Сказка - ложь?

Сергей

Well-Known Member
#1
Сказки входят в нашу жизнь с самых ранних лет. Образы Кощея Бессмертного, Курочки Рябы, Иванушки-дурачка близки и понятны каждому. Вместе с взрослением приходит и знание о лживости этих удивительных историй. Возможно, дело в том, что сказочные сюжеты нужно читать как-то по-другому? Тогда добрые и интересные сказки поведают о жизни наших предков.

Для этого необходимо уяснить два момента. Первое: сказка не является мифом, она не покушается на истинность того, о чем повествует, честно заявляя, что все в ней – вымысел. Второе: истории, которые сейчас позиционируются как сказки для детей, столетиями передавали друг другу взрослые люди, и в них зашифрована масса полезной информации. Попробуем вчитаться между строк…

Колобок

Дед попросил бабку сделать колобок. Та наскребла кое-как муки, замесила тесто, испекла вкусный шарик. Но тот умудрился сбежать ото всех: и от людей, и от животных, пока встреча с лисой не положила конец его существованию.

Сказка о Колобке является одной из известнейших, ей посвящено много научных и околонаучных трудов.

Большинство исследователей сходятся в том, что незатейливый сюжет скрывает за собой замаскированный календарь. Слеплено строптивое хлебобулочное из «поскребышей» - самых последних припасов, которые оканчиваются на исходе зимы. В это время солнце как раз показывается на небе из-за туч, такое же румяное и круглое, как сам главный герой. Покатился Колобок, встретившись с зайцем, меняющим белую зимнюю шубку на весеннюю серую. Вторым собеседником оказался волк, брачный период которого символизирует разгар весны. Следующий – медведь, или лето - время наибольшей добычи меда. Последней оказалась рыжая, как осенняя листва, лисица. Съеденный Колобок, словно закрытое тучами осени солнышко, велит всем людям готовиться к приходу зимы. Рождение нового Колобка наступит только в следующем году, и ему будет уготована та же судьба.

По мнению советского лингвиста Татьяны Цивьян, изложенному в ее статье «Роковой путь Колобка», обреченность героя была задана изначально. Ведь он «катился», следовательно, двигался строго вниз, под землю, где по древнеславянским верованиям находится загробный мир.

Фольклористом Никитой Толстым был поднят вопрос о съедении Колобка. Ответ оказался неожиданным: защиту герою оказали куплеты песенки. Это, как выяснилось, не простые слова, а «текст творения» - сильный и мощный оберег. Историей о собственном создании Колобку удалось оборониться от злых умыслов зверей, пока лисица не сломала оберега, прервав его на полуслове.

Ученый проводит аналогии с балканскими сказками об упырях, превращающихся в привлекательных юношей для того, чтобы удобнее было есть неопытных девиц. Одну такую особу мать научила распознавать чудовищу. Вампир гнался за ней до родного порога, однако матери удалось остановить его, читая оберег о создании одежды: «Дочь не выйдет, так как собирает семена льна, рыхлит почву, лен сеет…» У вурдалака не получилось поломать оберега, ему пришлось стоять перед домом до рассвета, после чего он вернулся в свою могилу.

Сказка о рукавичке

Шел дедушка по лесу и уронил рукавичку. Зверьки поселились в ней и жили, до пришествия медведя, который не вместился в рукавичку, порвав ее.

Украинским исследователем Виктором Давидюком такие сказочные истории, нагромождающие одни подробности на другие, названы «кумулятивными». К подобным историям можно отнести и «Колобка», и «Курочку Рябу», и многие другие сказки. Сюжет «Рукавички» интересен, так как она является сказкой-предупреждением и в то же время своеобразным справочником для охотников.

