Парадоксы закона спроса и предложения

#1
Действие закона спроса и предложения в рыночной экономике, а также рассказывает о четырёх исключениях (парадоксах) этого закона.

Законы спроса и предложения.jpg


Закон спроса и предложения - один из основополагающих законов системы рыночной экономики. Он устанавливает зависимость между изменением цены на товар и вызванное этим изменение спроса и предложения на него. Таким образом, закон гласит: чем выше цена на товар, тем меньше спрос на него (то есть меньшее количество потребителей сможет купить его или сможет купить, но в меньшем количестве); наоборот, предложение товара при повышении на него цены повышается (производители только рады продать товар как можно дороже и в большем количестве). Из этого закона следует, что интересы потребителей и производителей диаметрально противоположны, но можно ли найти компромисс?

Оказывается, можно. Если начертить графики спроса и предложения с осями цена-количество, то мы увидим единственную точку пересечения этих графиков. Эта точка называется точкой равновесия. Цена, соответствующая данной точке, называется равновесной и олицетворяет компромисс между интересами покупателя и продавца. По данной цене производитель готов производить, а потребитель - готов покупать товар.

Всегда ли закон действует и для всех ли товаров? Ответ на вопрос отрицательный, и это понятно из названия статьи, ведь существуют некоторые парадоксы и эффекты закона спроса. Рассмотрим четыре самых известных парадокса.

«Эффект подражания». Суть данного явления состоит в том, что потребители подражают выбору большинства. То есть, чем больше общий спрос на товар, тем желание каждого отдельного потребителя купить его повышается.

Обратным явлением является «эффект сноба». В данном случае человек будет покупать то, что не покупают другие. Причина состоит, скорее всего, в желании выделиться из толпы, в отличие от эффекта подражания.

Иногда закон спроса ведёт себя совсем не так, как должно быть. Например, при повышении цены на товар спрос также растёт. Но как такое может быть? Оказывается, ещё как может. Этот парадокс называют «парадоксом Гиффена», а товары, на которые он распространяется, - товары Гиффена. К таким товарам часто относятся малоценные товары и товары первой необходимости. Например, при повышении цен на хлеб или картофель предполагается, что спрос на них упадёт. Однако это невозможно, так как у этих товаров нет субститутов (то есть заменителей). Население будет продолжать покупать товары Гиффена даже при повышении цен на них за счёт экономии на других товарах (например, на мясе). Так почему же производители не повышают цену на товары первой необходимости до бесконечности? В принципе, они могли бы это делать, но в современной смешанной экономике большое влияние оказывает государство, которое устанавливает так называемый «потолок цен».

Последний эффект - «эффект Веблена» - действует на дорогие и недоступные широкой массе людей товары. При повышении цены на такие товары (к ним относятся, например, драгоценности или дорогие автомобили) повышается спрос и желание купить их у населения с набитым кошельком. Таким образом, богачи хотят владеть дорогими товарами, которые подчёркивают их социальный статус.
 

кряк

Active Member
#2
Спасибо за интересную статью, почитал с пользой, так как узнал для себя значения новых слов.
 
Сверху