Мост вместо дорог
ремонтировать дороги в полумиллионном Ижевске не будут, вместо этого построят мост к 10-тысячной Камбарке
Выборы прошли, об обещаниях можно забыть.
Миндортранс Удмуртии с гордостью сообщает об успехах: в октябре в Камбарском районе стартует строительство мостов через реки Каму и Буй общей стоимостью почти 14 миллиардов рублей. До 2016 года стройка будет отнимать большую часть средств, выделяемых из бюджета на развитие дорог в нашей республике. После 2016 года правительство Удмуртии уже обязалось платить частнику компенсации, если платный мост не будет пользоваться популярностью у автомобилистов.
В октябре в ходе Инвестиционного форума банка ВТБ в Москве президент Удмуртии Александр Волков подписал концессионное соглашение. По его условиям на строительство моста через Каму из бюджета УР будет выделено 1,343 млрд рублей, из федерального инвестиционного фонда — 2,516 млрд рублей. Частный инвестор — ООО «Региональная инвестиционная компания» — вложит в проект 5,084 млрд рублей собственных средств и 5 млрд рублей заёмных.
Кто строит?
«Региональная инвестиционная компания» зарегистрирована в центре Москвы в доме, расположенном в полутора километрах от Кремля близ Котельнической набережной. Её генеральным директором в ряде справочников значится Сергей Полевиков, занимающий также руководящую должность на заводе металлоконструкций «Тюменьстальмост», входящем в группу ООО «Мостострой-12» из Ямало-Ненецкого автономного округа. Председатель совета директоров компании «Мостострой-12» Александр Забарский подписал концессионное соглашение с президентом Волковым в качестве генерального подрядчика строительства моста через Каму.
По информации СМИ, «Мостострой-12» является крупным оператором, обслуживающим дорожно-транспортные нужды северных месторождений, дружественным ряду нынешних и бывших топ-чиновников Тюменской области. В свою очередь и министр дорожного строительства и транспорта УР Олег Гарин, выступая в октябре перед депутатами Госсовета Удмуртии, отрекомендовал компанию строителей как «одного из лидеров отрасли» в масштабах всей России.
Строительство моста через Каму начинается уже в 2013 году. В ноябре участники проекта намерены торжественно заложить символическую капсулу в первую его опору. Срок окончания строительства — 1 октября 2016 года.
Сколько стоит?
По иронии судьбы амбициозный проект, который откладывался много лет, потребовал от бюджета Удмуртии серьезных вложений именно в тот момент, когда ее государственные финансы оставляют желать лучшего. Из-за нулевых темпов экономического роста в 2013 году республиканская казна недополучила около 1 миллиарда рублей налогов, и в бюджете УР на 2014 год дорожный фонд будет сокращен с 4 до 2,5 миллиарда рублей.
Из этой суммы более половины — 1,334 млрд рублей — уйдут на текущий ремонт и содержание сети автомобильных дорог Удмуртии, включая уборку снега, уход за полосой отвода, установку дорожных знаков, нанесение разметки и т.д. От оставшихся средств почти половина — 545 млн рублей — пойдет на финансирование строительства моста через Каму и Буй. И лишь 300 млн рублей заложено в проекте бюджета Удмуртии на 2014 год на субсидии муниципалитетам, включая Ижевск, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог местного значения. По сравнению с 2013-м в следующем году финансирование ремонта местных дорог сократится в 4 раза. При этом республиканских субсидий на ремонт дворовых территорий на 2014 год и вовсе не предусмотрено (в 2013-м на эти цели выделено 200 млн рублей).
В 2015 году, согласно нынешнему проекту бюджета, весь дорожный фонд Удмуртии сократится с 2,5 до 2,2 млрд рублей, а расходы на строительство моста через Каму, напротив, вырастут с 545 до 738 миллионов. Поэтому уже и финансирование текущего ремонта и содержания автодорог УР планируется уменьшить с 1,334 млрд до 870 млн рублей. Таким образом, единственный объект, удаленный от Ижевска более чем на 100 километров, сегодня перевешивает для республиканских чиновников всю остальную Удмуртию. Однако и после завершения строительства многомиллионные траты на мост из казны не прекратятся.
