или игры смешивает в детском сознании понятия о добре и зле.
Когда ребенок смотрит ужастик, он невольно учится у главного героя тому, как надо себя вести, мысленно обращаясь с классическим вопросом «Что такое хорошо и что такое плохо?» уже отнюдь не к отцу или к матери, а к стопроцентному злодею. А поскольку в глубине души «крошка-сын» ощущает, что сам он не может быть плохим, то, «сливаясь» с героем ужастика, делает «хорошим» и его. В результате у него формируется искаженная картина действительности, где реальных страданий просто нет и где не произойдет ничего особенного, если ударить человека, сделать ему больно, даже убить… Кто знает, быть может, потрясшие мир истории об американских школьниках, буднично расстреливавших своих товарищей, - это первые плоды «страшилкомании», которая пустила корни на Западе, а теперь прорастает и у нас?
Но что же делать, ведь и попытка отгородить свое дитя от встречи со злом обречена на провал. Более того – чревата серьезной душевной травмой для ребенка, который рано или поздно столкнется с черной стороной жизни и, оказавшись неподготовленным, может выдать в ответ сильнейшую стрессовую реакцию. Так есть ли выход из этого замкнутого круга?

Лекарство против страха
Как известно, новое – это хорошо забытое старое, и возможно, что ответ поджидает нас на давно забытых дорожках. Давайте-ка вспомним народные сказки и старые фильмы с непревзойденным «злодеем» советского экрана Георгием Милляром. Пародийные атрибуты его Кощеев, Бабок-Ежек и прочей нечисти легко снимали страх. Зло представало адаптированным, немного игрушечным. Не говоря уже о том, что злодеи-то не были законченными, иной раз в них что-то «зашкаливало» и они творили добро. Это подкупало, потому что напоминало реальную жизнь, где и подавно нет ничего однозначного.
Речь, конечно, не идет о том, чтобы вместо иностранных ужастиков навязать ребенку русские народные сказки или старые фильмы, но смысл в подобном противопоставлении есть. Сформированные веками фольклорные произведения всегда выступают от имени добра и увенчивают сюжет добрым, справедливым концом. Кроме того, в них отсутствует зло в грубо физиологических проявлениях, способных вызвать у зрителя эмоциональный шок. Тогда как главные действующие лица таких фильмов, как «Дети кукурузы» или «Пятница, 13» - заметим, дети – настоящие исчадия ада, они уничтожают все живое, оставляя за собой голую безжизненную пустыню. Разница очевидна. Хочется дать простой и внятный рецепт избавления от кошмара. Но увы – его нет. Попытаемся хотя бы наметить возможные направления «атаки».
Телевизор и компьютер дают лишь малую толику того опыта, благодаря которому ребенок становится личностью. Ничто не заменит ему непосредственных впечатлений от жизни, общения с реальными людьми. В первую очередь – с родителями. Поэтому речь скорее должна идти о том, насколько мы сами готовы пойти навстречу ребенку в удовлетворении его «внережимной» потребности к общению, дать ему верные ориентиры, догадаться, к чему стремится его душа.
Но почему же вместо пассивной зарядки – просмотра ужастиков, сопровождающегося выделением в кровь адреналина, не предложить своему чаду куда более полезный оригинал – занятия спортом? Ведь благодаря им ребенок приобретает знание собственного тела, умение управлять своими реакциями на разнообразные чувства.
Хочу напомнить и о том, о чем родители легко забывают, как только ребенок выходит из грудного возраста и его уже не надо класть папе или маме на живот, чтобы унять плач. Телесное общение – один из самых важных каналов претворения мучительных для ребенка переживаний в положительные! Погладить, обнять, поцеловать, неожиданно по-спортивному завалить на ковер и побороться, шутливо шлепнуть по попе. Столь же важна и другая сторона: образное словесное претворение ребенком своего переживания мира. В этом смысле необычайно интересно исследование детства великих людей разных времен и народов. Обнаружилось, что в раннем периоде становления у всех этих титанов духа было нечто общее: представление, легенда, сказка о существовании некоего волшебного маленького народца, «общение» с которым придавало жизни будущего гения особую яркость. Так почему же наши собственные дети должны жить в мрачном мире вымышленных убийств? Давайте придумывать вместе с ними своих волшебных героев, свои чудеса и захватывающие приключения! Ребенок хочет страшилку? Придумайте ее вместе с ним! Тогда вам удастся точно вымерить ту порцию страха, которую способна воспринять маленькая родная душа. Он требует, чтобы в сказке присутствовали злодеи? Очень хорошо, пусть он сам сформирует этот образ из самых черных красок, которые подскажет ему воображение, но уже не отождествляясь с таким героем, а изживая благодаря ему похожие эмоции в самом себе. А деликатно направленное вами действие обязательно приведет к победе доброго и хорошего персонажа – пусть именно он останется в эмоциональной памяти ребенка как достойный предмет для подражания.

Абсолютно ясно одно: нельзя передоверять эту счастливую для вас обоих возможность сближения с ребенком на откуп бездушной машине – будь то компьютер или обычный телевизор. Иначе мы рискуем уподобиться родителям из рассказа Брэдбери, которые спохватились слишком поздно и в борьбе против многомерной стены, воплощавшей все мысли и желания их детей, были безжалостно уничтожены ими. Возможен и другой, не менее страшный вариант: зайти однажды в детскую и встретиться там с абсолютной пустотой…
 
#6
Очень хорошо сказано, что нельзя отдавать ребенка на воспитание компьютеру или телевизору. Нужно больше с ним общаться, интересоваться как он провел день да и вообще чем угодно интересоваться, лишь бы у вас был постоянный контакт.
 
#7
Ребенок нервный потому растет потому что родители мало уделяют ему внимания. Мне кажется, что в юном возрасте за ребенком нужен глаз да глаз, ни в коем случае нельзя на него кричать по пустякам, что бы не вырос какой то неврастеник.
 
#8
Согласен. Просто родителям на ребенка в детстве наплевать, а потом еще удивляются, почему их ребенок нервным растет, или потом еще алкоголиком или наркоманом становится. Нужно за ребенком следить, что бы он в жизни правильный путь себе выбрал.
 
#10
Ребенок может и не только из за этого нервничать. Нужно в детстве за ребенком очень много следить, что бы он не попал "не в ту" компанию, и с его нервами и здоровьем все было в порядке.
 
#15
Еще ребенок очень часто бывает нервный из за того, что родители пытаются испугать ребенка тем же бабайкой или еще чем то, только для того, что бы ребенок себя спокойно вел. А у ребенка потом травма на всю жизнь.
 
#17
детям.jpg


Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью — учится бороться;
Ребёнок, окружённый злостью — учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием — учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом — учится врать;
Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину;

ребенок.jpg


...И ТОЛЬКО СИЛЬНЫЕ ДУШИ МОГУТ ПОРВАТЬ ЭТОТ КРУГ...

Ребёнок, окружённый поддержкой — учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора — учится быть ответственным за свои решения.

дети.jpg
 
Сверху