Монополия

#1
Способы управления экономикой. Игра в монополию. Основные понятия и определения.

Согласно определению, монополия — ситуация, когда на рынке товара присутствует либо один продавец, либо один покупатель определённого вида товара. Исходя из этого мы можем сказать, что монополия бывает потребительской или монополией продавца. Последнюю также можно разделить на монополию фирмы и монополию государства.

Однако, когда говорится о монополии, чаще всего подразумевается фирма (или несколько фирм, объединённых в один большой трест), не имеющая серьёзных конкурентов на рынке продвижения своего товара (услуги). Примеры таких фирм: американские Standard Oil (одна из первых монополий, создателем которой является Джон Рокфеллер), General Motors (на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире), японская SONY (в 60-х 70-х годах первое место в мире среди производителей бытовой электроники), российское предприятие АО «ТРОЛЗА» (98% производства троллейбусов в России, 25% — в мире). И это не говоря ничего про естественные сырьевые монополии.

В том случае, если монополист на рынке определённого товара (услуги) – фирма, то это может неблагоприятно сказаться на ситуации в стране. Так как эта фирма может устанавливать любые цены на свой товар (услугу), то это не очень положительно сказывается на рынке товара, который выпускает монополист.

Ещё одним из недостатков монополии можно считать и тот факт, что являясь основным поставщиком товара (услуги), она зачастую не заинтересована в улучшениях своего товара, поскольку его всё равно купят. Иными словами, у монополии, особенно сырьевой, нет стимулов для поддержки эффективного производства.

Ещё можно отметить то, что из-за невозможности конкурировать с фирмой-монополистом, основная часть других фирм, выпускающих подобный товар (услугу), могут разориться. Рабочие (служащие) этих фирм останутся без работы. Растущая безработица, высокие цены на товар (услугу), возможное ухудшение качества товара, малая эффективность производства и т. д. приводит к слабому развитию рынка или отсутствию развития оного, а так же, как говорилось выше, плохо сказывается на обстановке внутри страны.

В том случае когда монополист – государство (в основном это государство с тоталитарным режимом), то проблема возникает в том, что рынок также плохо развивается (либо совсем не развивается). Зачастую это может привести к кризису системы, особенно если в государстве плановая система экономики. Яркий пример — СССР, где государство определяло, как и в каком количестве будет производиться продукция. Однако в отдельных случаях государственная монополия в сфере промышленности, экономики и т. д., может помочь ему выйти из этого тяжёлого положения. Например, индустриализация в СССР 30-х годов ХХ века стала основой для развития всей тяжёлой промышленности.

В том случае если монополист – покупатель, то негативное влияние на рынок в этой ситуации заключается в том, что именно покупатель определяет цену на товар (услугу). В таком случае продавцу невыгодно продавать этот товар (услугу) и в результате сократится предложение данного товара (услуги).

Несмотря на то что монополия имеет и некоторые положительные черты в целом это отрицательное явление. Ведь, как говорилось выше, оно ведёт к замедлению развития или полному отсутствию развития рынка, экономики, государства. Именно поэтому в большинстве стран монополизация рынка является незаконной. В большинстве государств приняты антимонопольные законы, созданы антимонопольные службы, основной целью которых является препятствие созданию монополий, установлению нечестной рыночной конкуренции.

монополия.jpg
 
Сверху