Данный маркетинговый кейс представляет собой реальный опыт одного небольшого американского предприятия семейного типа, которое начало заниматься контент-маркетингом еще до начала интернет-бума. Иными словами, бизнес смог сделать деньги на контент-маркетинге еще до того, как все ринулись продавать через интернет. И хотя данный кейс взят из оффлайн среды, применяя приведенные ниже рецепты успеха в области онлайн вы добьетесь тех же потрясающих результатов, что и компания в США. Американская компания представляла собой небольшой магазинчик электроники и никогда не занималась контент-маркетингом. Позже бизнес вырос и стал приносить доходы в разы большие, чем до применения стратегии контент-маркетинга. На самом деле контент-маркетинг существовал задолго до появления интернета. Само понятие контент-маркетинга относительно молодое и новое, но на самом деле некоторые компании начинали заниматься контент-маркетингом за столетия до появления интернета. Вполне возможно что с развитием печатного дела и журналистики уже начали появляться первые образцы контент-маркетинговых стратегий. Сегодня же благодаря интернету нам стали доступны намного большие возможности в области распространения контента. Мы выделили основные пункты и составили практический план, как сегодня можно заработать на контент-маркетинге. За основу был взял кейс американской компании по продаже электроники.
1. Расскажите легенду.
Мастерство рассказа истории - это действительно выдающееся умение. Посмотрите на Голливуд и оцените доходы самых известных представителей индустрии. Огромные гонорары за сценарии, идеи, режиссуру и актерскую игру люди получают не просто так, а за умение рассказать уникальную историю посредством картинки и звука. Вы можете перенять эту стратегию, поскольку она действительно работает. Но, рассказывать истории вашим клиентам вы будете далеко не просто так. Вы можете предложить вашим клиентам покупать у вас товары по значительно более высокой цене, чем конкуренты. При этом вам придется обосновать свою цену. Зачастую все обоснования ложатся в плоскость эмоций. Вспомните знаменитых плюшевых мишек, которые продаются за намного большую цену, чем другие игрушки. В этом сила бренда - мало того что люди покупают мишек, они еще и собирают коллекции этих игрушек. Все из-за умения маркетологов рассказать сильную историю. Вы можете положить в основание вашей контент-маркетинговой стратегии рассказ легенды вашей компании.
В легенде можно использовать специальные усилители - элементы, которые позволяют полнее погрузиться в среду бренда. Например, производители итальянской одежды могут запросто использовать в своей легенде итальянские слова и пояснять их обозначение - это придаст силу сообщению и косвенно даст понять потребителям, что магазин действительно имеет какое-то отношение к Италии и ее мастерам-модельерам.
Тот же самый прием можно использовать и при придумывании названия бренда. Придумав французский псевдоним и использовав его в качестве названия бренда украшений начинающий дизайнер может добиться успеха быстрее, чем с невзрачным именем.
2. Вместо рекламы - полезные раздаточные материалы.
Магазин бытовой электроники, который дал нам идеи для контент-маркетинга, использовал вместо печатной рекламы в газетах специальные руководства для потенциальных потребителей. Они печатались на газетной бумаге и распространялись вместе с газетами, как бесплатное информационное приложение. Сегодня у нас есть возможность не тратить деньги даже на дешевую газетную бумагу и типографскую краску, поскольку мы можем вести свой блог или писать письма потребителям через электронную почту. Тем не менее, о пользе настоящего контент-маркетинга мало кто задумывается. Просто люди до сих пор не научились создавать качественный контент. Представьте себе, что вам нужно напечатать 100 журналов, которые вы сможете раздать на одной из профильных выставок. Каждый экземпляр журнала обойдется вам в 1000 рублей за штуку. При этом вы точно знаете, что там должна быть такая информация, которая привлечет если не каждого второго, то каждого третьего потребителя. Поэтому вы садитесь, продумываете, что вы будете писать в колонку редактора, каких экспертов пригласите к себе на интервью, какие методики сбора информации будете использовать, стоит ли вам полагаться на данные из открытых источников и так далее. Вы просчитаете все до мельчайших деталей, поскольку вы должны будете вложить в печать журналов свои средства. Поэтому вы тщательнейшим образом все продумываете. Другой вопрос - у вас есть бесплатный блог на ЖЖ, свой сайт, который вы никак не можете вывести в 20 лучших сайтов по определенным запросам и так далее. Ситуация кажется вам плачевной, но подумайте на самом деле о том, что вы можете не вкладывать тех денег, которые бы вложили в журнал. Вы сэкономите 100 000 рублей (100 экземпляров умножаем на 1000 рублей), ничего не потеряете, не будете рисковать деньгами. Вам не нужно тратить деньги на печать журнала. Вам не нужно за один месяц успеть подготовить 40 статей и заметок и сразу заплатить редактору и журналистам. Вы можете растянуть процесс на больший срок или вообще обойтись своими силами. Все это снижает нагрузку на ваш бизнес, дает вам шанс начать ваш контент-маркетинг буквально с нуля.