Всё дело в последовательности, в которой звери заселяют свой новый домик. Первенство досталось мышке – появление полевок, съедающих остатки запасов зерновых, приходится на начало весны. Потом прискакала лягушка – в мае-июне «жабьи концерты» слышны издалека, а большинство зверей линяет, и их шкура непригодна для выделки. Июль – время массового бегства зайцев в поселения, в эти дни их легко можно поймать. На июль-август выпадает обучение лисицами своего выводка, который распадается ранней осенью – лисы по природе одиночки. Следом явился волк – они выводят отпрысков на первую охоту в сентябре. Ноябрь – период гона кабанов, опасный для лесных прогулок. Начало зимней поры символизирует медведь-шатун. Порвав рукавицу, он демонстрирует свою силу и мощь, призывая людей к осторожности.

Довгомудик

Лис выкрал у деда кур, тот же, взяв с собой рака, петушка, желудь, лычко, палку и кизячок, отправился вершить над ним правосудие.

«Довгомудиками» древние славяне называли лисиц. Эвфемизмы при обращении к животным были широко распространены. Их использовали, чтобы не призвать или не оскорбить животное. Настоящие имена волка (от «волочить») и медведя (от «мед ведающий») в итоге остались позабытыми.

Любопытной сказку о довгомудике делает то, что она подробно описывает охоту на лисицу.

Подошли друзья с дедом к дому лиса, другими словами, к норе, а она пустой оказалась. Далее в сказке описываются в деталях действия, необходимые для поимки довгомудика. В печку влез желудь, на пороге пристроился кизячок, лычко (веревка из лыка) спряталось под порог, место палочки – на чердаке, рака – в помойной яме, петушок сел на жердочке, дед же улегся на печи. Если хатка довгомудика оказалась обычной норой, то «помойной ямой» назвали углубление, полное воды. Чердаком, соответственно, будет пространство выше норы, печью – кочка возле нее. И далее: загоревшийся желудь испугал лисицу, зажженным кизячком ее выкурили, а лычко оказывается лисьей петлей. Палочка же необходима охотнику, чтобы забить хищника.

Сказка о петушке и котике

История о двух друзьях – котике и петушке. Лиса выманила и выкрала петушка, котик, в свою очередь, похитил ее детенышей, поменяв их на своего товарища.

Эту сказку можно смело отнести к «охотничьим», однако не простым, а ритуализированным, с оберегами и обрядами. Лисица, уговаривая петушка, обещает ему «золотую пшеницу, маковую водицу». Печка, прячущая петушка, предстает как древний символ безопасности. Ответ его на слова лисы поспособствовал ломке оберега – хищница узнала, где он прячется. Последовало похищение и дорога в домик рыжей. Крик петушка: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, за быстрые реки» - это рассказ о пути в мир иной, или вопль умирающего. К счастью, котик слышит друга и прибегает на помощь. Ему помогла бандурка – небольшой лук, используемый охотниками как манок. Играя на одной струнке, кот выманил лисят, напевая песню, известную древним как заклинание на удачную охоту.

Ивашко - Медвежье ушко

Существуют два варианта сказки. В «мягком» у женщины, в результате связи с медведем, рождается сын, с виду человек, только очень сильный и с ушами отца. Отправившись искать приключения, он борется со стариком-колдуном и берет его дочь в жены. В другой версии непослушная девица убегает в запретный лес. Став жертвой медведя, она становится матерью ребенку с необычными ушными раковинами. Убежав от лохматого супруга домой, она заставила его искать себя у людских поселений, где медведя и убили.

Мотив «волшебного жениха» кочует по сказаниям большинства народов мира. Связанность происхождения знатных родов с животными имеет свое обоснование. Сказочные звери занимают более высокое положение, чем человек, благородное сословие же считало себя выше простолюдинов. Данная история повествует о зарождении нового знатного рода. Ивашко, являясь сыном женщины и медведя, объединяет в себе зверя и человека. Мифический предок дал ему огромную мощь, однако, как и все люди, он когда-нибудь умрет. Рождение героя, как результат нарушения табу, относит повествование к тому времени, когда ломались многие старые запреты.

Ох

Ленивый сын печалит отца и тот уводит бездаря в лесную чащу. Тот взят местным царем, именуемым Охом, в ученики. Лесной колдун несколько раз испепеляет парня и опять оживляет его. После отцу предстоит узнать, где находится его чадо, чтобы вернуть его в родной дом. Благодаря помощи мудрого пустынника ему удалось найти сына, превращенного в различных животных.

