Из Турфана в Куньмин. Галопом по Китаю...
Турфан обещал быть очень интересным местом. Этот город расположен в оазисе посреди огромной пустыни Такла-Макан в так называемой Турфанской впадине - третьем по счету низком месте на планете. Интернет обещал нам увидеть в Турфане много интересного - и старые мечети, и остатки древних городов, и древняя, как город, а может и древнее подземная ирригационная система, а что уж говорить про окутанную легендами пещеру тысячи Будд в живописных Горящих горах.
И вот наконец мы в Турфане! Где-то я уже такое видел. Неужели мы снова в Турции? Да нет, вокруг китайцы. Город, впрочем, как и другие уйгурские города среднего размера, очень напоминают турецкие такого же типа. В центре такие же помпезные многоэтажные здания без всякого вкуса с тем отличием, что турецкие были окрашены в яркие веселенькие цвета. Вокруг них кучкуются заброшенные прямоугольные глиняные хижины с дверью, парой окон и плоской крышей, как ожидают, что и их скоро снесут, чтобы освободить место для многоэтажек. Создается впечатление, что раньше все эти люди жили чуть ли не в землянках, и только сейчас государство о них вспомнило и занялось строительством бюджетных многоэтажек.
Турфан славится своим виноградом и изюмом, а земли вокруг города так и называют - Виноградная долина. Изюм здесь действительно очень вкусный, а стоит 20 юаней за килограмм.
Неприятность заключалась в том, что все выдающиеся города находятся где-то за городом в радиусе до пятидесяти километров. Большинство самостоятельных туристов здесь просто садятся в такси и катаются от мечети к мечети. Но такси "это не наш метод!" Ездить по этим точкам автостопом или даже автобусом заняло бы слишком много времени, а на улице, хоть и немного теплее, чем в горах, все же ниже нуля даже днем.
Поэтому мы с титаническими усилиями нашли в городе интернет, чтобы написать весточку родным, и холод погнал нас дальше на юг. Здесь автостоп намного лучше, а чем глубже мы заезжали в Китай, тем веселее и добрее нам выдавались сами китайцы.
Далее наш путь вел к восточным границам Уйгурии, затем на юго-восток через всю провинцию Ганьсу, через весь Сычуань в провинции Юньнань на самом юге Китая, рядом с границами Вьетнама и Лаоса. Высокие горы остались позади, и я с нескрываемой радостью наблюдал, как мы продвигаемся на юг, километр за километром, градус по градусом.
Первое наше знакомство с местными правоохранителями было несколько подозрительным. Когда мы проходили через китайско-уйгурский городок, к нам подошел полицейский и на английском языке попросил пройти к ним в офис, чтобы проверить наши документы.Мы с радостью сотрудничаем с китайскими властями, будь то пограничники или полицейские! Полицейский долго рассматривает наши паспорта, затем начинает дружественным тоном задавать на первый взгляд невинные вопросы, но в его голосе я чувствую закалку и желание нас на чем-то подловить. Спрашивает, где мы ночевали, кто по профессии, долго с удивлением просматривает визы и штампы из разных стран в паспортах. А как вы сюда добрались? А номер машины или телефона водителя, который вас сюда привез? Мы с радостью сотрудничаем с китайскими властями, но никаких номеров или имен к сожалению не помним, что поделаешь. Отпускают нас где-то через полчаса.
Автобаны в Китае ограждены колючей проволокой или высоким забором, видимо, чтобы домашние животные и всевозможные автостопщики не смогли на них проникнуть.
После въезда на территорию провинции Ганьсу нас ждал приятный сюрприз. Дорожные указатели, которые ранее описывались китайскими иероглифами, здесь начали дублироваться латиницей. Наконец-то мы сможем читать хотя бы названия городов и улиц.
И тут оказалось, что некоторые дорожные знаки на автобане, оформленные как указатели на ближайшие города, но вместо названий населенных пунктов и километража странные пропагандистские надписи в три строки как "Harmonic society / Traffic ahaed (Гармоничное общество / Движение вперед)". Этакая смесь правил дорожного движения и социальной рекламы.
Первую же ночь в Ганьсу мы ночевали в небольшой мастерской по обработке полудрагоценных камней, как оказалось, это ремесло очень развито и популярно в Китае. Именно здесь мы впервые познакомились с бытовыми условиями простого рабочего китайского народа. И скажу вам, условия не слишком хорошие. Маленькая комнатка рядом с мастерской, кран с водой на улице, старая печка-буржуйка, которую заправляют углем, туалет один на весь подъезд на заднем дворе. Так живет мастер, который изготавливает авторские украшения, ритуальные фигурки, авторские элементы декора, которые в местных магазинах стоят тысячи юаней.
