В государственной структуре Удмуртии один орган занимает особое место, он не вписывается в классическую систему разделения властей «законодательная — исполнительная — судебная». Это Центральная избирательная комиссия Удмуртии.
Она обеспечивает организацию выборов и контролирует избирательные процессы. Поскольку накануне выборов, которые состоятся в нашей республике 13 сентября, избирательная тематика вызывает повышенный интерес граждан, мы задали несколько вопросов председателю ЦИК Удмуртии Виктору Кушко.
Кого выбираем
— Виктор Михайлович, кого и в какие органы власти мы будем выбирать 13 сентября?
— Сейчас идет несколько избирательных кампаний — по выборам депутатов представительных органов власти городов республики: осенью будет сформирован депутатский корпус Ижевска, Воткинска, Глазова, Сарапула и Можги. Кроме того, избиратели отдадут свои голоса на довыборах в нескольких районах и поселениях, а также на дополнительных выборах в Госсовет Удмуртии по трем округам, где освободились мандаты. Таким образом, в сентябре будут распределены в общей сложности 186 депутатских мандатов.
— Сколько человек претендуют на места в представительных органах власти?
— 1188 человек уведомили избирательные комиссии о своем желании стать депутатами представительных органов городов республики. На 20 августа зарегистрировано 1062 кандидата.
— По какой системе проводятся нынешние выборы?
— В соответствии с республиканским избирательным законодательством выборы в городские парламенты в Удмуртии проводятся по смешанной системе. Половина мест распределяется между победителями выборов по одномандатным округам, где выигрывает тот, кто наберет больше голосов. Вторую половину депутатских мест занимают кандидаты, включенные в партийные списки. Чем больше голосов избирателей получает партия — тем больше депутатских мест она получает.
— Сколько партий участвуют в выборах?
— В Ижевске за победу борются 9 политических партий. В других городах — по 5 партий. В их число входят все 4 парламентские партии республики, имеющие своих представителей в Госсовете УР. Несколько партий, изъявивших желание принять участие в выборах, сошли с дистанции еще до регистрации списков.
Коротко о важном
— Виктор Михайлович, насколько важной представляется вам нынешняя избирательная кампания, что решается на выборах?
— В сентябре жители наших городов сформируют самую близкую к населению власть. Депутаты городских парламентов будут решать вопросы, связанные с освещением улиц, ремонтом дорог, в том числе во дворах, вывозом мусора, обустройством придомовых территорий.
Эти вопросы волнуют всех нас без исключения. Кто—то может сказать, что в рамках нынешней бюджетной системы средства на решение вопросов местного значения все равно выделяются в основном из вышестоящих бюджетов, и многие решения принимаются на республиканском и федеральном уровнях. Да, это действительно так. Но направляют эти средства на решение конкретных задач непосредственно депутаты в муниципальных образованиях. Так что значимость предстоящих выборов не стоит недооценивать.
— Насколько сложными эти выборы стали для вас, для членов ЦИК Удмуртии?
— С учетом количества кандидатов, политических партий, решивших принять участие в избирательной кампании, выборы для нас непростые, необходимо проверить огромное количество документов. Несмотря на то, что выборы организуют муниципальные комиссии, ЦИК Удмуртии несет ответственность за все избирательные процессы на территории республики. Мы отслеживаем решения территориальных избирательных комиссий, следим за соблюдением избирательного законодательства, реагируем на факты нарушений.
— И много нарушений уже выявлено? Насколько нынешние выборы можно считать «чистыми», часто встречаются факты применения недобросовестных предвыборных технологий?
— Во время предыдущих выборов Главы Удмуртии в 2014 году нарушений практически не было. А сегодня в различные избирательные комиссии уже подано 25 жалоб. Отмечаются, например, факты распространения агитационных материалов от имени других кандидатов, были попытки выдвинуть в некоторых избирательных округах однофамильцев кандидатов. Все жалобы мы проверяем, в случае необходимости обращаемся в правоохранительные органы.