Сказка относится к разряду «инициативных» - о превращении ребенка во взрослого человека. Древние славяне и в реальной жизни водили своих отпрысков в лесную глушь к обитающим там колдунам-шаманам, рассказывающим мальчику об особенностях окружающего мира. Для достижения взросления подростку было необходимо уничтожить в себе ребенка. И знахари давали ему наркотические вещества, вызывающие чувство наступления настоящей смерти. «Умерев» и «воскреснув» вновь, юноша терял детство навеки. Испытанию подвергались также навыки охотника (владение оружием, выслеживание добычи, знание особых заговоров) и мужская сила, которую проверяли с помощью пыток.

Отсюда и часто встречающийся в сказках образ Бабы-яги: старуха, слывущая ведьмой, тоже могла проводить подобные испытания. Дом же ее на «курьих ножках» напоминает о внешнем виде «хижин инициации», выполненных в форме пасти зверя. Став настоящим мужчиной, вчерашний мальчик получал возможность жениться хоть на дочке Бабы-яги. Или погибнуть во время жестокого обряда.

Сказка о Кобыльей голове

Злая мачеха приказала отцу отвести падчерицу в глухомань, в прислужницы к отшельничающему старцу. Ночью ее навещает Кобылья голова, в ответ на помощь девушки дающая ей богатое приданое. Прознав о происшествии, родная дочь мачехи также попадает в лесную хижину, однако, отказавшись послужить чудовищу, оказывается съеденной.

Это та же сказка «Ох», но только более мрачная девичья версия. Ее основой является уже знакомый обряд инициации: созревшую девицу уводят в лес для испытаний и «смерти», чтобы повзрослеть и получить право вступить в брак. «Кобыльей головой» названо легендарное создание, еще один символ смерти. Выполнив его приказы, пересадив через порог, накормив-напоив, девушка получает награду. Ее сестра ленива – и поэтому сожрана чудовищем: она недостойна вступить во взрослую жизнь, не видать ей замужества.

Царевна-лягушка

В поисках невесты Иван-царевич выстрелил наугад, но стрела попала в болото к лягушке. Позднее оказалось, что говорящее земноводное – заколдованная красавица. Юноша, не выполнив просьбу жены, сжигает шкурку и девушка тут же исчезает. В ее поисках Ивану приходится пройти ряд испытаний, в итоге злодей Кощей бессмертный побежден и пара воссоединяется.

В этой сказке много разных подтекстов. Образ Царевны-лягушки идентичен Ивашко – Медвежьему ушку, только женский. Героиня обладает волшебными способностями потому, что является полузверем-получеловеком. Потомство Ивана-царевича и его жены, происходя от животного, будет обладать более высоким статусом, чем другие цари.

После следует часть, связанная с ритуалом инициации. Девушке, расставшейся со своей семьей и девичьим образом жизни, суждено перейти в род супруга. Но перед этим она подвергается испытаниям, которые ей помогает пройти колдовство. Ритуал занимает много времени, отсюда и просьба не уничтожать шкурку лягушки – то есть не разрывать связей с родной семьей. Вследствие непослушания мужа, девушку уносит к Кощею, символу смерти древних славян, другими словами, нарушение обряда чревато жертвоприношением. Пройдя свои инициирующие подвиги, царевичу удается отвоевать жену и отменить мрачные ритуал.

Блуждающий сюжет «героического спасения красавиц»

Подобные сказки, присущие многим народам - своего рода «политический протест». Обряды, практикующие жертвоприношения, были широко распространены. При неурожае, засухе, череде неудач на охоте или рыбалке, единственным выходом, как казалось нашим пращурам, было ритуальное убийство самой красивой девушки, чтобы умилостивить этим злых духов или жестоких богов. Подобная практика не всем приходилась по нраву, однако протестующие либо сами становились следующей жертвой, либо изгонялись из общины. И только в устном творчестве, рассказывая о событиях в «тридесятом государстве», о победах богатырей над темными, алчущими жертв, силами, люди могли выразить свою боль, гнев и надежду на лучшее. Кровожадные жрецы постепенно поддались убеждению, и в дар богам стали приносить зерно и животных.