Заранее могу ответить на вопрос: видели мы великую китайскую стену? Да, видели! Мы проезжали мимо неподалеку городка Шандан. Так вот величественной и неприступной она выглядит, наверное, поближе к Пекину, где ее отреставрировали и водят по ее вершине западных туристов за соответствующую плату. Здесь же, на ее далекой западной окраине Великая китайская стена скорее напоминает полуразрушенную глиняную стенку какого-то хозяйского назначения, например в качестве загона для овец. Хотя тот факт, что она все же простояла столько веков, сам по себе впечатляет.
После провинции Ганьсу был небольшой участок с сельскими районами провинции Шэньси, которая запомнилась разве что тем, как крестьяне сушили свою кукурузу. Как правило, они расстилали ее ровным слоем на покрытом бетоном дворике. Иногда такими кукурузными покрывалами была покрыта значительная треть и так узкой проезжей части. Надо отдать должное водителям, которые каждый раз весьма аккуратно объезжали эти насыпи кукурузы.
Уже в конце провинции Шэньси, перед границей с Сычуань, мы никак не могли остановить подходящую машину, и вот наконец авто резко затормозило рядом, я как всегда показал водителю на карте следующий большой город в нашем направлении, и он, измерив взглядом наши рюкзаки, сказал:
- Поехали!
- Круто! - Ответили мы.
Но через пять минут машина свернула в другую сторону, я уже начал махать руками и орать, что нам не туда, и водитель спокойно улыбнулся, показал пальцами международный знак ОК. По ходу дела мы подбирали других пассажиров и на большой скорости ехали в явно не нашем направлении. Но наши чувства, что водитель фартовый и вообще он все понял правильно, не подвели.
По приезде в городок Х водитель завел нас в продуктовый магазинчик, которым владеет его семья и познакомил со своей женой, родителями и двумя детишками, что кстати сейчас в Китае редкость. Далее нас и еще нескольких друзей позвали на семейный обед прямо в магазинчике. Блюда были домашние и очень вкусные, я веселил всех своим неумением есть палочками, хотя я быстро учусь, и честно говоря, очень горжусь тем фактом, что ни разу не ел китайскую еду ложкой, как это делает много новоприбывших иностранцев. А еще нам налили китайского алкоголя. Дешевого. 56-процентного. Маленькая стограммовая бутылка его стоит 2 или 3 юаня. Гадость еще та, скажу я вам.
Здесь водитель посмотрел на часы, быстро заговорил по-китайски и показал жестами, что нам пора уходить. Мы быстро сели в машину и поехали. Куда? Правильно! Прямо на вокзал. На наши протесты водитель снова улыбнулся и показал международный знак ОК, после чего пошел в кассу и купил два билета в город, который я ему сначала показывал на карте, им оказался Гуанюань, что в провинции Сычуань. Вот такой китаец.
В поезде китайцы с нами упорно фотографировались и очень старались общаться, что получалось далеко не всегда.
Гуанюань - город небольшой по китайским меркам, всего лишь два с половиной миллиона. Поезд, весьма похожий на нашу электричку, привез нас в этот город во время, когда уже темно, но улицы переполнены людьми. Как правило, если негде жить, то крупные города мы стараемся объезжать. Если же машина везет нас в новый город уже вечером, мы обычно выходим перед городом, ставим палатку где-то в поле вдоль объездной, а утром едем дальше. Но здесь мы оказались посреди ночи в центре города с небоскребами, неоновыми огнями. В конце концов мы расположились практически в центре города на набережной, засаженной разнообразными китайской овощами. Между грядок в темноте мы нашли замечательный, не обработанный участок размером как раз для нашей палатки.
Утром за процессом сбора нашего маленького лагеря наблюдали жители едва ли не всех окружающих многоэтажек. Они задумчиво стояли на балконах или у окон, ели рис или лапшу, упорно орудуя палочками, а иногда обсуждали между собой какие-то детали нашего экстерьера.
- Улыбнись и помаши ручкой, - говорю я Зине, - мы белые и пушистые!
О! Китайцы машут в ответ и улыбаются!
Закончили мы тот день уже на юге Сычуань, здесь было наконец-то тепло и приятно, вокруг бамбуковые рощи и десятки, а может и сотни певчих птичек - настоящие субтропики. Как же хорошо было в конце спать в одной только футболке. Ну и в спальнике конечно, все же субтропики, а не тропики.
На границе между провинциями Сычуань и Юньнань снова высокие горы, как раз такие как показывают на картинках о Китае - очень обильные, скалистые и поросшие влажным субтропическим лесом. Дорога петляет узким живописным ущельем.
В Куньмин - центра провинции Юньнань мы доехали в час четыре ночи, немного побродили пустыми ночным улицам и поставили палатку в неприметном месте на берегу какого-то канала. Вот и он! Юг! Как же долго мы к нему ехали.