"Какой трудный ребенок! Он такой упрямый, совершенно не слушается, все воспринимает в штыки", - часто сокрушаются родители, измученные борьбой со своенравными, неуправляемыми мальчишками и девчонками. В таких случаях взрослым порой трудно разобраться без помощи специалиста - какие реакции ребенка вполне нормальны, а какие связаны с его болезненным состоянием. А ведь именно от этого зависят действия, которые следует предпринять, чтобы свести проявление упрямства к минимуму.
Для того, чтобы понять причины детского упрямства, родителям нужно представлять себе, как развивается личность их малыша. Например, очень важен такой факт: в раннем возрасте дети лишь копируют манеры матери. В дошкольном возрасте ребенок дорос до самоопределения, которое неизбежно связано с развитием воли, стремлением к самостоятельным решениям. И если на пути самоутверждения встречаются те или иные препятствия, то ребенок выражает несогласие, говоря "нет" или "не хочу". У ребенка еще нет понятия о запретах и ограничениях, поэтому малыш может совершенно неразумно реагировать на вполне разумные требования родителей. Упрямство детей со временем удастся смягчить.
Если ребенок годовалого возраста отказывается, например, пользоваться горшком, то это вовсе не следует считать упрямством. Он просто еще не готов выполнить такое сложное требование. Через год проблема разрешится без особых затруднений.
Если ребенок заболел, он, естественно, становится более капризным, своенравным и неуступчивым. Он может отказываться от приема лекарств, выполнения лечебных процедур. Это, конечно, не упрямство, а просто следствие плохого самочувствия и неспособности маленького ребенка понять, для чего нужны все эти горькие порошки, противные микстуры и отвратительные горчичники.
Дети любого возраста привыкают к определенному порядку в доме, своим игрушкам, столу, кроватке. Резкое изменение привычного уклада вызывает у ребенка чувство тревоги, незащищенности, неуверенности. Поэтому он начинает "бунтовать" в ответ на предъявленные требования.
Упрямство бывает вызвано неправильным отношением взрослых и неспокойной обстановкой в семье. Труднее приходится нелюбимому или нежеланному ребенку. Родители просто не замечают, что часто повышают голос, наказывают его за малейшую провинность. Неудивительно, что ребенок отвечает на это упрямством. Эти дети зачастую неухоженные, заброшенные, печальные, они тянутся к добру и ласке, и при благоприятном изменении обстановки от их упрямства не остается и следа. Но, увы, чаще в таких семьях родители равнодушны к переживаниям своих детей. Они постоянно требуют невозможного, изливая свои комплексы на ребенке. Чаще всего тот родитель, который считает своего ребенка упрямым, сам отличается непростым характером. Ему не хватает широты взглядов, воображения, гибкости. Такой человек неуступчив, чрезмерно требователен, слишком возбужден и надолго застревает на проблемах взаимоотношений в семье, не умея разрешить их конструктивным способом. Отношение таких родителей к детям проявляется даже в их речи, изобилующей выражениями "он должен", "он обязан", "нельзя".
Но встречается и упрямство, обусловленное психическим неблагополучием ребенка. Оно может быть вызвано общим возбуждением. При этом ребенок многоречив, нетерпелив, неусидчив, часто отвлекается. Если в этом состоянии родители пытаются добиться послушания, у них ничего не получается: ребенок возбуждается еще сильнее.
Другие дети, наоборот, чрезмерно вялые, медлительные. Они долго одеваются, медленно делают уроки, "спят на ходу". Указания родителей выполняют нехотя, пассивно. Несдержанные, импульсивные родители воспринимают его поведение как вызывающее и несносное, начинают кричать, браниться, наказывать своего "мучителя". Родителям важно знать, что дети с "невротическим упрямством" всегда сожалеют о происшедших конфликтах, очень переживают, но подобные реакции все равно неизбежно повторяются, так как связаны с болезненным состоянием детей.
Повышенная возбудимость ребенка в сочетании с признаками слабости нервной системы (недержание мочи, страх, головные боли) говорят о невротическом расстройстве. Упрямство ребенка бесследно пройдет после проведения курса лечения и улучшения семейной ситуации.
Нередко упрямым называют ребенка обидчивого, агрессивного, склонного бурно выражать свое возмущение, устраивать "истерики". Чаще всего это дети с трудным, неуравновешенным характером. Их упрямство можно назвать психопатическим. Такие дети много кричат, легко начинают злиться, часто ссорятся с окружающими. Когда их наказывают, могут кусаться, царапаться, драться, плеваться. У них появляется болезненное изменение темперамента, инстинктов и сферы влечений. Это проявляется хмурым настроением, злобностью, стремлением причинить окружающим боль или неприятности. Такие дети не переносят дискомфорта, голода и жажды.
Как же справиться с маленькими упрямцами? Есть некоторые важные моменты, которые родителям полезно знать.
Все в поведении детей - от нас, взрослых. Ведь, развиваясь, ребенок подражает именно своим родителям (а кому еще он может подражать?).
Когда упрямство ребенка кажется совершенно бессмысленным и непонятным, успокойтесь и мысленно вспомните себя в детстве. Если ребенок проявляет упрямство только к одному человеку, значит тот невольно сам этому способствует. Возможно, этот человек слишком категоричен или резок.
Какие факторы вызывают непослушание? Оно вполне возможно у совершенно "благополучного" ребенка, если родители что-либо требуют от него в неподходящий момент, когда малыш голоден, устал, болен, расстроен чем-то.
Практика показывает, что приказной, начальственный тон, который нередко используют родители в отношениях с детьми, способствует возникновению чувства протеста, а значит и упрямства. Такой же эффект может дать нудное "чтение морали". Гораздо лучше общаться в спокойной, вежливой манере. Важное значение имеет мягкое прикосновение к ребенку. Это усиливает у ребенка ощущение близости с родителями, помогает постоянно чувствовать себя любимым, а значит — более спокойным, уверенным, защищенным. Чтобы не провоцировать ребенка "с боем" добиваться самостоятельности, надо предоставлять её в разумных пределах, как только он становится готов к этому. Например, шести-восьмилетние дети уже вполне способны многие решения принимать сами. Им по силам и ответственность за эти решения.
Если ваш ребенок кажется вам очень трудным и вы просто "сбились с ног", то составьте список всех существующих в отношении ребенка проблем. Теперь решите, какие из них наиболее важные. Вы обнаружите, что часть проблем не имеет особого значения. Откажитесь от них. Среди оставшихся определите более простые и более сложные для решения. Начать следует, конечно, с более легких. Первые, даже небольшие успехи покажут вам, что положение отнюдь не безнадежно.
Какими путями этих успехов можно достигнуть? Наиболее рационален метод взвешенных поощрений и наказаний, следующих непосредственно за поступком ребенка. Поощрениями служат похвала, посещение цирка или кинотеатра, лакомства, разрешение посмотреть фильм. Арсенал наказаний еще богаче: лишение сладкого, строгий взгляд, насмешка, осуждение, штраф, лишение игры. Например: быстро собрал игрушки - займешься с папой железной дорогой на ковре, вовремя улегся в кровать - просмотр вечерней сказки, обидел брата - не получишь шоколад.
Если ребенок страдает неврозом или более серьезным заболеванием, то перечисленные воспитательные меры должны сочетаться с лечением, назначенным врачом.