Как воспитать уравновешенного и спокойного ребенка? Как найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации, когда ребенок упрямится, капризничает, или всячески проявляет неуравновешенность...? Даже самые заботливые и любящие своего малыша родители найдут в моей теме ответы на многие вопросы.
Воспитание ребенка – достаточно сложный и кропотливый процесс. Безусловно, даже самые внимательные родители, так или иначе, совершают серьезные и незначительные ошибки в этом процессе. Рассмотрим основные ошибки воспитания, которые могут вызывать и закреплять разнообразные нервные проявления у детей.
Зачастую, если взглянуть на поведение ребенка с его позиции, то можно сделать интересный вывод – нервные проявления ребенка иногда оказываются для него «выгодными», а спокойное и уравновешенное поведение – «невыгодным».
Из науки о высшей нервной деятельности и поведении известно, что организм стремится закрепить и развить такой образ и стиль своего поведения, который приносит ему (организму) «пользу» в сложившихся условиях окружающей среды, а то, что приносит «вред» - стремится отторгнуть и изжить. Это происходит вне зависимости от сознания и воли, в нашем случае, ребенка. Постараемся обосновать данное явление на примере близнецов - брата и сестры. К примеру, брат страдает слабым заиканием, а у сестры подобных проявлений нет. Пусть, в нашем примере, они, совместно играя в комнате, разбили вазу. Родители наказали девочку. Мальчика не наказывали, потому что он заикается и, значит, его нельзя лишний раз травмировать. Начиная с этого дня, у девочки появились проявления заикания, а мальчик стал заикаться еще сильнее – то есть проявление заикания оказалось для детей «выгодным». Или другой пример. Девочка, которая страдала раньше двигательным неврозом, то есть подергиваниями, обратилась к старшей сестре с просьбой дать ей свое нарядное платье, чтобы надеть его к подружке на день рождения. Старшая сестра отказала. Мама девочек, попросила старшую дочь дать платье, так как младшая сестричка нервная, с подергиваниями. Старшая дочь ответила, что сестра уже выздоровела и уже не дергается, а значит нет необходимости ее баловать. После этого случая у младшей сестры начался рецидив – подергивания возобновились. И таких примеров можно привести много.
Родители, постарайтесь проявлять как можно больше доброты, ласки, понимания и сочувствия к ребенку, когда он что-либо просит, и делает это спокойно. Постарайтесь не потакать различным нервным проявлениям ребенка - плачу, злости, капризам. Старайтесь решительно и твердо обрывать нетерпимые поступки ребенка, без скидок на болезненное или нервное состояние, при этом не следует ограничивать свободу ребенка. Стремитесь приучить ребенка слушаться спокойно сказанного слова с первого раза. Вам необходимо выполнять все свои обещания и угрозы, чтобы для ребенка слово родителей ассоциировалось с соответствующим адекватным ощущением, как приятным, так и неприятным. Нельзя позволять ребенку использовать свои нервные проявления для получения выгоды, тогда он будет расти послушным, полноценным, спокойным и здоровым.
В процессе воспитания ребенка, внимательный родитель обязательно присматривается к настроению своего ребенка и на то, как часто оно меняется. То малыш вдруг становится несносно вредным и все делает назло. То резко становится паинькой, то без причины опять капризничает. Настроение ребенка периодически меняется, а опыт, который малыш приобретает в это время, остается на всю жизнь, и впоследствии сказывается на формировании характера и особенностях личности. Это необходимо понимать, всегда об этом помнить и стараться извлекать уроки из любого поведения своего малыша. Например, малыш впал в состояние стойкого упрямства. Он абсолютно не слушает никаких аргументов и доводов и продолжает настаивать на своем. В этом случае у родителей есть несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Первый вариант: взять в руки ремень. В споре с ребенком, этот аргумент, конечно, самый легкий, однако не самый убедительный. Такой вариант решения проблемы, не упрочит авторитет родителей. При таком способе выхода из ситуации проблема, которую ребенок пытается для себя решить своим упрямством, как правило, не решается, а прячется еще глубже. Как показывает опыт, ребенка гораздо легче обучить каким либо навыкам, мягко поправляя и направляя, чем наказывая за любую ошибку. Ребенок, который находится под страхом наказания за совершенные ошибки, чаще всего их и совершает. Родители, которые пригрозили малышу: «Только попробуй принести еще одну двойку из школы!», могут смело рассчитывать на то, что запуганный возможным наказанием ребенок не сумеет решить школьную задачку и принесет домой эту двойку.