— Какие изменения были внесены в избирательное законодательство перед нынешними выборами?
— Изменения были, но они не носят принципиального характера. Так, количество территориальных групп в партийном списке теперь должно быть не менее половины избирательных округов. Раньше закон требовал, чтобы их число равнялось количеству округов. Количество подписей в поддержку кандидатов, выдвигающихся по одномандатным округам, снижено с прежних двух процентов от общего числа избирателей до 0,5 процента. Таким образом, законодатель пошел навстречу маленьким партиям, особенно тем, кто дебютирует на выборах.
Вопросы не по адресу
— Виктор Михайлович, как вы считаете, проведение местных выборов по смешанной системе оправдывает себя? Не лучше ли выбирать в городские думы конкретных людей только по одномандатным округам?
— Такие вопросы нужно адресовать депутатам Госсовета Удмуртии, это они принимают законы. Так что выскажу свою личную, неофициальную точку зрения. Мне кажется, что на уровне городов это верное решение. Я, например, не думаю, что жители Ижевска хорошо знают многих кандидатов. Особенно если те идут на выборы в первый раз. Так что на партии избирателям ориентироваться зачастую легче.
— Как вы думаете, не стоит ли нам вернуться к прямым выборам глав муниципальных образований? Ведь сегодня главу выбирают депутаты из своего состава.
— Вопрос непростой. Он тоже входит в компетенцию регионального законодательного собрания. Мы не делали тщательного мониторинга регионального законодательства по этому вопросу, так что точные цифры я назвать вам не смогу. Но в большинстве субъектов Российской Федерации главы муниципальных образований наделяются полномочиями по схемам, сходным с нашей. То есть прямые выборы мэров городов в России скорее не правило, а исключение. Как председатель ЦИК Удмуртии я могу сказать: если у нас в республике будет принят закон о прямых выборах глав городов — мы эти выборы организуем на должном уровне.
Автор: Сергей Кравченко
udmpravda.ru
Она обеспечивает организацию выборов и контролирует избирательные процессы. Поскольку накануне выборов, которые состоятся в нашей республике 13 сентября, избирательная тематика вызывает повышенный интерес граждан, мы задали несколько вопросов председателю ЦИК Удмуртии Виктору Кушко.
Кого выбираем
— Виктор Михайлович, кого и в какие органы власти мы будем выбирать 13 сентября?
— Сейчас идет несколько избирательных кампаний — по выборам депутатов представительных органов власти городов республики: осенью будет сформирован депутатский корпус Ижевска, Воткинска, Глазова, Сарапула и Можги. Кроме того, избиратели отдадут свои голоса на довыборах в нескольких районах и поселениях, а также на дополнительных выборах в Госсовет Удмуртии по трем округам, где освободились мандаты. Таким образом, в сентябре будут распределены в общей сложности 186 депутатских мандатов.
— Сколько человек претендуют на места в представительных органах власти?
— 1188 человек уведомили избирательные комиссии о своем желании стать депутатами представительных органов городов республики. На 20 августа зарегистрировано 1062 кандидата.
— По какой системе проводятся нынешние выборы?
— В соответствии с республиканским избирательным законодательством выборы в городские парламенты в Удмуртии проводятся по смешанной системе. Половина мест распределяется между победителями выборов по одномандатным округам, где выигрывает тот, кто наберет больше голосов. Вторую половину депутатских мест занимают кандидаты, включенные в партийные списки. Чем больше голосов избирателей получает партия — тем больше депутатских мест она получает.
— Сколько партий участвуют в выборах?
— В Ижевске за победу борются 9 политических партий. В других городах — по 5 партий. В их число входят все 4 парламентские партии республики, имеющие своих представителей в Госсовете УР. Несколько партий, изъявивших желание принять участие в выборах, сошли с дистанции еще до регистрации списков.
