Баллоны для дайвинга. Советы начинающему дайверу.

Андрей

Мастер Троллинга
#1
Баллоны для дайвинга

Баллоны для спортивного дайвинга изготовляются обычно из стали или алюминия. В последние годы изучаются более легкие материалы, как, например, углеродное волокно. Все применяемые при дайвинге баллоны, независимо от размера и материала, должны удовлетворять нормам прочности.

Все баллоны для подводного плавания являются емкостями высокого давления, должны быть постоянно защищены от падения и ударов по вентилю баллона. Обычно они очень прочны, однако неправильное обращение с ними, как, например, бросание, может привести к повреждениям, которые уже не допустят их безопасного применения.

Баллон для погружения должен всегда иметь остаточное давление, так как в противном случае в него может проникнуть влага. Поэтому при любых обстоятельствах следует избегать полного опустошения баллона.

Когда-то популярная связка из двух баллонов давно уступила место одиночному баллону большой емкости.


дайверы.jpg


Маркировка

Баллоны со сжатым воздухом должны быть маркированы как содержащие воздух для дыхания следующим образом: окрашенная в белую полоску горловина баллона с черным кольцом и черной буквой «N» или окрашенная в черный цвет горловина с большим белым треугольником, в котором находится буква «N».

На плече баллона в двух расположенных напротив друг друга полях приводятся некоторые данные:

- допустимое давление заполнения;

- используемая резьба для вентиля данного баллона;

- информация о содержащемся газе;

- информация о материале и прочности материала (сплавы - ЗАА, сталь - ЗА, алюминий - 3AL);

- информация об изготовителе;

- отметка технического надзора о проведении проверки и дата последней, а также следующей проверки.


Размеры

Емкость баллонов для спортивного подводного плавания может быть 5, 7, 8,10,12,15, 18 и 20 л. Давление в них может достигать 150, 200, 230, 300 бар. Баллоны меньшего размера, установленные на большом баллоне с помощью специального крепления, служат в качестве альтернативного источника воздуха или для газовых смесей при погружениях. В компенсаторы плавучести могут быть вмонтированы маленькие баллоны со сжатым воздухом. Они делают возможным заполнение компенсатора плавучести в случае необходимости.

При большой потребности в воздухе баллоны могут быть также соединены друг с другом.


дайвинг.jpg


Баллоны из стали

Благодаря высокой прочности стали они выдерживают очень высокое давление при небольшой толщине материала.

Их наружный объем и вес меньше, чем у баллонов из алюминиевых сплавов, однако из-за используемого материала они более подвержены воздействию коррозии.

Дополнительное гальваническое покрытие и слой лака предотвращают коррозию снаружи. (При проникновении влаги внутрь баллона очень способствует коррозии содержащийся в воздухе для дыхания кислород под большим давлением.)

Сетка из искусственного волокна защищает наружную оболочку от царапин и повреждений слоя лака.

Из-за высокой прочности дно баллона делается шаровидным, и вертикально баллон можно поставить только в пластмассовую подставку - башмак - с отверстиями, способствующими стоку воды, чтобы дно баллона не ржавело.


Баллоны из алюминия

Из-за меньшей прочности они имеют, по сравнению со стальными, более толстые стенки. У них плоское дно, они не нуждаются в подставке.

Больший наружный объем вызывает большую выталкивающую силу. При израсходовании воздуха алюминиевые баллоны становятся все легче, поэтому к концу погружения вы можете обрести положительную плавучесть. Это должно учитываться при планировании погружения.

Резьба, необходимая для ввинчивания вентиля, у алюминиевых баллонов должна чаще контролироваться.

Из-за электролитического взаимодействия между различными металлами баллона и вентиля может произойти разъединение витков резьбы.

Алюминиевые баллоны также окисляются, однако образующаяся пленка оксида алюминия сдерживает коррозию. По этой причине в соленой воде чаще всего используют баллоны из алюминия.

Баллоны из углеродного волокна Большая прочность материала из углеродного волокна и устойчивость против коррозии привели к попыткам изготовления из него баллонов.

Так как углеродное волокно имеет очень малую плотность, оно может применяться только для небольших баллонов с объемом примерно до 4 л из-за положительной плавучести. Эти баллоны иногда применяются в качестве альтернативного источника воздуха с отдельным регулятором дыхания в связке со стальными баллонами. Большой вес стального баллона компенсирует положительную плавучесть углеродного волокна.


Обслуживание

Баллон должен ежегодно подвергаться визуальной проверке специалистом. При этом из него вывинчивается вентиль, и он исследуется внутри на наличие повреждений от коррозии на стенках и на резьбе вентиля.

Гидростатический тест TUV Все используемые баллоны должны проходить гидростатический тест в организации технического надзора, равно как жилетные баллоны.

• Стальные баллоны - один раз в 2 года.

• Алюминиевые баллоны - в настоящее время один раз в 6 лет.