Второй вариант имеет весьма точное название – шантаж. Кстати, этим способом пользуется большинство родителей. Например: «Если ты не наведешь порядок на своем столе, то не пойдешь вечером гулять», «Если не выучишь уроки, телевизор смотреть не будешь» и т.д. Возможны и более утонченные варианты: «Не хочешь делать - не делай, я буду поступать по отношению к тебе так же». Однако следует понимать, что этот вариант очень опасен. Ребенок, быстро уловив суть этого метода, незамедлительно ответит тем же. «Не дашь смотреть телевизор - не выучу уроки», «Не купишь конфету - не съем кашу». Что же делать в этом случае? Остается только уступить! Если родители убеждают ребенка в чем-либо, то это не всегда помогает. Основная ошибка родителей – это стремление к быстрой победе и желание настоять на своем. Но не все так просто. Есть некоторые вещи, которые ребенку необходимо понять и почувствовать на личном опыте. Безусловно, уступать следует только в том случае, если с упрямством ребенка не связана угроза для его жизни или здоровья. Когда ребенок упрямится и настаивает на чем-то запрещенном, то наиболее подходящий выход из ситуации – это отвлечь его от проблемы и постараться переключить внимание на что-нибудь другое. Родителям следует стараться не спорить и не заставлять.
Как правило, объектом заботы, ухода и любви является ребенок. Но ребенок должен уметь не только получать внимание и заботу. Необходимо, чтобы он и сам учился о ком-то заботиться. Для этого неоценимую пользу может принести котенок, щенок или другое животное, которого малыш будет ласкать, заботиться и по отношению, к которому он будет чувствовать себя «старшим». Главное, что должны понимать родители – это то, что нельзя играть на любви малыша к животному, использовать это в качестве инструмента для подчинения ребенка своим требованиям. Ужасно, когда кто-то из родителей говорит ребенку: «Если не исправишь двойку по физике, то я твоего щенка выброшу на улицу!» Через заботу и любовь к домашнему питомцу ребенку легче всего будет научиться любить и заботиться о природе в целом.
Родители, безусловно, должны проявлять заботу о своем ребенке, но нельзя допускать, чтобы забота превращалась в «сверхзаботу», которая лишает малыша возможности проявить самостоятельность. Если ребенку присуще стремление к самостоятельности, то это качество необходимо всячески поддерживать и ни в коем случае не пресекать или как-то ущемлять. Безусловно, гораздо быстрее и проще взрослому умыть или одеть трехлетнего ребенка, нежели наблюдать, как он пытается это сделать сам. Не стоит лишать малыша возможности испытать радость и гордость, от того, что он что-то сделал самостоятельно. Поведение усиливается, активизируется и закрепляется, когда оно сопровождается положительными эмоциями – радость, удовольствие, полученная похвала за достижения.
Радость, которую доставляет ребенку внимание и любовь взрослых, всякие развлечения – прогулки и игры, посещения цирка или зоопарка, разные лакомства просто необходимы для полноценного развития малыша, в том числе и нервно-психического. Однако, все, в том числе и радости, должно быть в меру. Если развлечений и радостей слишком много, то удовольствие от них притупляется, они становятся обычными вещами. Точно так же притупляется и страх перед угрозой быть наказанным, если к ней слишком часто прибегают.
Также еще один очень важный фактор – это соблюдение распорядка дня. Установленный распорядок дня, который соблюдается – очень важен для полноценного развития и деятельности нервной системы. В условиях соблюдения определенного распорядка закрепляются основные условные рефлексы у ребенка. Например, с наступлением времени ложиться спать у малыша наступает сонливость, аппетит «просыпается» ко времени приема пищи. Но родителям необходимо помнить, что, стремясь соблюдать режим дня, нельзя делать ребенка быть его (режима) рабом. В жизни иногда складываются обстоятельства, таким образом, которые сегодня не позволяют поесть или лечь спать в привычное для ребенка время. Время от времени можно позволить малышу нарушить распорядок дня. Так ребенок поймет, что, если он, например, в привычное время не поест, то он «от голода не умрет» и в дальнейшем не потеряет аппетит.