Коротко о важном
— Виктор Михайлович, насколько важной представляется вам нынешняя избирательная кампания, что решается на выборах?
— В сентябре жители наших городов сформируют самую близкую к населению власть. Депутаты городских парламентов будут решать вопросы, связанные с освещением улиц, ремонтом дорог, в том числе во дворах, вывозом мусора, обустройством придомовых территорий.
Эти вопросы волнуют всех нас без исключения. Кто—то может сказать, что в рамках нынешней бюджетной системы средства на решение вопросов местного значения все равно выделяются в основном из вышестоящих бюджетов, и многие решения принимаются на республиканском и федеральном уровнях. Да, это действительно так. Но направляют эти средства на решение конкретных задач непосредственно депутаты в муниципальных образованиях. Так что значимость предстоящих выборов не стоит недооценивать.
— Насколько сложными эти выборы стали для вас, для членов ЦИК Удмуртии?
— С учетом количества кандидатов, политических партий, решивших принять участие в избирательной кампании, выборы для нас непростые, необходимо проверить огромное количество документов. Несмотря на то, что выборы организуют муниципальные комиссии, ЦИК Удмуртии несет ответственность за все избирательные процессы на территории республики. Мы отслеживаем решения территориальных избирательных комиссий, следим за соблюдением избирательного законодательства, реагируем на факты нарушений.
— И много нарушений уже выявлено? Насколько нынешние выборы можно считать «чистыми», часто встречаются факты применения недобросовестных предвыборных технологий?
— Во время предыдущих выборов Главы Удмуртии в 2014 году нарушений практически не было. А сегодня в различные избирательные комиссии уже подано 25 жалоб. Отмечаются, например, факты распространения агитационных материалов от имени других кандидатов, были попытки выдвинуть в некоторых избирательных округах однофамильцев кандидатов. Все жалобы мы проверяем, в случае необходимости обращаемся в правоохранительные органы.
— Какие изменения были внесены в избирательное законодательство перед нынешними выборами?
— Изменения были, но они не носят принципиального характера. Так, количество территориальных групп в партийном списке теперь должно быть не менее половины избирательных округов. Раньше закон требовал, чтобы их число равнялось количеству округов. Количество подписей в поддержку кандидатов, выдвигающихся по одномандатным округам, снижено с прежних двух процентов от общего числа избирателей до 0,5 процента. Таким образом, законодатель пошел навстречу маленьким партиям, особенно тем, кто дебютирует на выборах.
Вопросы не по адресу
— Виктор Михайлович, как вы считаете, проведение местных выборов по смешанной системе оправдывает себя? Не лучше ли выбирать в городские думы конкретных людей только по одномандатным округам?
— Такие вопросы нужно адресовать депутатам Госсовета Удмуртии, это они принимают законы. Так что выскажу свою личную, неофициальную точку зрения. Мне кажется, что на уровне городов это верное решение. Я, например, не думаю, что жители Ижевска хорошо знают многих кандидатов. Особенно если те идут на выборы в первый раз. Так что на партии избирателям ориентироваться зачастую легче.
— Как вы думаете, не стоит ли нам вернуться к прямым выборам глав муниципальных образований? Ведь сегодня главу выбирают депутаты из своего состава.
— Вопрос непростой. Он тоже входит в компетенцию регионального законодательного собрания. Мы не делали тщательного мониторинга регионального законодательства по этому вопросу, так что точные цифры я назвать вам не смогу. Но в большинстве субъектов Российской Федерации главы муниципальных образований наделяются полномочиями по схемам, сходным с нашей. То есть прямые выборы мэров городов в России скорее не правило, а исключение. Как председатель ЦИК Удмуртии я могу сказать: если у нас в республике будет принят закон о прямых выборах глав городов — мы эти выборы организуем на должном уровне.
Автор: Сергей Кравченко
udmpravda.ru