Подростковый возраст: тяжелые дети?

Наталья

Well-Known Member
#1
Что такое подростковый возраст? Как понять подростка? Кто должен являться определяющим в воспитании ребенка: семья или школа? Если ребенок дружит с тем, кто не нравится родителям, запретить? Первый сексуальный опыт.
Тяжелые дети - так их называем мы, родители, когда они становятся неуправляемыми, когда авторитетом для них становится друг с соседней улицы, когда они впервые категорически отказываются быть марионетками в наших руках, заявляя во весь голос: «Я так хочу» и «Я не буду». Подростковый возраст часто застает родителей врасплох: еще вчера ребенок был послушным, а уже сегодня его словно подменили. В действительности же проблема не в них, потому что у «тяжелых» детей, как правило, «нелегкие» родители. И причины детского непослушания и неуправляемости должны искать в себе, - убеждены психологи. Потому что не бывает плохих детей.
Ведь подростки - это не инопланетяне с Марса. Они - наши дети, выросшие в нашем окружении и в нашем обществе. Это мы уничтожили их моральные ценности. Это мы им показали тот нехороший пример. Подростки - максимальное выражение всех проявлений общества. Да, они - жестокие. А мы, взрослые, лучше? Если родители сегодня выбросили на улицу кота или ударили собаку, завтра ребенок то же сделает с более слабым. И давайте спрашивать сначала себя: а что вы дали тем подросткам? Если вы в них не вложили свою душу, тогда чего от них требуете?
Чтобы понять подростка, родителям нужно перестроиться, а они к этому не готовы... Ребенок - личность. Говорите ему, чтобы закрыл рот сегодня-завтра, то послезавтра он просто уйдет на улицу. И там ребенку расскажут, что «ты - классный пацан или ты - классная девка». А сколько проблем с подросткового возраста идет с людьми по жизни! Приходят потом к психологам взрослые папы и мамы, которые не знают, как вести себя из-за комплексов.
Что такое подростковый возраст? Тело выросло, а мы не научились, как новую одежду носить. Происходят значительные и мощные, в том числе гормональные изменения. Ребенок не знает, что с ним происходит: перепады настроения - от плача до смеха за 5 минут, раздражение всем миром, или, напротив, может идти к людям, надеясь получить что-то хорошее, а взамен имеет не то, что ожидал. А ко всему еще и изменяется внешность - появляются вторичные половые признаки. Родители в этих вопросах неграмотны - не объясняют, что это такое. Это же так просто рассказать девочке, что ты превращаешься в девушку, в прекрасную женщину в будущем, а мальчику - что он превращается в мужчину! И вторичные признаки свидетельствуют о том, что ты в будущем станешь папой или мамой, и это все хорошо. Но наши дети получают искаженную информацию на улице, поэтому потом имеют страшные неврозы - и все это несут далее по жизни. У детей есть мечта... А здесь им начинают ломать крылья.
«Об этом» нужно говорить с детства... И начать следует с того, что он рожден от любви. И что это - нормально и здорово. Но если у родителей невротическая реакция на эти все вещи, то ребенок долгое время может думать, что его усыновили или подобрали где-то в капусте. Какая может быть самооценка, если все вокруг друзья родились, а его где-то нашли? Как должен реагировать такой маленький ребенок, который вообще не знает, где же он должен был быть? Сколько у таких детей проблем, вызывающих сомнение: мои ли это родители?!
Большим конкурентом родителям в подростковый период становится улица и друзья. Часто ребенок скорее послушает товарища. С этим не стоит бороться, а лучше опуститься на уровень друзей. Это же дети - они не имеют в своем опыте нужный арсенал, чтобы понять взрослых. Мы должны понимать детей. И объяснять им все доступным языком. На их карте следует обозначить, что такое хорошо, а что плохо, что с того получается, какими путями достигать успеха: возможными - невозможными, приемлемыми - неприемлемыми. Эти отметки должны поставить родители. Кто же будет для ваших детей другом, если вы не умеете с ними дружить? Когда подросток выходит на улицу - там совсем другие правила, где очень часто живут «по понятиям», у них - свой моральный кодекс, свое понимание того, что хорошо, а что плохо - фактически они приближаются к «зоне».
Если родители вдруг узнают, что их ребенок ворует, им обязательно нужно задать вопрос себе: а что у вас с моральными ценностями? У детей нет полутонов: у них или черное, или белое. Если ребенок решился на этот плохой поступок, то, что его к этому побуждало? Очевидно, двойная мораль. Если родители не хотят провести остаток жизни в доме «престарелых», они должны заботиться о моральных ценностях вовремя. Но это может быть для них неудобно. Часто дети в подростковом возрасте, совершают тяжелые преступления, признаваясь, что это делали под воздействием фильмов или друзей. А где были родители? На работе, занимались своими делами…