Мотивы изоляции и ненависти к мужчинам

Диснеевские мультики дают слабое представление о несчастных судьбах девушек в давние времена. Сказки о Белоснежке, Спящей красавице, Рапунцель описывают все те же ритуалы инициации. Для того, чтобы в девушках «умерло детство», им, по обряду, приходилось есть ядовитые фрукты или пережить уколы галлюциногенов. С наступлением месячных бедняжек изолировали от других людей, запирая в башни и уводя в чащи. Потом, освобожденные прекрасными принцами, прошедшими через свои обряды, они, наконец, создавали счастливую семью.

Психоаналитик Эрих Фромм считал Красную шапочку символом мужененавистниц. О менструации, боли, неприятных ощущениях сигнализирует кроваво-красный цвет. А в образе волка показана жестокость и коварство мужчин. Съедение бабушки имитирует беременность, очень изнуряющую в то далекое время. Волк, насмехающийся над тяжкой женской долей, в итоге получает по заслугам.
 
#2
Когда мне читали сказки я даже не думал о том, что это могут быть живые герои, я сразу понимал, что всё это вымышленные персонажи, вне зависимости от того кто сказку читал или как он её читал. Я думаю, многие другие дети также понимают, что всё это выдуманные персонажи и их на самом деле не существует, на то это сказка. Мне просто-напросто сразу сказали, что если я услышу слово «сказка», то это сразу означает, что вся история и все персонажи были выдуманы и такого в реальной жизни нет и быт не может.
 
#3
Сказка -это вымысел, но создана она для познания ребенком очень многого. Ребенок, слушая сказку. сознательно и подсознательно знакомится с моралью. узнает о хорошем и плохом, из сказок совсем маленькие детки знакомятся с животным и растительным миром. Детей сказка вводит от части и в историю. Есть дети, которые долго воспринимают сказку, как реальность. Я сказки в детстве не очень любила. Мне больше нравились рассказы о реальной жизни. Сказки не нравились тем, что вносили какую-то смуту в мое сознание. То надо было переживать. что волк кого-то съест, то кому-то пальчик отрубили, то кто-то козленочком стал или лягушкой.
 
#5
Я сказок никогда не любила и ребенок мой, тоже, сказок не любил. Мы любили рассказы о детях, о живой природе. Я своей реакции на сказки не помню, а мой сын, когда я ему читала сказку, говорил, что так быть не может. Он не хотел слушать сказок. И по сей день я не люблю ни сказок, ни фантастики.
 
#6
Сказки всегда очень любила, постоянно их читала. Сейчас могу сказать, что не сильно хорошо быть воспитанной на сказках. Реальная жизнь - далеко не сказка, и к ней надо быть готовой.
 
#7
Никогда не любил сказок. Очень любил читать и слушать о приключениях, что случались в реальной жизни с детьми и взрослыми. Я воспитывался на стихах Агнии Барто. Они мне очень нравились. До сих пор помню "Снегирь", "Я расту". А еще любил рассказы в стихах Корнея Чуковского. Сказкам я никогда не верил.
 
#8
Довольно взрослая, но сказки люблю. Не люблю сказок, которые имеют жестокость. И правильно делают, что меняют содержание немного в интересных сказках Гауфа, братьев Гримм. Зачем детям страдать слушая, когда Золушке отрезают пальчик, чтобы ножка поместилась в туфельку. Хорошие сказки детей воспитывают, а не пугают. В мире и так много зла, сказки, хоть, пускай будут добрыми.
 
#9
Едут в машине бабушка Б и внук В (7 лет). Бабушка за рулем:

В - Бабушка, почему ты всегда поворачиваешь направо?

Б – Потому что это самый простой поворот…

В - А я как папа, всегда буду налево...
 

