Принципы эффективного самообразования

Виталий

Well-Known Member
#1
Подборка советов по эффективному самообразованию, составленная на основе анализа научной литературы, статей, находящихся в открытом доступе и личного опыта самообразования. Содержит 8 подробных пунктов. Ориентирована на новичков и сомневающихся. По вопросам редактирования, дополнения и исправления статьи для нужд конкретного ресурса обращайтесь в комментариях.

Принцип первый: учитесь тому, что Вам действительно нужно.
Если Вы собираетесь научиться чему-либо самостоятельно, подумайте, придётся ли Вам использовать изученное. В данном случае не столь важно, имеется ли в виду использование в работе или на досуге, в теории или на практике. Главное, чтобы полученные знания в итоге приносили пользу и удовольствие. Обучение "просто для саморазвития" возможно, но может оказаться недостаточно продуктивным, поскольку неиспользуемые знания и навыки имеют свойство быстро забываться.
Вовсе не обязательно сразу записываться на дорогостоящие платные курсы, даже если они пользуются большой популярностью. Ознакомьтесь с бесплатными возможностями и основами теории, прежде, чем принимать такое решение.

Принцип второй: ничего невозможного нет.
Если Вы действительно хотите научиться чему-либо, забудьте фразу: "Это слишком сложно для меня". Вполне объяснимо, что сначала какие-то знания и навыки могут казаться "премудростью для избранных". По мере занятий Вы обязательно увидите, что всё не так уж страшно. Возможно, отсутствие специфического природного дара (например, стопроцентного музыкального слуха или физических данных, подходящих для балета) помешает достичь "вершин мастерства", но усвоить теорию и определённый базис знаний способен каждый человек. Став эрудитом в области, где широкая практика невозможна, Вы сможете использовать знания для помощи другим или общения по интересам, а значит - так же получать удовольствие от занятия любимым делом. Помните: даже на самом сложном языке говорят не только его носители, а каждый мастер своего дела когда-то был новичком.

Принцип третий: найдите, в чём Вы хороши.
Если изучение выбранного предмета даётся Вам с трудом несмотря на всё желание, вспомните о своём хобби и попытайтесь объединить "приятное с полезным". Любите смотреть интересные фильмы и читать книги? Попробуйте вспомнить, в каких из них упоминается предмет Вашего изучения: пример любимых героев (не говоря уже о примерах знаменитостей!) вдохновляет не только детей, но и взрослых. Сражаетесь с ужасно сложным иностранным языком? Заучивайте слова на интересные Вам темы. Любите рисовать, но неважно готовите? Создайте из вашего блюда композицию для натюрморта!
Невероятно, но факт: найти что-то общее можно даже в абсолютно, казалось бы, непохожих занятиях. Было бы желание и очередной урок может превратиться в ещё один кусочек времени "для души".

Принцип четвёртый: индивидуальный подход.
В современном мире можно найти широкий спектр информационных источников по любому вопросу. Книги, тематические журналы, сайты, клубы, а также интернет-сообщества любителей и профессионалов изобилуют различными курсами, мастер-классами и советами для новичков. Но что делать, если кажется, что ни одна из учебных программ Вам не подходит полностью?
В этом случае на основе доступных источников можно определить универсальный для любой программы необходимый минимум тем, которые следует изучить, а затем - комбинировать материалы различных курсов в соответствии со своими предпочтениями. Попробуйте вспомнить, как легче всего запоминалась информация во время учёбы в школе: кто-то легче запоминает на слух, у кого-то хорошо развита зрительная память, кто-то больше любил давать письменные, а кто-то - устные ответы. Начинайте с тех форм усвоения знаний, которые Вам легче даются.

Принцип пятый: всё хорошо в меру.
Эта истина не подлежит сомнению, в самообразовании в том числе. Особое место принадлежит соотношению теории и практики. Постарайтесь чередовать теоретические и практические задания, не ограничиваясь сугубо одним из этих видов. Отрабатывайте изученные приёмы на практике, проверяя и расширяя свои знания в теории.
Не менее важен сбалансированный график самообучения: каждодневные занятия могут значительно ускорить темп обучения и повысить Ваши результаты, однако, следует учитывать, что современный ритм жизни не всегда позволяет уделять много времени самообразованию. Кроме того, высокие нагрузки могут вызвать усталость и ослабление интереса. Разрозненные занятия "от случая к случаю" этими негативными свойствами не обладают, однако вряд ли приведут к высоким результатам и моральному удовлетворению от их достижения. Зато практически гарантируют угрызения совести и необходимость начинать изучение с нуля каждый раз. Лучше выбрать "золотую середину", занимаясь один, два или несколько раз в неделю, в зависимости от нагрузки. Это позволит заранее "выкроить время" для занятий и обеспечить самое главное - стабильное продвижение вперёд. Не останавливайтесь на достигнутом!
"Золотая середина" также должна присутствовать при выборе инструментов, материалов и пособий для занятий. Не нужно стремиться скупить или найти всё, что только может пригодиться (а может и не пригодиться!) Вам в обучении, но и не стоит ограничиваться жёстким минимумом. Постарайтесь, аналогично принципу № 4, определить универсальные необходимые ресурсы и обеспечить себя ими.