Семья должна являться определяющей в воспитании ребенка. Он идет в школу с тем настроением, с теми сценариями, которые он получает в семье. Если дома его настраивают на то, что «ты должен быть дружелюбным, хорошим, вежливым», если детки вокруг хорошие, учительница - хорошая, добрая, то таким и будет ребенок. Не окрашивайте все в черный цвет. Иногда родители говорят: «Дай сдачу так, чтобы не лез». А затем появляется вопрос: а почему уголовное дело за тяжелые телесные повреждения? Потому что дал так, чтобы больше не лез. Если бьют ребенка дома, он будет драться со своими сверстниками, поскольку внутреннее напряжение не имеет выхода. Оно находит свой выход среди сверстников. И то отношение, которое есть дома к ребенку, формирует его самооценку. Чувство собственного достоинства является определяющим в подростковом общении.
Подростковый возраст сегодня снизился - это дети 11-12 лет, раньше было - 15-16. Дети фактически не имеют чувства собственного достоинства. Ядро личности не заполнено. Ребенок не знает, кто он, каково его предназначение в жизни, почему он именно такой, какие имеет преимущества, к чему должен стремиться. Ребенок растерян - куда течет река, туда его и несет. Очень хорошо, если в школе есть хорошие традиции, если там формируется добрая атмосфера сотрудничества. Но если учителя сами задают тон, что кто-то у нас изгой, кого-то мы не любим - дети быстро на это реагируют. Они начинают поддерживать учителя. Учитель - это вожак стаи. Он бросил клич: все травим одного кого-то, завтра - другого. Ребенок просто затаит обиду и зло. А потом он взорвется. Нервная система подростка - как оголенные провода: когда к какому-то прикасаешься, получается замыкание. И поэтому дети с точки зрения взрослых, возможно, не совсем адекватны. Но их реакции для них понятны: кто-то - плачет, кто-то - сопротивляется, кто-то – впадает в депрессию, кто-то - обижается, кто-то, напротив, - демонстративно ведет себя. Это - адаптация. Это - те роли, которые они на себя примеряют. Эти роли даем им мы. Как мы их называем, так они ведут себя.
В подростковом возрасте дети часто замыкаются в себе, имеют свои секреты, и родители на это обижаются. И это нормально иметь тайны!.. Часто на консультации у психолога дети просят родителей выйти из кабинета - это свидетельствует о том, что они не готовы делиться своими тайнами с ними. Почему? Потому что психолог не обвиняет. Прекратите обвинять детей, попробуйте посмотреть на ситуацию их глазами и дайте им возможность принять правильное решение.
Если ребенок дружит с тем, кто не нравится родителям, следует понять, что вашего ребенка привлекает в таких друзьях. Возможно - тот опыт, который ваш ребенок не получил, - в силу того, что вырос в благополучной семье и не знает, что такое нет еды, что такое пьяный папа. И ему просто интересно. Есть еще одна проблема: миф о том, что друг должен быть один и на всю жизнь, в действительности мы вырастаем из отношений. И вот цепляние за дружбу, из которой уже вырос, просто пустая трата времени. Нужно уметь отпускать друзей - просто, спокойно, без конфликтов. У нас не учат дружить. У нас если дружба - это святое.
В подростковом возрасте часто зарождается дружба между мальчиками и девочками. И где же им добывать тот опыт, как не в общении друг с другом? Нужно объяснять, в чем ценность взаимоотношений. Загляните в перспективу: если девочка начала половое общение в 15 лет, то к 25 у нее будет неоценимый опыт, но в нем будет прописано, что можно легко уйти к другому мужчине. Это касается и мальчиков. Нужно не запрещать, а объяснять, что ты отдаешь частицу себя. И говорить: «Если ты ложишься в постель с этой девушкой, то знай, что она может стать мамой твоих детей. Хочешь ли ты, чтобы она была мамой твоих детей? Если нет, то побереги себя». К любви нужно с уважением относиться. Можно принять выбор ребенка и просто поговорить. Может та избранница, которая пришла с ирокезом на голове и пирсингом в носу, - в действительности светлая личность. У психологов нет плохих детей. Они знают запутавшихся, которые не знают, что им делать, но когда с ними начинают общаться - это очень хорошие и светлые люди. А им наносится вред, поскольку еще человек не начал жить, а на нем ставят клеймо, выгоняют из школы, не пускают в дом. Детям нужно давать возможность отвечать за поступки, выбирать.
 
#2
Подростковый возраст это действительно трудный период в жизни если не каждого, то каждого второго человека. Мне в это возрасте казалось, что я ничего особенного не делаю. А сейчас я понимаю, каким я был эммм... плохим))
 
Сверху