Город Аддис-Абеба

#1
Город широко и свободно раскинулся у подножия горы Энтато, на высоте 2400 м над ур. м. Отсюда расходятся шесть главных дорог, связывающих все провинции страны. Город утопает в зелени. Повсюду видны высокие стволы эвкалиптов — пришельцев из далекой Австралии, увенчанных прозрачной кроной из светло-серых листьев. Здесь они нашли вторую родину.

Наша гостиница находится рядом с площадью Адува. Большая каменная статуя льва на площади — символ могущества государства и нации. От площади прямая широкая улица ведет вверх, к центру города. К тротуару жмутся ларьки и палатки со всякой мелочью. Поднявшись к центру города, улица заканчивается площадью Менелика II. На ней возвышается кафедральный собор св. Георгия. Эфиопская церковь в плане восьмиугольная, что и придает ей округлую форму, купол увенчан восьмиконечным крестом. Отдельно стоит невысокая колокольня. Внутреннее расположение также оригинально. В середине находится алтарь, отделенный иконостасом от остального пространства, где и располагаются верующие. При входе, в небольшой нише, находится хор. Церковная служба сопровождается не только пением псалмов, но и оглушительным воем труб и боем барабанов, что, по мысли священнослужителей, должно создать молитвенное настроение.

В Аддис-Абебе мы посетили Университет, где были любезно приняты. Нас познакомили с учебными планами, структурой и основными кафедрами, показали небольшой гербарий.

Аддис-Абеба.jpg


Другое научное учреждение, где мы побывали, — Национальная библиотека. Она создана недавно, но уже насчитывает более 20 тысяч томов. В фондах библиотеки имеется и советская литература. Здесь организуются бесплатные лекции для населения столицы по вопросам экономики, литературы и искусства. К чтению лекции привлекаются и ученые других стран. Нам также предложили прочесть научно-популярную лекцию о природе и сельском хозяйстве нашей страны.

В Эфиопии общественность проявляет большой интерес к жизни советского народа. Этому способствуют постоянно действующая фотовыставка и демонстрации кинофильмов, устраиваемые Обществом советско-эфиопской дружбы, а также в немалой степени деятельность советского госпиталя, одного из популярных медицинских заведений столицы. Он возник на базе медицинского отряда Российского общества Красного Креста, посланного в Аддис-Абебу еще в конце прошлого столетия, когда страна переживала трудные времена — шла междоусобная война.

Мы посетили Музей археологии, в котором собраны обширные материалы по истории страны. Директор музея не преминул отметить, что имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому образованному эфиопу. Оно является символом дружбы народов наших стран. «Мы, — сказал он, — особенно признательны советскому народу за моральную поддержку в освободительной борьбе с экспансией итальянского фашизма, варварски разрушившего бесценные памятники древней культуры».

В один из свободных дней мы побывали в небольшом местечке Бишофту, расположенном на дне грабена, относящегося к Восточноафриканской зоне разломов. Предприимчивых делец выстроил гостиницу на высоком берегу вулканического озера, купил моторный катер, обзавелся палатками и надувными лодками и тем самым положил начало курорту. Вокруг вулканического озера с обрывистыми каменистыми берегами тянется неширокий пляж. Здесь хорошо отдыхать, любоваться стаями диких птиц. Особенно красивы лысухи, небольшие птицы с белыми отметинами на голове, и изящные серые цапли на каменистом пляже можно увидеть громадную водяную черепаху.

Цель нашей поездки не осмотр курорта, а знакомство с усадьбой Николая Павловича Делпрадева, болгарина по национальности, расположенной неподалеку от ДебреЗейта (Бишофту), на другом маленьком озере — Гуда. Делпрадев покинул родину в 1905 г., преследуемый царским правительством за свои революционные убеждения.

Сильный духом, смелый и отважный человек, он долгие годы жил среди суровой природы в чужой стране. Он исходил страну вдоль и поперек, видел многочисленные стада слонов и антилоп, один на один встречался со львами и тиграми. Николай Павлович принял нас приветливо, угостил чаем из тульского самовара. Под стать ему и жена — Лина Ивановна, прожившая с пим в Эфиопии 44 года. У них три сына, они получили образование в Болгарии, где и работают в настоящее время.

После многолетних странствований Николай Делирадев поселился на берегу этого озера. У него небольшой участок земли, маленький домик, окруженный садом.

Аддис-Абеба 2015.jpg


Здесь много лимонных и апельсинных деревьев и бананов. Им сделана попытка интродуцировать такие ценные породы, как анона, папайя, мушмула, яблоня и др. Он прекрасно разбирается в местной флоре и фауне. В его доме шкуры диких зверей, змей и чучела птиц. Многое уже упаковано и отправлено в дар музеям Болгарии. «Я всю жизнь мечтал о свободной и независимой Родине. Мечты сбылись, я хочу прожить остаток своих дней среди свободного счастливого народа». Николай Делирадев уехал в Софию спустя полгода.
 
Сверху