Принцип шестой: без потери времени.
Даже то время, которое кажется нам бесполезно потраченным, можно использовать для того, чтобы научиться чему-то новому. К примеру, время, проведённое в общественном транспорте, очереди или автомобильной пробке - прекрасный повод для чтения или прослушивания книг. Причём, это практически не требует особенных затрат: заблаговременный абонемент в бесплатной библиотеке обеспечит Вам доступ к ознакомлению с печатной продукцией. Если же доступ к бумажным изданиям ограничен, это не означает безусловной необходимости покупки сложных и дорогостоящих устройств. Развитие программирования на современном этапе позволяет даже самый простой и недорогой телефон оснастить функциями чтения книг, составления заметок, воспроизведения аудио и рисования, достаточно поддержки устройством технологии Java и устанавливаемых приложений. Разумеется, для поиска необходимых программных продуктов потребуется хотя бы нерегулярный доступ в Интернет, а иногда и немало терпения. Однако, это позволит Вам не только расширить свои возможности для самообразования, но и пополнить "багаж знаний" о современных технологиях и мобильных устройствах.
Просмотр любимого сериала - прекрасное время для занятия рукоделием, йогой, гимнастикой, осталось только превратить это в привычку.
Даже, казалось бы, бесполезное на первый взгляд увлечение компьютерными играми можно использовать. к примеру, как стимул для изучения иностранных языков, используя соответствующие версии. Также компьютерные игры могут служить подспорьем для получения новых знаний в различных областях (к примеру, военная история, культура других стран, мифология и фольклор и т.д.). Важно только уделить внимание подбору подходящих игр и соблюдению правил компьютерной гигиены.

Принцип седьмой: общение - свет.
Не стесняйтесь задавать вопросы более опытным коллегам по увлечению, даже если эти вопросы кажутся Вам глупыми и задавать их не очень удобно. Все увлечённые люди когда-то были новичками и точно так же нуждались в советах, поэтому среди них обязательно найдутся те, кто охотно и с удовольствием Вам помогут. Даже если Ваше смущение настолько велико, что мешает Вам обратиться к знакомым знатокам или в кружки и клубы по месту жительства, возможности Интернет-ресурсов позволят Вам соблюсти достаточную анонимность. Не стоит полагаться только на собственные силы - реальный, живой опыт и человеческое общение являются прекрасным стимулом и подспорьем в самообучении. Человек, который вовремя обратился за советом выглядит гораздо солиднее того, кто ограничивается лишь справочниками и "методом тыка" и постоянно попадает впросак. Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые помогут Вам использовать Интернет-общение для самостоятельного обучения с наибольшей эффективностью.
1. Правильный выбор сообщества.
Если Вы не уверены, помогут ли Вам на том или ином ресурсе, ознакомьтесь с его наполнением, ответами "старожилов" на вопросы таких же новичков, разделами правил и Частых Вопросов (ЧаВо, FAQ). Предпочтительно выбирать тематические ресурсы с достаточно высокой посещаемостью, наличием ответов на вопросы новичков в корректной и информативной форме, а также с наиболее приемлемым и комфортным для Вас стилем общения.
2. Правильная формулировка вопросов.
Обдумывайте вопросы, которые собираетесь задать, чтобы сформулировать их правильно и получить наиболее точный ответ. Это не всегда получается, поэтому не бойтесь уточнять и дополнять свои вопросы по мере необходимости. По мере того, как Вы наберётесь опыта и разберётесь в терминологии предмета, Ваши вопросы обязательно станут более точными сами по себе.
3. Правильное отношение к грубости в Интернете.
Не нужно огорчаться и отчаиваться, столкнувшись с грубым отношением в том или ином сообществе. Как известно, все люди разные, и не стоит каждое слово, адресованное к Вам в Сети, принимать на свой счёт. Диалог в Интернете зачастую происходит между людьми, которые не знают индивидуальных особенностей жизни друг друга и судят поверхностно. Поэтому не следует принимать такие нападки, что называется, близко к сердцу. Если правилами сообщества разрешено отвечать на оскорбительные сообщения, постарайтесь дать ответ максимально вежливо, не переходя на личности и приводя аргументы. Если же Вы не желаете делать этого или подобные действия запрещены правилами, обратитесь за помощью к модераторам сообщества. Не переносите негативных впечатлений от отдельного комментария на общение с коллегами, поиск ответов и предмет изучения в целом. В любом случае, сообщество всегда можно сменить.