И все что от вас требуется в этом случае - просто обеспечить читателей качественной информацией. Представьте, что вы создаете раздатки которые стоят очень дорого. Вы же не будете наполнять их информационным хламом? Вы постараетесь найти самые лучшие слова, облечь их в самые лучшие предложения и при этом ваш материал будет не просто блестяще выглядеть, но и сама информация будет в нем настолько ценной, что читатель не захочет выбрасывать раздатку, а сохранит ее и будет хранить в книге в качестве закладки, чтобы потом перечитать, если нужно.
Вот таким должен быть ваш контент-маркетинг - настолько ценным, чтобы читатель не хотел оторваться от чтения. Чтобы ему было слишком интересно, чтобы он сожалел, если забудет внести ваш сайт в список закладок, а потом искал ваши тексты по всему интернету. Это - показатель того, что ваша информация действительно является контентом на вес золота. Это и есть настоящий контент-маркетинг.
3. Креативные идеи вместо клише.
В журналистике есть такой прием - когда все пишут про какое-то явление, критикуя его, нужно подумать, как можно сделать все наоборот и пойти против устоявшегося мнения. В контент-маркетинге такой подход также может отлично сработать. Кроме того, что так вы будете развивать свою креативность, вы сможете завоевывать новых потребителей намного проще, если будете аргументированно и с авторитетом объяснять им что-то, пусть даже это противоречит общему мнению. Например, общественное мнение на рынке косметических средств может сводиться к тому, что нужно покупать шампуни и мыло подешевле, поскольку во всех марках содержатся одинаковые синтетические вещества и отдушки. Зачем платить больше? Тут появляется ваша марка мыла, сваренного с использованием трав, настоек и исключительно натуральных компонентов. Вам предстоит переломить устоявшееся клише о том, что кусок мыла не может стоит дороже 100 рублей. Ваш кусок мыла стоит 300 рублей и отлично продается. Когда все говорят, что это полный бред продавать мыло по такой цене, вы говорите, что наоборот - это здравый смысл и с помощью креативных методик вы можете найти именно те идеи для позиционирования своего мыла на рынке, которые продадут не один ящик вашего продукта. Так и действует креатив. Еще как вариант - сначала создать спрос на продукт, а потом уже начать его продавать. Например, вы собираетесь делать ту же косметику. Сварите несколько брусков мыла, придумайте, чем оно будет отличаться от остальных продуктов в этой же нише косметики и бытовой химии и начинайте активную рекламную кампанию. Когда к вам начнут поступать заказы, вы поймете, что можно делать бизнес и будете создавать производство. В этом случае ваш контент-маркетинг становится не только средством продвижения уже готового продукта на рынок, но средством создания полноценного бизнеса. Раз вы будете изучать тему мыловарения, то вы узнаете очень много новой информации. Иногда нет смысла ее скрывать - просто придумайте идею продукта и начните контент-маркетинг не с продажи продукта, а с продажи идеи. Создайте ажиотаж, спрос, а потом уже беритесь за производство. Это может показаться глупым, но, на самом деле, это может сработать. В то время как многие другие компании заваливают склады товарами, купленными за кредитные деньги, а потом не знают как все это быстро и эффективно продать, вы будете создавать спрос, а потом уже искать возможность произвести продукт. Определенная логика в этой стратегии есть и заметьте, что все это благодаря контент-маркетингу.
Думая над созданием собственного бизнеса вы можете искать информацию, накапливать знания. Например, про то же мыло. Вы обнаружите, что большая часть продукта выпускается по технологии с помощью дешевых синтетических компонентов и тонн отдушек. Все это негативно влияет на здоровье человека, а потом еще и загрязняет окружающую среду. Вы можете переломить эту тенденцию, начиная вести блог о том, как создавать натуральную косметику. Потом вы можете начать компанию, которая будет производить натуральную косметику. Сначала вы создадите спрос, а потом будете его удовлетворять. И благодаря контент-маркетингу бизнес станет делать легче. Сначала делаем спрос, а потом уже производим товар, который есть кому продать и который не будет лежать на складах и портиться.
4. Не экономьте на дизайне.
Компании, которые занимаются контент-маркетингом должны заботиться не только о содержании своих маркетинговых материалов, но и об их оформлении. Вы можете нанять нескольких внештатных дизайнеров для оформления всех видов вашей продукции. Причем брендинг должен быть качественный, а оформлять контент нужно так, чтобы даже если кто-то копирует ваши материалы, аудитория понимала, кто является первоисточником контента.
5. Привлекайте сотрудников и аудиторию к созданию контента.
Пожалуй, самый сложный пункт во всей контент-маркетинговой стратегии - привлечение к сотрудничеству вашей аудитории. Ваша аудитория должна быть очень серьезно мотивирована, чтобы создавать бесплатно качественный контент. Подумайте, как вы можете сделать что-то такое для аудитории, что побудило бы ее помогать вам создавать контент и тем самым двигать контент-маркетинговую стратегию вперед.