Определение публичных торгов, оснований признания их недействительными и основные аспекты правоприменительной практики по данному вопросу.
В эру развития ипотечного кредитования все большее распространение начали приобретать публичные торги, целью которых является реализация арестованного (залогового) имущества должников.
С точки зрения гражданского законодательства и с учетом особенностей, предусмотренных законодательством, регламентирующим исполнительное производство, и нормами ипотечного законодательства, публичные торги фактически являются заключительным этапом при обращении взыскания на имущество должника (также и на залоговое имущество) с целью погашения требований кредитора.
Потенциальный покупатель такого имущества понимая, что в большинстве случаев экономически обоснованная разница между ценой такого имущества и иного имущества, но реализуемого в общем порядке, то есть его собственником, имеющим реальное желание на его реализацию, не очень велика, скорее всего не примет решение в пользу приобретения именно арестованного имущества.
В большинстве случаев принятие такого решения также продиктовано отсутствием объективного понимания возможных рисков приобретения такого имущества и значительной новизной данного процесса реализации.
Итак, общие правила реализации имущества на публичных торгах предусмотрены нормами гражданского законодательства.
Эти особенности заключаются в необходимости осуществления публикации в официальном печатном издании относительно реализации на торгах имущества, сроках осуществления такой публикации, установления начальной цены реализации, оснований признания торгов несостоявшимися и иных особенностей Российской Федерации.
Ряд особенностей, при этом, предусматриваются нормами исполнительного и ипотечного законодательств. Данные особенности могут устанавливать отдельные правила относительно сроков и иных моментов, но общая процедура, установленная гражданским законодательством, фактически неизменна.
При этом, вопросы признания торгов недействительными предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ, согласно которых признаны недействительными торги могут быть признаны в случае нарушения предусмотренных правил и норм их проведения.
В практических вопросах признания торгов недействительными играет важную роль так называемая правоприменительная практика, которая может нам дать ответы на конкретные вопросы относительно оснований признания торгов недействительными.
В общих чертах, суды придерживаются позиции о том, что сами по себе факты нарушения порядка и процедуры проведения торгов, предусмотренные законодательством, не могут считаться достаточным основанием признания таких торгов недействительными.
Обязательными условиями являются также наличие фактов нарушения законных прав заявителя такими нарушениями порядка и процедуры проведения торгов. При этом, сами по себе нарушения порядка и процедуры также должны быть существенными и влекущими за собой, например, ограничение конкуренции на торгах, ущемление прав должника или кредитора (например, на установление максимальной продажной цены, на участие в торгах) и так далее.
При этом, фактическая судебная практика базируется на том, что нарушения, допущенные до начала процедуры реализации (в ходе осуществления исполнительного производства), например, заключающиеся в неправильном аресте имущества должника или установления продажной цены, не могут признаваться достаточным основанием для признания торгов недействительными, поскольку фактически имели место еще до начала процедуры торгов и не находятся в причинно-следственной связи с результатами торгов.
Подытожив сказанное, в каждом случае обжалования результатов публичных торгов, необходим, изучив правоприменительную практику, индивидуальный подход и изучение присутствующие нарушения процедуры и порядка проведения торгов в контексте влияния их результатов на права заинтересованных лиц.
В эру развития ипотечного кредитования все большее распространение начали приобретать публичные торги, целью которых является реализация арестованного (залогового) имущества должников.
С точки зрения гражданского законодательства и с учетом особенностей, предусмотренных законодательством, регламентирующим исполнительное производство, и нормами ипотечного законодательства, публичные торги фактически являются заключительным этапом при обращении взыскания на имущество должника (также и на залоговое имущество) с целью погашения требований кредитора.
Потенциальный покупатель такого имущества понимая, что в большинстве случаев экономически обоснованная разница между ценой такого имущества и иного имущества, но реализуемого в общем порядке, то есть его собственником, имеющим реальное желание на его реализацию, не очень велика, скорее всего не примет решение в пользу приобретения именно арестованного имущества.
В большинстве случаев принятие такого решения также продиктовано отсутствием объективного понимания возможных рисков приобретения такого имущества и значительной новизной данного процесса реализации.
Итак, общие правила реализации имущества на публичных торгах предусмотрены нормами гражданского законодательства.
Эти особенности заключаются в необходимости осуществления публикации в официальном печатном издании относительно реализации на торгах имущества, сроках осуществления такой публикации, установления начальной цены реализации, оснований признания торгов несостоявшимися и иных особенностей Российской Федерации.
Ряд особенностей, при этом, предусматриваются нормами исполнительного и ипотечного законодательств. Данные особенности могут устанавливать отдельные правила относительно сроков и иных моментов, но общая процедура, установленная гражданским законодательством, фактически неизменна.
При этом, вопросы признания торгов недействительными предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ, согласно которых признаны недействительными торги могут быть признаны в случае нарушения предусмотренных правил и норм их проведения.
В практических вопросах признания торгов недействительными играет важную роль так называемая правоприменительная практика, которая может нам дать ответы на конкретные вопросы относительно оснований признания торгов недействительными.
В общих чертах, суды придерживаются позиции о том, что сами по себе факты нарушения порядка и процедуры проведения торгов, предусмотренные законодательством, не могут считаться достаточным основанием признания таких торгов недействительными.
Обязательными условиями являются также наличие фактов нарушения законных прав заявителя такими нарушениями порядка и процедуры проведения торгов. При этом, сами по себе нарушения порядка и процедуры также должны быть существенными и влекущими за собой, например, ограничение конкуренции на торгах, ущемление прав должника или кредитора (например, на установление максимальной продажной цены, на участие в торгах) и так далее.
При этом, фактическая судебная практика базируется на том, что нарушения, допущенные до начала процедуры реализации (в ходе осуществления исполнительного производства), например, заключающиеся в неправильном аресте имущества должника или установления продажной цены, не могут признаваться достаточным основанием для признания торгов недействительными, поскольку фактически имели место еще до начала процедуры торгов и не находятся в причинно-следственной связи с результатами торгов.
Подытожив сказанное, в каждом случае обжалования результатов публичных торгов, необходим, изучив правоприменительную практику, индивидуальный подход и изучение присутствующие нарушения процедуры и порядка проведения торгов в контексте влияния их результатов на права заинтересованных лиц.