Компенсация убытков
По официальной версии, в настоящее время дорожный трафик на Каме в районе Камбарки с использованием паромных переправ составляет до 3,5 тысячи автомобилей в сутки. Планируется, что сразу после сдачи моста в эксплуатацию он возрастет до 5,1 тысячи в сутки, а к 2030 году — более чем до 15 тысяч.
Но до 2030 года еще надо дожить, а пока расходы частного концессионера готовится компенсировать из бюджета Правительство УР. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олега Гарина, после начала эксплуатации моста через Каму из бюджета УР будет ежегодно выделяться 450 млн рублей (!) субсидии частнику на компенсацию его затрат на строительство в случае низкого трафика через платный мост. Общая сумма выплат из республиканской казны составит до 2,6 млрд рублей — предполагается, что концессионер в дальнейшем вернет их бюджету, когда начнет получать от моста прибыль.
Таким образом, уже в самом концессионном соглашении косвенно зафиксированы сомнения в том, что мост окажется востребован в первые годы после сдачи в эксплуатацию. «Наша задача состоит в том, чтобы сделать так, чтобы там был хороший трафик», — заявил глава Миндортранса УР Олег Гарин в интервью местным СМИ. Иными словами, в Удмуртии под гарантии бюджета построят мост стоимостью 14 миллиардов рублей и затем будут думать, как завести на него транспортный поток, чтобы частный инвестор не выставил республике ещё и счёт на недополученные им доходы. А ведь можно было отремонтировать дороги там, где, как в Ижевске, трафик уже имеется.
Автор: Александр Петров
Камский мост и оппозиционная газета
По рождению я камбаряк. С детства помню, какая проблема - добраться до Ижевска. Камбарский район - единственный в Удмуртии, полностью расположенный на левом берегу Камы; почти вся остальная Удмуртия - на правом берегу. Летом на реке действует паром, зимой - ледовая переправа. Осенью и весной, пока лёд тонкий, камбарякам приходится ездить в Ижевск по окружной дороге - через Чайковский. Ледовая переправа действует быстро - подъехал, заплатил, переехал по льду. С паромом сложнее - часто приходится его ждать, порой минут по сорок и больше, т.к. по той же дороге идут машины из Башкирии. Паром действует не круглосуточно; туман тоже нередко сокращает время его действия.
Разговоры про то, что планируется мост через Каму, в народе велись давно. Строительство постоянно откладывалось - мост штука дорогая. И вот - свершилось. Подписано соглашение, выделены деньги, начато строительство. На участке камского берега, в просторечии "Турции", построен строительный городок.
На днях в моём почтовом ящике появилась газета "Денёк" - явное детище "Дня", практически клон. Статьи, как и положено в оппозиционной газетке, ругательские. Одна из них - про пресловутый камский мост. Электронный вариант этой статьи лежит на сайте "Дня". Честно - читал и матерился.
Один подзаголовок уже дорогого стоит: "ремонтировать дороги в полумиллионном Ижевске не будут, вместо этого построят мост к 10-тысячной Камбарке". Ничего, что мост свяжет с Удмуртией не только Камбарку, но и стотысячный Нефтекамск и милионную Уфу, не считая остального Башкортостана? Ничего, что кроме моста через Каму планируется построить ещё и дорогу с мостами через более мелкие реки чуть ли не до Нефтекамска? Сейчас башкиры пользуются паромными переправами у Тарасово и у Боярки; осенью и весной ездят через Челны и Чайковский. С постройкой моста основной поток машин наверняка пойдёт через Тарасово - отпадёт необходимость ждать паром, выиграется время. Не надо, как боится автор, "думать, как завести на него транспортный поток" - транспорт пойдёт. Он и сейчас идёт, по паромам или в объезд. Будет мост - пойдёт по мосту.
Правда, с увеличением транспортного потока остро станет вопрос о расширении трассы Тарасово-Сарапул и соединении её с трассой Сарапул-Ижевск желательно в объезд Сарапула. Сейчас весь транспорт из Камбарского и Каракулинского районов УР и Башкирии идёт в Ижевск через окраину Сарапула - Элеконд. Надеюсь, у руководства республики есть (или появятся) планы и на этот счёт.
Дороги в Ижевске, конечно, ремонтировать надо. Но, блин, одним Ижевском Удмуртия не ограничивается!
(с)
http://chipsem.livejournal.com/104380.html