Право преподавателя на онлайн-лекцию

Сергей

Well-Known Member
#1
Право РФ. О живой и онлайн лекции. Достоинства преподавания и недостатки законодательного регулирования. О проблеме практического применения онлайн-лекции.

Лекция представляет собой один из важнейших элементов процесса обучения. Важность ее обусловлена тем, что лекция не середина или конец, а «первоначало» учебного процесса, из которого вытекает возможность достижения положительных результатов. Именно во время лекции преподаются знания, и формируется сознание студента. Он воспринимает знания и выходит из аудитории «со знанием». Как преподнесут знания, и какого качества, решается этой частью учебного процесса.

Сначала лекции проводились только «вживую». Благодаря достижениям науки и техники общество обрело еще одну разновидность преподавания – онлайн-лекцию. С появлением этого феномена у преподавателя появилась возможность стать свободнее. Теперь он мог для передачи знаний не находиться в одном месте со своей аудиторией. Для проведения такой лекции необходимы специальные навыки и оборудование. Существенное отличие живой лекции от онлайн – дистанция, поэтому вторая признается дистанционным образованием.

С появлением возможности дистанционного образования возникла потребность урегулировать его правом. Закрепление института в праве началось робко и неуверенно, под видом эксперимента, в двух приказах Минобразования РФ (от 30.05.1997 г. и от 27.06.2000 г.) Действующий с 1992 года закон об образовании (Закон № 3266-I) только в феврале 2012 года обрел норму, в которой, под понятиями электронного обучения и дистанционной образовательной технологии, вполне может «скрываться» онлайн-лекция (п. 1.1 ст. 15 Закона № 3266-I). Закрепленные в законе виды дистанционного обучения не ограничивались только лишь заочной формой обучения. Новый закон об образовании № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. сменил предыдущий и закрепил на федеральном уровне аналогичные понятия утративших силу норм. Однако проведение онлайн-лекций на должном уровне сейчас не упорядочено. Конкретной и авторитетной регламентации нет. Именно здесь кроется возможная проблема, которая мешает преподавателям широко использовать появившуюся уникальную возможность.

Возможная проблема не преминула стать действительной. Известен случай, когда преподаватель одного вуза, находясь за границей, во избежание перерыва в обучении, читал своим студентам вместо «живых» лекций онлайн-лекции. Безобидное деяние по инициативе правоохранительных органов приняло уголовную окраску. Они считали, что это - хищение денежных средств. Ведь педагог отсутствовал на рабочем месте, а рабочие часы при этом были оплачены. Справедливость тогда не пострадала вместе с обвиняемым преподавателем, так как прокурор не смог доказать неадекватность онлайн-лекции «живому» преподаванию. Против необоснованных обвинительных доводов стеной «стояли» специально подготовленные аудитории, надлежащее материально-техническое обеспечение проведения онлайн-лекций и закрепленная в Конституции свобода преподавания. В приведенном случае принцип толкования законодательства «можно все, что не запрещено законом» возобладал над принципом «можно только то, что конкретно предусмотрено законом».

Происшедший прецедент, несмотря на то, что он не признается в РФ источником права, свидетельствует о том, что право преподавателя на онлайн-лекцию существует и должно признаваться. Интонация, выражение лица и жесты преподавателя, оживляющие лекцию, присутствуют и в «онлайн», поэтому желающий получить знание студент не будет чувствовать дискомфорта. Мобильность же и возможность выдающегося преподавателя быть «повсюду» позволит многим учащимся стать членами его аудитории. Эти «прелести» учебного процесса не имеют право погибнуть, еще не окрепнув. И поэтому право, еще слабое и неконкретное в законодательстве, наверное, должно пройти через такие прецеденты. Пройдя, таким образом, испытание оно в будущем одержит победу над большими и малыми расстояниями, которые больше никогда не станут помехой между преподавателем и его студентами.
 
Сверху