Как отучить ребенка врать

лариса

Well-Known Member
#1
Причины лжи детей, методы искоренения.
Немного о том, как должны себя вести родители в различных ситуациях.
Любые родители сталкиваются с проблемой лжи. Ребенок-ангелок превращается в отчаянного лгуна или невинного врунишку. Причины у сына или дочки могут быть разными. Что толкает детей на ложь? Но, так или иначе, ребенка необходимо отучить врать. Как это сделать?
Родителям стоит начать анализ происходящего с себя. Да, да, именно. Возможно, что ребенок таким образом просто защищается от излишнего гнета со стороны родителей. Другими словами, он слишком боится наказания даже за самые невинные проступки. Подумайте, не сильно ли вы запугали своего малыша. Если это так, то признайтесь самому себе, что совершили большую ошибку в воспитании. Как только сын или дочь поймет, что во вранье нет необходимости, то сразу же перестанет лгать.
Полностью искоренить ложь вряд ли получится, но поговорить с ребенком на эту тему необходимо. Для того чтобы подросток понял, что ложь не является нормой, родители сами должны прекратить врать даже по пустякам. Если дети видят, что родители постоянно врут или изворачиваются, то он просто повторяет за ними, берет пример. Это естественная реакция. Он просто не понимает того, почему нельзя лгать, если все взрослые вокруг так делают.
Иногда дети обманывают родителей по той причине, что не могут решить какую-то свою детскую проблему. Соврать легче, чем избавиться от проблемы правильным путем. В этом случае необходимо выяснить причину, узнать о ситуации более подробно и найти единственно правильное решение. После этого ребенок начнет больше доверять вам, он будет знать, что родители помогут в трудную минуту.
Многое, если не все, зависит от родителей и методов воспитания. Только Вы сможете вырастить честного и порядочного человека.
 

Юрий

Active Member
#2
Если дети лгут.
Что же предпринять, если родители убедились, что ребенок систематически их обманывает? Как правило, в семьях прибегают к обычным наказаниям за плохое поведение: лишают детей каких-то удовольствий, развлечений. Главное - сохранить доверие во взаимоотношениях взрослых и детей. Всегда полезно объяснить ребенку, к каким последствиям для других людей приводят его плутовство, мошенничество и ложь.

Почему дети лгут? Почему одни дети лгут чаще, чем другие? Что посоветовать родителям, дети которых огорчают их своей нечестностью? Если ребенок часто лжет, у родителей есть повод насторожиться, так как имеются серьезные опасения, что в дальнейшем (даже во взрослой жизни) он может поступить нечестно.

Дети могут умышленно лгать уже в три года. Речь идет не о простом заблуждении или детском фантазировании, а о намеренном стремлении запутать взрослых. В четыре года ребенок понимает, что обмануть кого-то - это всегда плохо, хотя в этом возрасте отсутствует представление о моральных потерях тех, кто лжет. Дети 5-6 лет чаще всего обманывают, чтобы избежать наказания за совершенный ими проступок. К 11-12 годам дети уже не воспринимают ложь как безусловный порок, а оценивают ее в зависимости от обстоятельств. Они уже хорошо понимают, что сказать подруге правду о ее некрасивой прическе или неудачном костюме - это значит вызвать обиду и недовольство, лучше промолчать или "подсластить" пилюлю. Так же правильно ребята понимают последствия обмана - утрату доверия со стороны окружающих, неизбежное ухудшение отношений с коллективом.

Критическим является возраст в четыре года, когда ребенок приобретает способность к обману. Если родители это замечают вовремя, то несложными воспитательными мерами можно успешно "отредактировать" поведение малышей. Другой серьезный этап - подростковый возраст. В этом периоде способность к обману достигает своего пика.

Во всех возрастных группах количество детей, которые лгут, примерно одинаково - около 5%. Это как раз те дети, у которых впоследствии нередко возникают серьезные проблемы, связанные с асоциальным поведением. Взрослые уверены, что хорошо знают признаки произносимой детьми неправды: непоследовательность высказываний, испуганный вид, преувеличения, чрезмерное возбуждение, предполагая, что лжеца могут выдать неизбежное чувство вины, страха или, что реже, удовольствия, восторга от содеянного. Однако, чем старше ребенок, тем искуснее он врет, и родителям не так легко распознать, обманывают ли их дети. Разные дети имеют различные способности ко лжи. Бойкий лжец должен обладать неплохой памятью, достаточной сообразительностью и предусмотрительностью. Он также должен отличаться самообладанием, говорить убедительно, заинтересованно, выглядеть внушительно и спокойно. Словом, не все дети (да и взрослые) владеют необходимыми навыками для успешной мистификации.

Родители, огорченные ложью своих детей, неизбежно задумываются над вопросами из разряда "вечных". Может ли быть оправданной ложь? Как относиться к собственному ребенку, регулярно докладывающему о поведении других детей? Хорошо ли, если ребенок всегда говорит правду?