При этом баллон наполняется водой и проверяется на прочность, чтобы при наличии дефектов избежать его разрыва.


Давление заполнения

Под давлением заполнения понимают максимальное давление, при котором можно заполнять баллон. Эта величина выбита на горлышке баллона и составляет примерно 200 бар.

Однако в продаже имеются баллоны с давлением 300 бар, которые разрешается использовать только в сочетании с допущенными для них регуляторами дыхания. Давление заполнения не должно быть превышено более чем на 10%.


Давление опрессовки

Под испытательным давлением понимают давление, при котором акваланг проверяется в организациях технического надзора. Баллон проверяется давлением, превышающим давление заполнения на 50%.


Давление разрыва

Давлением разрыва является давление, при котором баллон мог бы действительно разорваться. При допустимом давлении наполнения 200 бар оно составляет примерно 450 бар. После проведенной проверки на шейке баллона ставится штамп с датой следующей проверки и сроком хранения.


Транспортировка

Баллоны должны перевозиться на дальние расстояния незаполненными. Рекомендуется брать баллоны напрокат в месте проведения отпуска или уже там заполнять привезенные с собой. Баллон можно перевозить только при наличии защиты вентиля и в фиксированном положении.

В самолетах баллоны для спортивного подводного плавания можно перевозить только полностью пустыми с открытым или (в зависимости от правил) с вывинченным вентилем. Баллон лучше всего хранить в стоячем положении со страховкой от падения, в прохладном сухом помещении с минимальным давлением 25 бар.

При хранении в стоячем положении вероятный конденсат может собраться на дне баллона, которое является самой толстой его частью. При возникающей коррозии дно является значительно более прочным, чем тонкие боковые стенки.


Рекомендация при покупке

При покупке баллон должен иметь допуск в отношении конструкции для той страны, где он используется. Размер и связанный с ним вес должны подходить пользователю. Если баллон подержанный, необходимо обратить внимание на допуск в отношении конструкции и на отметку технического надзора.


Баллоны со смесью Nitrox

Погружение с использованием смеси Nitrox пока подлежит в Германии другим правилам, чем за границей. Разрешено использовать только специальные вентили для баллонов, не допускающие навинчивания обычного регулятора дыхания.

Баллон и его вентиль не должны содержать следов кислорода. Баллоны следует промаркировать широкой желто-зеленой Nitrox-наклейкой, а также навесной биркой со следующими жизненно важными для пользователя данными:

1. Дата заполнения.

2. Содержание кислорода.

3. Максимальная глубина использования.

4. Фамилия лица, проверившего содержание кислорода.

5. Фамилия дайвера.

Эти данные необходимо записать водостойким маркером.


Баллоны для дайвинга.jpg


Акваланги с рециркуляцией (ребризоры)

Рециркуляционные акваланги используются в течение многих десятилетий в военной сфере и позволяют боевым пловцам тайно проникать в гавани без предательских пузырьков воздуха.

В последние годы такие приборы разрабатывались также для дайверов-спортсменов, но из-за высокой стоимости и большой трудоемкости подготовки к погружению они не нашли широкого применения.

Однако рециркуляционная схема интересна для кино- и фотооператов, получивших возможность передвигаться в подводном мире без воздушных пузырьков. Благодаря регенерации воздуха для дыхания нужно брать с собой для длительных погружений значительно меньший запас.

Покупка прибора с этой схемой возможна лишь при наличии подтверждения о прохождении обучения.

Надуть компенсатор плавучести можно лишь из встроенного в него баллона, так как с помощью легких сделать это невозможно.


Полузакрытая система

При использовании полузакрытой системы дайвер дышит через загубник. Выдыхаемый газ направляется по шлангу в камеру, затем в поглотительный патрон для С02. Избыточный газ выпускается с помощью регулируемого клапана избыточного давления.

Очищенный от СО2 газ течет в камеру для вдоха, смешиваясь со свежим. Оттуда он попадает в шланг для вдоха. Цикл замкнулся.

С полузакрытой системой (в частности, с изображенной здесь Drager Ray) можно погружаться со смесью Nitrox (50% N2 и 50% 02) на максимальную глубину 22 м.

Система Drager Dolphin позволяет увеличить глубину погружения до 40 м.


Закрытая система

В этом аппарате происходит химическое поглощение СО2 из выдохнутого воздуха.

Снабженный тремя кислородными элементами регулятор кислорода контролирует содержание кислорода в дыхательной смеси и подмешивает, если необходимо, с помощью магнитного клапана чистый кислород, чтобы поддерживать выбранную заранее величину его парциального давления.

Для того чтобы парциальное давление кислорода не превысило максимального значения (1,6 бара), чистый кислород должен быть разбавлен, например, сжатым воздухом.

Предел глубины погружения при использовании сжатого воздуха в качестве газа-разбавителя составляет 50 м, при использовании геля в качестве газа-разбавителя -100 м.
 
Сверху