Почему в последнее время так много детей не могут усвоить программу школы не только по точным предметам, но и по предметам гуманитарной сферы? Почему объяснения учителя так плохо запоминаются, а дети не могут удержать внимание и отключают или включают его самопроизвольно, не управляя этим процессом? Прочитанная сказка не усваивается, и ребенок не в состоянии ее воспроизвести, так же, как и прочитанный материал из книги. Эти вопросы волнуют родителей, учителей, специалистов: психологов и логопедов. Четкая постановка проблемы привлекает к ней внимание многих людей и заставляет задуматься над этой проблемой, пока она не набрала катастрофические масштабы. Как изменить методы преподавания, чтобы помочь ребенку усвоить целую картину внешнего мира и процессов, проходящих вокруг нас? Как научить анализировать эту информацию и создать правильное представление о мире? Какой параметр умственной деятельности отсутствует или плохо работает и почему?
Прежде всего, попробуем описать ребенка, у которого слабое внимание, занижена способность к обучению, слабая память, отсутствие интереса и мотивации к обучению. В школе такие дети быстро устают, не могут повторить за учителем предварительно прослушанной информации, при чтении текста трудно воспринимают прочитанное, и не могут передать содержание, останавливаясь после первых 2-3 предложений. Если это гиперактивные дети, то они шумят, крутятся, на что-то постоянно отвлекаются. Дома им трудно учить уроки, это занимает много времени, малопродуктивно и, в основном, они не хотят ходить в школу. У них возникает страх перед решением любой задачи и этот страх, неуверенность мешают им выполнять даже то, что они могут.
Когда ребенка не вывести из этого состояния, то обучение в школе становится тяжкой повинностью, приводит к развитию комплекса неполноценности и настраивает личность ребенка на неудачу, неверие в свои силы, что в будущем может привести к кризису, как в личной жизни, так и в карьере "карьере.
Такое положение характерно для детей социально запущенных, с которыми родители мало занимаются, лексический запас таких детей невелик, а содержание некоторых слов не осознается. Упрощение языка ведет к упрощенному восприятию мира, так как мышление - языковый процесс, и только с развитием языка можно развивать мышление, которое является
1) социально обусловленным процессом, т.е. необходимо в процессе взаимодействия людей, - если ребенка не провоцировать на общение и взаимодействие, то речь и мышление будут развиты слабо.
2) процессом обобщенного и опосредованного отражения действительности. Ребенка надо учить отражать все, что он видит вокруг себя в языке и рисунках с самого раннего возраста, потом учить выражать свое отношение к предметам и явлениям, и отвечать на вопросы почему?
3) процесс анализа и синтеза, возникает на основе практической деятельности из чувственного познания (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестезические, или двигательные ощущения). Ребенка также следует учить описывать свои ощущения, передавать словами все, что он чувствует. Для этого нужно, чтобы его кто-то спрашивал, общался, входил с ним во взаимодействие через игру, или любую другую деятельность. Мышление лишь один из видов психических процессов, которые нуждаются в развитии, кроме этого существуют восприятие, память, воображение, чувства и эмоции.
Внимание не является психическим процессом, это форма организации сознания, которая помогает сосредоточиться на определенном предмете или деятельности. Но без тренировки внимания трудно развивать другие психические процессы.
Родители часто спрашивают, с какого возраста нужно развивать ребенка.
Ответ: с рождения.
Поэтому, не надо ждать, когда ребенок пойдет в школу, чтобы обратиться к специалистам. Чем раньше вы это сделаете, тем легче достичь хороших результатов.
Прежде всего, попробуем описать ребенка, у которого слабое внимание, занижена способность к обучению, слабая память, отсутствие интереса и мотивации к обучению. В школе такие дети быстро устают, не могут повторить за учителем предварительно прослушанной информации, при чтении текста трудно воспринимают прочитанное, и не могут передать содержание, останавливаясь после первых 2-3 предложений. Если это гиперактивные дети, то они шумят, крутятся, на что-то постоянно отвлекаются. Дома им трудно учить уроки, это занимает много времени, малопродуктивно и, в основном, они не хотят ходить в школу. У них возникает страх перед решением любой задачи и этот страх, неуверенность мешают им выполнять даже то, что они могут.
Когда ребенка не вывести из этого состояния, то обучение в школе становится тяжкой повинностью, приводит к развитию комплекса неполноценности и настраивает личность ребенка на неудачу, неверие в свои силы, что в будущем может привести к кризису, как в личной жизни, так и в карьере "карьере.
Такое положение характерно для детей социально запущенных, с которыми родители мало занимаются, лексический запас таких детей невелик, а содержание некоторых слов не осознается. Упрощение языка ведет к упрощенному восприятию мира, так как мышление - языковый процесс, и только с развитием языка можно развивать мышление, которое является
1) социально обусловленным процессом, т.е. необходимо в процессе взаимодействия людей, - если ребенка не провоцировать на общение и взаимодействие, то речь и мышление будут развиты слабо.
2) процессом обобщенного и опосредованного отражения действительности. Ребенка надо учить отражать все, что он видит вокруг себя в языке и рисунках с самого раннего возраста, потом учить выражать свое отношение к предметам и явлениям, и отвечать на вопросы почему?
3) процесс анализа и синтеза, возникает на основе практической деятельности из чувственного познания (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестезические, или двигательные ощущения). Ребенка также следует учить описывать свои ощущения, передавать словами все, что он чувствует. Для этого нужно, чтобы его кто-то спрашивал, общался, входил с ним во взаимодействие через игру, или любую другую деятельность. Мышление лишь один из видов психических процессов, которые нуждаются в развитии, кроме этого существуют восприятие, память, воображение, чувства и эмоции.
Внимание не является психическим процессом, это форма организации сознания, которая помогает сосредоточиться на определенном предмете или деятельности. Но без тренировки внимания трудно развивать другие психические процессы.
Родители часто спрашивают, с какого возраста нужно развивать ребенка.
Ответ: с рождения.
Поэтому, не надо ждать, когда ребенок пойдет в школу, чтобы обратиться к специалистам. Чем раньше вы это сделаете, тем легче достичь хороших результатов.