Конечно, в определенных ситуациях не правдивые высказывания вполне допустимы. К примеру, психологически понятна ложь, направленная на защиту людей от позора, ущерба, чужого вмешательства. Говоря проще, когда мы лжем преступникам, вымогателям, бандитам, это понятно. Эту ложь большинство из нас назовет простительной, "белой" ложью.

Когда ребенок списывает на экзамене у товарища - это ложь или обычное нормальное явление? Известно, что 40-50% детей в разных классах и разных школах списывают задания у других детей, прибегают к обману сверстников и старших. Психологи называют подобные поступки разновидностью жульничества. Однако, в повседневной жизни никто к названным действиям учеников не относится как к особенно серьезным нарушениям.

В обществе нет единого мнения, насколько наши дети должны быть открыты. Если рассказывает все "без утайки" о своих товарищах, кто-то сочтет это правдивостью, откровенностью, другой посчитает предательством друзей, третий подумает о ребенке как о маленьком сплетнике. Если у взрослых нет единого мнения по этим вопросам, можно ли ожидать от детей правильной оценки подобных поступков? Многие дети усвоили, что "ябедничать плохо", поэтому ребенок может не рассказать родителям, что его товарищ "балуется" наркотическими веществами потому, что, по его представлению, он тем самым защищает товарища.

Взрослым необходимо учитывать мотивы ложных высказываний детей. Без знания мотивов детской нечестности трудно занять правильную позицию в отношениях с ребенком. Одной из главных причин лжи является желание избежать наказания. Получил ребенок плохую оценку, уронил и разбил вазу, испачкал мамино платье, сломал отцовские часы или компьютер, залил вареньем скатерть - во всех этих случаях велик соблазн утаить содеянное, не сказать правду родителям, чтобы скрыть нечаянную собственную оплошность.
Есть дети, которые сочиняют легенды, чтобы выглядеть значительным, важным и интересным человеком. Таким хвастунишкам выдумки кажутся вполне безобидными. Считается, что в стремлении завоевать признание и интерес окружающих нет ничего дурного.

Ребенок может солгать из страха унижения перед родителями или сверстниками. Например, пятилетний ребенок, по какой-либо причине намочив штанишки, может долго, стыдясь, отрицать этот факт, придумывая небылицы в свое оправдание. Подросток, уличенный группой сверстников в некрасивом поступке, испытывая унижение и досаду, нередко прибегает к камуфляжу и "косметической лжи", доказывая случайность и непреднамеренность своего поведения.
Достойна ли осуждения ложь в указанных случаях? У каждого человека имеется собственная позиция по этому вопросу. Психологи советуют при этом учитывать степень ущерба, нанесенного другим, нарушение основных моральных принципов.

Почему одни дети постоянно склонны к обману, а другие никогда не врут? Честность и умственное развитие ребенка взаимосвязаны. Дети, обладающие достаточно развитым интеллектом, реже лгут, возможно, потому, что предвидят неприятности, связанные с разоблачением. Поначалу психологам казалось, что, чем одареннее, способнее, умнее ребенок, тем реже он прибегает к обману. К примеру, если ребенок уверен в своих знаниях, он не жульничает при контрольных работах, выполнении школьных заданий. Но эти же дети могут плутовать, участвуя в спортивных соревнованиях, групповых играх, там, где они меньше уверены в своих силах. Поэтому правильнее сказать, что дети меньше прибегают к обману в тех сферах, где их способности позволяют без плутовства достичь успеха. Вероятно, дети лгут для того, чтобы избежать лишней работы или опасаясь неудачи. Есть вместе с тем предположение, что умные дети врут более искусно и их труднее уличить. Таким образом, если ваш ребенок обладает средними или хорошими способностями, это еще не значит, что он никогда не будет врать.

Существует, однако, более прямолинейная зависимость. Бесспорно, что дети с плохой социальной адаптацией лгут гораздо чаще, чем социально приспособленные дети. Что это значит? Дети с "плохим", трудным поведением, ребята, склонные к агрессии, конфликтности, курению, алкоголизации, дружбе с сомнительными приятелями, очень редко говорят правду, если их уличают в неблаговидных поступках. В этой группе 90% ребят часто прибегают к обману. С возрастом у них меняются варианты "отклоняющегося" поведения (скажем, старшеклассники реже дерутся, чем пятиклассники). Однако, нечестность свойственна всем трудным детям.

Дети-лжецы хуже адаптированы к жизни - некоторые из них могут нарушить закон в будущем. Однако, большинство из тех, кто врет в детстве, в последующем являются законопослушными гражданами.
Оказалось, что дети-лгунишки отличаются большим, чем их сверстники, неблагополучием в семье. Однако, встречаются лгуны из вполне пристойных семей. Показательно, что многие дети из хороших семей характеризуются педагогами весьма нелестно: они могут быть дерзкими, невежливыми, грубыми, бескомпромиссными.