Принцип восьмой: больше записывайте.
Ведение различных записей очень помогает в обучении чему-либо. Они помогают следить за своими достижениями, составлять долгосрочные и краткосрочные планы, расписания занятий, осознавать трудности и проблемы, сохранять мечты и мысли, запоминать полезную и интересную информацию.
В настоящее время существуют три способа ведения записей и дневников. Первый способ - это записи, сделанные на бумаге, традиционным, привычным всем нам способом. Второй - это записи в электронном виде, сделанные на домашнем компьютере, телефоне или другом устройстве. Этот способ не подразумевает обязательной публикации записей в Интернете. Третий - записи, сделанные в публичных виртуальных дневниках (блогах) и на собственных Интернет-страницах.
Выбор наиболее удобного способа ведения записей в процессе самообразования индивидуален. Однако, на наш взгляд, не стоит ограничиваться только одним из них. Наиболее эффективным представляется использование всех доступных Вам способов записи информации. Помимо соображений удобства, доступности и индивидуальных предпочтений, можно руководствоваться рекомендациями, приведёнными ниже.
Простые схемы, краткие цитаты и спонтанно появившуюся информацию, как правило, целесообразно записывать от руки. Главное - иметь под рукой блокнот, тетрадь или книгу для записей. Записи, сделанные на отдельных листках, обрывках, этикетках можно вкладывать, подклеивать, прикреплять туда, чтобы в нужный момент не пришлось разыскивать нужную информацию. Совершенно необязательно довольствоваться скромными рабочими записями, можно заносить особенно полезную информацию в отдельную, красиво оформленную тетрадь.
Электронные несетевые дневники наиболее удобны, если Вы достаточно времени проводите за компьютером, либо хотите научиться пользоваться его возможностями как можно лучше. Если же Вы питаете стойкое отвращение к электронной технике, то лучше свести количество записей, сделанных таким способом, к минимуму. Ведь в противном случае Вы будете неохотно пользоваться этими записями и такой дневник не будет эффективен.
К преимуществам такого способа ведения записей относятся: широкий выбор бесплатных программ, предназначенных специально для ведения дневников и организации информации, которые позволяют красиво и наглядно оформлять Ваши записи, удобно каталогизировать, редактировать их, добавлять рисунки, графики и таблицы, а также защищать паролем сугубо личные мысли.
В публичных виртуальных дневниках чаще всего публикуются отчёты о своих достижениях, подборки понравившейся литературы и фотографий, любопытные факты и размышления по изучаемой теме, которыми Вы готовы поделиться. Если немного постараться, Интернет-дневник станет не только подспорьем в Вашем самообучении, но и источником вдохновения для других пользователей Сети.

Учитесь с удовольствием!
 
#2
Вообще самообразование это штука довольно сложная. Хорошо, что сейчас есть интернет, где можно найти кучу всяких туториалов и примеров выполнения тех или иных заданий. А раньше люди ведь обходились только библиотеками и учебниками, не представляю как.
 
#3
Самообразование вещь очень сложная, но очень хорошая. Потому что если вы учитесь сам, то вы выбираете именно то что вам нужно, а не так как сейчас учат в школах и университетах, в которых дают очень много воды...
 
#4
Самообразование вещь очень сложная, но очень хорошая. Потому что если вы учитесь сам, то вы выбираете именно то что вам нужно, а не так как сейчас учат в школах и университетах, в которых дают очень много воды...
Согласна, в школах и университетах дают всего лишь основу для будущих знаний. Нас кормят одними общими понятиями, не сильно углубляясь в сам предмет. Для профессиональной деятельности таких знаний будет далеко не достаточно.
 
#5
Действительно, общение с другими людьми, которые так же занимаются самообразованием, очень полезно. Потому что некоторые моменты люди могут гораздо лучше воспринять на слух, чем прочитать сухой текст.
 