Воспитание ребенка – достаточно сложный и кропотливый процесс. Безусловно, даже самые внимательные родители, так или иначе, совершают серьезные и незначительные ошибки в этом процессе. Рассмотрим основные ошибки воспитания, которые могут вызывать и закреплять разнообразные нервные проявления у детей.
Зачастую, если взглянуть на поведение ребенка с его позиции, то можно сделать интересный вывод – нервные проявления ребенка иногда оказываются для него «выгодными», а спокойное и уравновешенное поведение – «невыгодным».
Из науки о высшей нервной деятельности и поведении известно, что организм стремится закрепить и развить такой образ и стиль своего поведения, который приносит ему (организму) «пользу» в сложившихся условиях окружающей среды, а то, что приносит «вред» - стремится отторгнуть и изжить. Это происходит вне зависимости от сознания и воли, в нашем случае, ребенка. Постараемся обосновать данное явление на примере близнецов - брата и сестры. К примеру, брат страдает слабым заиканием, а у сестры подобных проявлений нет. Пусть, в нашем примере, они, совместно играя в комнате, разбили вазу. Родители наказали девочку. Мальчика не наказывали, потому что он заикается и, значит, его нельзя лишний раз травмировать. Начиная с этого дня, у девочки появились проявления заикания, а мальчик стал заикаться еще сильнее – то есть проявление заикания оказалось для детей «выгодным». Или другой пример. Девочка, которая страдала раньше двигательным неврозом, то есть подергиваниями, обратилась к старшей сестре с просьбой дать ей свое нарядное платье, чтобы надеть его к подружке на день рождения. Старшая сестра отказала. Мама девочек, попросила старшую дочь дать платье, так как младшая сестричка нервная, с подергиваниями. Старшая дочь ответила, что сестра уже выздоровела и уже не дергается, а значит нет необходимости ее баловать. После этого случая у младшей сестры начался рецидив – подергивания возобновились. И таких примеров можно привести много.
Родители, постарайтесь проявлять как можно больше доброты, ласки, понимания и сочувствия к ребенку, когда он что-либо просит, и делает это спокойно. Постарайтесь не потакать различным нервным проявлениям ребенка - плачу, злости, капризам. Старайтесь решительно и твердо обрывать нетерпимые поступки ребенка, без скидок на болезненное или нервное состояние, при этом не следует ограничивать свободу ребенка. Стремитесь приучить ребенка слушаться спокойно сказанного слова с первого раза. Вам необходимо выполнять все свои обещания и угрозы, чтобы для ребенка слово родителей ассоциировалось с соответствующим адекватным ощущением, как приятным, так и неприятным. Нельзя позволять ребенку использовать свои нервные проявления для получения выгоды, тогда он будет расти послушным, полноценным, спокойным и здоровым.
В процессе воспитания ребенка, внимательный родитель обязательно присматривается к настроению своего ребенка и на то, как часто оно меняется. То малыш вдруг становится несносно вредным и все делает назло. То резко становится паинькой, то без причины опять капризничает. Настроение ребенка периодически меняется, а опыт, который малыш приобретает в это время, остается на всю жизнь, и впоследствии сказывается на формировании характера и особенностях личности. Это необходимо понимать, всегда об этом помнить и стараться извлекать уроки из любого поведения своего малыша. Например, малыш впал в состояние стойкого упрямства. Он абсолютно не слушает никаких аргументов и доводов и продолжает настаивать на своем. В этом случае у родителей есть несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Первый вариант: взять в руки ремень. В споре с ребенком, этот аргумент, конечно, самый легкий, однако не самый убедительный. Такой вариант решения проблемы, не упрочит авторитет родителей. При таком способе выхода из ситуации проблема, которую ребенок пытается для себя решить своим упрямством, как правило, не решается, а прячется еще глубже. Как показывает опыт, ребенка гораздо легче обучить каким либо навыкам, мягко поправляя и направляя, чем наказывая за любую ошибку. Ребенок, который находится под страхом наказания за совершенные ошибки, чаще всего их и совершает. Родители, которые пригрозили малышу: «Только попробуй принести еще одну двойку из школы!», могут смело рассчитывать на то, что запуганный возможным наказанием ребенок не сумеет решить школьную задачку и принесет домой эту двойку.