Родители детей-лжецов также нередко лгут. Иногда это не носит характера откровенной неправды: взрослые могут объяснить опоздание на работу вымышленной причиной, сознательно уменьшить декларируемые доходы и прочее. Это не остается незамеченным детьми. Одна из основных причин детской лжи - дурной пример, подаваемый родителями. Родители, встревоженные ложью своего ребенка, должны прежде всего задуматься над тем, насколько правдивы они сами. Необходимо проанализировать, как часто и по какому поводу они обманывали своих детей, всегда ли в присутствии детей проявляли искренность и объективность.

В ряде солидных исследований установлено, что дети из неполных семей при отсутствии контроля за тем, как они проводят время, при недостаточном внимании лгут заметно чаще, чем ребята, воспитывающиеся в благополучных условиях. Разумеется, есть немало женщин, которые вырастили детей одни и, к счастью, не столкнулись с этими проблемами.

В подростковом возрасте дети особенно подвержены влиянию сверстников. Попадая в непристойную компанию, они быстро усваивают манеры тех ребят, с которыми сблизились. Ложь подростков, пожалуй, одна из относительно невинных слабостей, проявляющихся в этом возрасте. Нередко родителей беспокоят куда более серьезные проблемы. К счастью, со временем большинство детей "умнеет" и усваивает общепринятые нравственные нормы. Положение нормализуется, когда дети минуют "возраст ватаги": в юношеском возрасте ребята менее подвержены постороннему влиянию.

Что же предпринять, если родители убедились, что ребенок систематически их обманывает? Как правило, в семьях прибегают к обычным наказаниям за плохое поведение: запрещают играть в компьютер, встречаться с друзьями или звонить им, лишают детей каких-то удовольствий, развлечений. Все перечисленные меры правильные. Следует лишь помнить, что главное - сохранить доверие во взаимоотношениях взрослых и детей. Наказание за ложь отражает разочарование и тревогу родителей за ребенка, его будущее. Не следует прибегать к физическим мерам порицания, проку от них немного. Всегда полезно объяснить ребенку, к каким последствиям для других людей приводят его плутовство, мошенничество и ложь. Тяжесть наказания должна соответствовать степени виновности, не стоит относиться к ребенку как к закоренелому преступнику. Даже в гневе и отчаянии взрослым следует помнить, что они сами не являются воплощением совершенства.

Так как плохие друзья могут оказывать дурное влияние, то лучше, если родители знают, с кем ребенок проводит время. Неплохо, если друзья ребенка приходят к вам домой, могут задержаться, перекусить, поиграть или сделать вместе уроки. Следование этому простому совету избавит родителей от многих неприятных переживаний.

Подросткам надо дать разумную самостоятельность и независимость, одобряя их полезные увлечения, воспитывая в них чувство ответственности за поступки. Известно, что подростки, уважающие отца, менее подвержены влиянию неблагополучной компании.

Если воспитательные меры, настойчивые усилия родителей не дают эффекта, следует обратиться за советом к психоневрологу, психотерапевту или в психологическую консультацию. Это тем более необходимо, если лживость ребенка сочетается с раздражительностью, конфликтностью и плохим сном.
 
#4
Маленькие дети часто врут потому что бояться наказания. Просто не нужно наказывать детей за провинности, если они сами в них сознались, таким образом можно будет частично искоренить детскую ложь.
 
#5
Может, я скажу что-то неправильное, но, на мой взгляд, врут все. Да-да, абсолютно все врут! Пусть в мелочи, когда можно было бы прекрасно обойтись и без вранья, но все-равно врут. А у детей это еще и проявление фантазии. Конечно, не стоит поощрять вранье, но и ловить на каждой мелкой лжи не надо.
 
#8
А мне кажется, что ребенка врать нельзя отучить, иногда дети таким образом стараются превзойти сверстников, или завоевать авторитет. Но кто-то современем отвыкает это делать, а многие так и остаются "сказочниками".
 
#10
Теперь я знаю: всё когда-нибудь остынет,
Идите к чёрту с вашим "навсегда" -
Я предпочту стреляющих мне в спину,
Чем тех, кто беспощадно врёт в глаза...

© Эль Твит


Даже если ты прав, то это вовсе не значит, что тебе будут верить. За правду надо бороться.

© Сергей Бодров
 
#11
Я за вранье серьезно наказывала, а еще лишала того, что больше всего нравилось сыну. Например, запрещала гулять, играть в игры http://playshake.ru/igri-spanch-bob, смотреть мультфильмы. Очень действенный метод, быстро пришло понимание о том, что хорошо, а что плохо
 
Сверху