#6
Вот про меру очень хорошо сказано. Если человек думает, что чем больше он будет сидеть над учебниками - тем больше он выучит, то он ошибается. Я лично могу нормально работать только 2-3 часа подряд. Потом начинаю все больше и больше отвлекаться.
 
#7
Предлагаю мою статью о методиках самообразования, которыми я пользуюсь. Находится она по адресу http://alik-abdulin.narod.ru/studying.html Если там есть рекламный баннер, он отключается кнопочкой сбоку его. Мне интересны: толковая критика, дельные идеи на тему.
 
#8
Многому человек может обучиться сам, если у него будет такое стремление, тем более в наш век интернета. Чтобы выучить тот же английский теперь даже не обязательно посещать занятия, можно выучить его через вебинары или онлайн-курсы, это очень удобно. Единственный минус самообразования - это то, что не все мы достаточно самоорганизованы.
 
#11
Принципы хорошие, но вот как еще с ленью-матушкой бороться? Я уже тааак давно хочу заняться изучением английского языка, что стыдно сказать. И никак не начинаю.
Я бы назвал первым принципом самообразования дисциплинированность. Заниматься нужно регулярно, пусть и понемногу, но часто. Только при частых занятиях реально что-либо выучить.
 
#12
Есть очень хорошая книга на эту тему. "7 навыков высокоэффективных людей", эта книга стала бестселлером, и прочитав её в вашем мировоззрении может многое измениться.)) а статья хорошая, спасибо
 
#13
Все понимаю эффективность самообразования, только вот не все действительно следуют этим принципам, а наедятся на наш русский авось, который не всегда прокатывает. Но если сам себя не заставишь учиться, ничего не получиться.
 
#14
Согласен, школы и университеты дают лишь основу каких-нибудь знаний. Я считаю, что каждый человек должен заниматься самообразованием. Он должен интересоваться и учиться каким-нибудь интересным для него вещам или увлечений. Также в статье правильно упомянули, что учась чему-нибудь новому нельзя зацикливаться исключительно на теории или практике, нужно всегда комбинировать эти вещи. Поскольку обучаясь исключительно теории, мы не знаем как применить её потом на практике, либо наоборот, обучаясь только на практике, нам часто может не хватать каких-либо теоритических знаний. Помимо этого, учась исключительно теории или практики она заедается и по немного стает надоедать, так что всего хорошего в меру.
 
#16
За 20 минут можно вытерпеть любое действие, которые вы совсем не хотите делать. Это хороший способ начать что-то делать, бороться с ленью и повысить свою мотивацию.

Правила 20 минут:

Кто занимается спортом 20 минут в день, тому не стоит беспокоиться о своем здоровье.

Кто уделяет 20 минут в день уборке своего дома, тому не стоит переживать о беспорядке.

Кто выделяет 20 минут в день на улучшение концентрации, тому не стоит беспокоиться о творческом кризисе.

Кто находит 20 минут в день, чтобы выслушать о делах своего мужа или жены, не стоит беспокоиться о проблемах в отношениях.

Кто выделяет 20 минут в день на слушание себя и ведения личных записей, тому не стоит беспокоиться о недостатке идей.

Кто 20 минут в день работает над созданием источников дохода, тому не нужно переживать о собственном финансовом благополучии.

Кто выделяет 20 минут на отдых, не следует опасаться переутомления и усталости.

Кто читает полезную книгу хотя бы 20 минут в день, не стоит переживать о том, как стать экспертом.
 

support

Administrator
Команда форума
#17
закон притяжения.jpg

Закон притяжения появился в начале времен. Он был всегда и всегда будет.
Каждая ваша мысль реальна — это сила.
Закон отвечает на ваши мысли, какими бы они ни были.
 
#18
Самообразование - штука опасная. 70 % людей, занимавшихся самообразованием, которые встретились на моем жизненном пути, были эгоцентриками, которых занимал лишь сам факт того, что они что-то самостоятельно изучают. 20 %, в силу отсутствия преподавателя или человека, который мог бы хоть как-то отследить правильность вбиваемого в голову материала, были самовлюбленными тупицами, блиставшими псевдофактами, не имеющими к реальности никакого отношения (например, что название одной модели Шевроле (lacceti/лачетти) "читается неправильно, на самом деле, на французском оно должно читаться как "лаксетти" и тому проч.). 7% бросали самообразование, когда вдохновение и стимул пропадали, и соответственно в дальнейшем забывали и накопленный материал и то, для чего они вообще собирались самообразовываться. И лишь оставшиеся 3% находили своему самообразованию достойное применение, превращая его в интереснейшее занятие. Такое интересное, что аж завидно становится.
 
Сверху