Второй вариант имеет весьма точное название – шантаж. Кстати, этим способом пользуется большинство родителей. Например: «Если ты не наведешь порядок на своем столе, то не пойдешь вечером гулять», «Если не выучишь уроки, телевизор смотреть не будешь» и т.д. Возможны и более утонченные варианты: «Не хочешь делать - не делай, я буду поступать по отношению к тебе так же». Однако следует понимать, что этот вариант очень опасен. Ребенок, быстро уловив суть этого метода, незамедлительно ответит тем же. «Не дашь смотреть телевизор - не выучу уроки», «Не купишь конфету - не съем кашу». Что же делать в этом случае? Остается только уступить! Если родители убеждают ребенка в чем-либо, то это не всегда помогает. Основная ошибка родителей – это стремление к быстрой победе и желание настоять на своем. Но не все так просто. Есть некоторые вещи, которые ребенку необходимо понять и почувствовать на личном опыте. Безусловно, уступать следует только в том случае, если с упрямством ребенка не связана угроза для его жизни или здоровья. Когда ребенок упрямится и настаивает на чем-то запрещенном, то наиболее подходящий выход из ситуации – это отвлечь его от проблемы и постараться переключить внимание на что-нибудь другое. Родителям следует стараться не спорить и не заставлять.
Как правило, объектом заботы, ухода и любви является ребенок. Но ребенок должен уметь не только получать внимание и заботу. Необходимо, чтобы он и сам учился о ком-то заботиться. Для этого неоценимую пользу может принести котенок, щенок или другое животное, которого малыш будет ласкать, заботиться и по отношению, к которому он будет чувствовать себя «старшим». Главное, что должны понимать родители – это то, что нельзя играть на любви малыша к животному, использовать это в качестве инструмента для подчинения ребенка своим требованиям. Ужасно, когда кто-то из родителей говорит ребенку: «Если не исправишь двойку по физике, то я твоего щенка выброшу на улицу!» Через заботу и любовь к домашнему питомцу ребенку легче всего будет научиться любить и заботиться о природе в целом.
Родители, безусловно, должны проявлять заботу о своем ребенке, но нельзя допускать, чтобы забота превращалась в «сверхзаботу», которая лишает малыша возможности проявить самостоятельность. Если ребенку присуще стремление к самостоятельности, то это качество необходимо всячески поддерживать и ни в коем случае не пресекать или как-то ущемлять. Безусловно, гораздо быстрее и проще взрослому умыть или одеть трехлетнего ребенка, нежели наблюдать, как он пытается это сделать сам. Не стоит лишать малыша возможности испытать радость и гордость, от того, что он что-то сделал самостоятельно. Поведение усиливается, активизируется и закрепляется, когда оно сопровождается положительными эмоциями – радость, удовольствие, полученная похвала за достижения.
Радость, которую доставляет ребенку внимание и любовь взрослых, всякие развлечения – прогулки и игры, посещения цирка или зоопарка, разные лакомства просто необходимы для полноценного развития малыша, в том числе и нервно-психического. Однако, все, в том числе и радости, должно быть в меру. Если развлечений и радостей слишком много, то удовольствие от них притупляется, они становятся обычными вещами. Точно так же притупляется и страх перед угрозой быть наказанным, если к ней слишком часто прибегают.
Также еще один очень важный фактор – это соблюдение распорядка дня. Установленный распорядок дня, который соблюдается – очень важен для полноценного развития и деятельности нервной системы. В условиях соблюдения определенного распорядка закрепляются основные условные рефлексы у ребенка. Например, с наступлением времени ложиться спать у малыша наступает сонливость, аппетит «просыпается» ко времени приема пищи. Но родителям необходимо помнить, что, стремясь соблюдать режим дня, нельзя делать ребенка быть его (режима) рабом. В жизни иногда складываются обстоятельства, таким образом, которые сегодня не позволяют поесть или лечь спать в привычное для ребенка время. Время от времени можно позволить малышу нарушить распорядок дня. Так ребенок поймет, что, если он, например, в привычное время не поест, то он «от голода не умрет» и в дальнейшем не потеряет аппетит.