21 февраля Совет рабочих, солдат и крестьянских депутатов решил повернуть жизнь поселка на 180 градусов
Ровно 95 лет назад, 21 февраля 1918 года, Совет рабочих, солдат и крестьянских депутатов провозгласил поселок Ижевский завод - городом. С этого момента на карте Удмуртии появился первый город, который лишь спустя 16 лет стал столицей нашей республики.
Решение о присвоении нового звания проходило без участия властей. И его можно было назвать «народным» решением. Вот только для Ижевска да и самих жителей заводского поселка это был переломный момент в жизни.
В те годы поселок Ижевский завод по населению обогнал Уфу и Пермь.
На развитие города нужны были деньги. А откуда их брать? Совет принял решение «о необходимости к обложению населения завода по принципу прогрессивного подоходного налога». И даже определил, на что эти деньги стоит потратить:
- Организовать городское самоуправление, в которое должны войти рабочие, крестьяне и депутаты.
- Удовлетворить культурно-просветительные запросы местного населения путем рациональной постановки школьного и дошкольного образования.
- Озаботиться правильной организацией медицинской помощи населению и принять соответствующие меры к созданию санитарно-гигиенических условий существования в Ижевске элементарных удобств путем замощения улиц, устройства тротуаров, проведения электрического освещения и устройства водопровода и, вообще, принятием всех должных мер, клонящихся к оздоровлению и благоустройству будущего города.
- Обеспечить рабочих квартирами и предметами продовольствия, предотвратить безработицу, устроить убежища для безработных и прочее.
Лишь спустя семь лет был официально утвержден статус Ижевска как города.
Фото: Архив «КП»
Все эти пожелания были внесены в протокол заседания Ижевского Совета РС и КД о преобразовании Ижевского завода в город Ижевск от 21 февраля 1918 года. Именно этот день можно считать днем рождения Ижевска, как уверяют некоторые историки. На самом деле это было неофициальное решение. Статус города мы получили лишь спустя 7 лет в июле 1925 года.
При этом Ижевский поселок и раньше мог получить такой статус. По количеству проживающих рабочих он в 1918 году обгонял Пермь и Уфу.
- Но его облик был неоднозначным. И по количеству деревянных домов, благоустроенности больше напоминал большое село, - отметил историк и краевед Евгений Шумилов.
С 1925 года Ижевск по праву стал столицей Вотской - а ныне Удмуртской - республики. С этого момента город строился и вширь, и в высоту. По переписи 2012 года, в нашей столице проживает 629 тысяч 455 человек.
С дорогами в Ижевске проблемы были и в 1912 году были и весьма забавные факты. Так как Ижевск долгое время не имел статуса города, а назывался заводским поселком, то и мостить улицы у нас не разрешалось. Поэтому весной и осенью дороги становились непролазными, непроходимыми. В Ижевске даже существовал термин «иж-грязь». Так, одна из ижевских газет в 1912 году писала о том, что в одном из переулков Ижевского завода в грязи застряла лошадь вместе с повозкой и седоком. С помощью сердобольных прохожих их вытащили из грязи. А в 1928 году в «Ижевской правде» было написано о прибытии в Ижевск эшелона с калошами, «поэтому прошлогоднего дефицита калош нынче не ожидается».
Фото: Архив «КП»
Уважаемые форумчане, как Вы думаете:
Ровно 95 лет назад, 21 февраля 1918 года, Совет рабочих, солдат и крестьянских депутатов провозгласил поселок Ижевский завод - городом. С этого момента на карте Удмуртии появился первый город, который лишь спустя 16 лет стал столицей нашей республики.
Решение о присвоении нового звания проходило без участия властей. И его можно было назвать «народным» решением. Вот только для Ижевска да и самих жителей заводского поселка это был переломный момент в жизни.
В те годы поселок Ижевский завод по населению обогнал Уфу и Пермь.
На развитие города нужны были деньги. А откуда их брать? Совет принял решение «о необходимости к обложению населения завода по принципу прогрессивного подоходного налога». И даже определил, на что эти деньги стоит потратить:
- Организовать городское самоуправление, в которое должны войти рабочие, крестьяне и депутаты.
- Удовлетворить культурно-просветительные запросы местного населения путем рациональной постановки школьного и дошкольного образования.
- Озаботиться правильной организацией медицинской помощи населению и принять соответствующие меры к созданию санитарно-гигиенических условий существования в Ижевске элементарных удобств путем замощения улиц, устройства тротуаров, проведения электрического освещения и устройства водопровода и, вообще, принятием всех должных мер, клонящихся к оздоровлению и благоустройству будущего города.
- Обеспечить рабочих квартирами и предметами продовольствия, предотвратить безработицу, устроить убежища для безработных и прочее.
Лишь спустя семь лет был официально утвержден статус Ижевска как города.
Фото: Архив «КП»
Все эти пожелания были внесены в протокол заседания Ижевского Совета РС и КД о преобразовании Ижевского завода в город Ижевск от 21 февраля 1918 года. Именно этот день можно считать днем рождения Ижевска, как уверяют некоторые историки. На самом деле это было неофициальное решение. Статус города мы получили лишь спустя 7 лет в июле 1925 года.
При этом Ижевский поселок и раньше мог получить такой статус. По количеству проживающих рабочих он в 1918 году обгонял Пермь и Уфу.
- Но его облик был неоднозначным. И по количеству деревянных домов, благоустроенности больше напоминал большое село, - отметил историк и краевед Евгений Шумилов.
С 1925 года Ижевск по праву стал столицей Вотской - а ныне Удмуртской - республики. С этого момента город строился и вширь, и в высоту. По переписи 2012 года, в нашей столице проживает 629 тысяч 455 человек.
С дорогами в Ижевске проблемы были и в 1912 году были и весьма забавные факты. Так как Ижевск долгое время не имел статуса города, а назывался заводским поселком, то и мостить улицы у нас не разрешалось. Поэтому весной и осенью дороги становились непролазными, непроходимыми. В Ижевске даже существовал термин «иж-грязь». Так, одна из ижевских газет в 1912 году писала о том, что в одном из переулков Ижевского завода в грязи застряла лошадь вместе с повозкой и седоком. С помощью сердобольных прохожих их вытащили из грязи. А в 1928 году в «Ижевской правде» было написано о прибытии в Ижевск эшелона с калошами, «поэтому прошлогоднего дефицита калош нынче не ожидается».
Фото: Архив «КП»
Уважаемые форумчане, как Вы думаете:
- Нужен ли Ижевску миллион жителей?
- Какие средства сможет получить наш «мегаполис» из федерального бюджета?
- Какие планы ставит перед собой администрация города по расширению территории столицы?