Asya

New Member
#10
С особым трепетом отношусь к сказкам, и вопреки своему возрасту, с удовольствием покупаю красивые книжки со сказками. Сергей, спасибо за познавательный пост! В свое время я изучала сказки и хочу сказать, это дело серьезное. Сказки издревле были формой передачи информации о мире. И рассказывали их не для забавы, как сейчас, а для того, чтобы научить, поделиться знаниями (наверное, поэтому в некоторых сказках присутствует жестокость). Это своего рода был способ познания мира, задолго до появления письменности. Сказки сказывались, передавались из уст в уста, из поколения в поколение, обрастая новыми подробностями. Со временем среди сюжетов сказок стали выделять типы; бытовые, волшебные, о животных и т.п.
Чтобы понять культуру любого народа - читайте сказки - это отражение многовекового сознания, верований, характера этноса. Мне очень нравятся персонажи славянских сказок - они родом из далеких языческих времен. Порой, чтобы устроить взрыв мозга современным детям, я рассказываю о Бабе Яге. Это мой самый любимый персонаж. Начинается беседа как правило с фразы: "Где живет Баба Яга?" - Ну понятно где - в избушке на курьих ножках. "А почему курьи?" - "куриные значит", как правило звучит ответ и в подтверждение демонстрируется иллюстрация из какой-нибудь книги.
Ан нет! Куриные ноги - это столбы, на которых славяне "окуривали" умерших. Гроб - назывался "домовина" ставился на деревянные столбы и окуривался специальными травами. Древние славяне считали, дым - поможет душе перейти в иной мир. В некоторых сказках (не подвергшихся художественный обработке) Баба Яга сидит на печи, носом упирается в потолок, а нога из окна торчит... ну все понятно - в гробу она живет по сути. А дом тот стоит на опушке дремучего леса. Лес символизировал "тот мир", мир загробной жизни у славян, а избушка была своего рода - проводник (Стань к лесу задом, ко мне передом - это все помнят). Костяная нога нужна была, чтобы Яга могла бывать в мире мертвых. Жутко становится? Существует гипотеза, возникновения места проживания Бабы Яги. У древних славян существовал обряд инициации (посвящения в мужчины). Заключался он в жестоких испытаниях. В отдельно стоящий, от общего поселения дом, отправляли юношу - он должен был провести там ночь и пройти тяжелые испытания: к примеру, перенести котел с кипящей водой не произнеся и звука. Так вот, возможно, что на пересечении миров и проходили конкурсы "самый умный, самый сильный". Ходили сказания, что некоторые юнцы возвращались седыми, после такой ночевки.
Кстати, этот сюжет нашел отражение в творчестве Гоголя, который был большим любителем сказок и преданий старины глубокой, все помнят его Вия.
Надо сказать, что на персонажей наших сказок и мифов серьезный отпечаток нанесло принятие христианства. Ведь изначально Баба Яга была берегиней - хранительницей семейного очага и символом женской силы, плодородия. И в представлении наших предков - она была красавицей и помощницей всех женщин, ей молились о продолжении рода, о сохранении потомства, о детях. После принятия христианства ее образ в сознании народа был сменен на образ Марии (матери Христа) - функции остались прежние. А так как верования народа очень крепки, то дабы избавиться от язычества, ее и превратили в безобразную старуху, ворующую детей и творящим зло. Но лично мне кажется, что справедливость торжествует: образ Бабы Яги, проходит эволюцию и возвращается к истокам. Вспомните образ бабы Яги в советской сказке "Морозко". Баба Яга, гениально сыгранная Миллером, кочевала из сказки в сказку и вызывала восторг. А мультфильм "Бабка Ёжка и другие" вообще рисует ее заботливой милашкой, растящей девочку-сиротку. Существуют детские образовательные программы "Баба Яга учится..." где ее рисуют вообще феей))
Сказки - это не просто забава. Мне все-таки кажется, что в них собрана тысячелетняя наша история, порой переписанная под нужный строй и мировоззрение, но несущая в себе огромный смысл. Сказки - это часть нашей культуры, истории. А человек, не знающий своей культуры - как дерево без корней - не живет и не растет.
images (2).jpg images (3).jpg images (4).jpg images.jpg скачанные файлы.jpg
 
Сверху