Специфика воспитательного процесса

Irina

Well-Known Member
#1
Воспитательный процесс – сложное и многогранное явление. Он имеет ряд трудностей, которые заключаются в следующем:

1. У каждой личности, на которую направлено воспитательное влияние, уже имеется свой сложившийся опыт поведения. Решение данной проблемы заключается в том, чтобы при осуществлении воспитательного воздействия непременно заботиться о сохранении индивидуальности воспитуемого.

2. Трудность процесса воспитания заключается также и в том, что присутствует фактор переплетения множества влияний, отражающихся на личности ребенка, помимо влияния самого воспитателя. Это влияние семьи воспитанника, влияние компании – друзей, сверстников, знакомых, влияние СМИ и т.д. Учесть все эти влияния при осуществлении воспитательного воздействия чрезвычайно сложно, порой нереально, и в этом случае результаты процесса воспитания могут быть не столь значимыми и быстрыми.

3. Деятельность человека, осуществляющего воспитательное воздействие и управляющего всем процессом, в значительной степени является искусством. В ходе этой деятельности проявляется своеобразие личности наставника, его индивидуальности, характера, и это обязательно сказывается на воспитательном процессе и влияет на его промежуточные и конечные результаты. Следовательно, к личности воспитателя должны предъявляться достаточно высокие требования.

4. Еще одна сложность воспитательной деятельности состоит в том, что она отличается чрезвычайной подвижностью, динамичностью, изменчивостью и неоднозначностью.

Бывает так, что одно и то же средство в разных ситуациях оказывает на одного и того же индивида различное воздействие. Это зависит от времени, места, психологического состояния и настроения воспитуемого.

5. Трудность процесса воспитания также выражается в менее быстром и явном проявлении результатов, чем, например, в процессе обучения. Данное обстоятельство в некоторой степени затрудняет корректировку и совершенствование воспитательного воздействия.

Подходы к организации воспитательного процесса

Для изучения наиболее эффективных форм воспитательного процесса в отношении личности воспитанника следует рассматривать несколько разных подходов к этой деятельности. Данное разграничение даст возможность осознания структуры процесса и позволит усовершенствовать его при отсутствии необходимых результатов.

1. Словесный подход. В воспитательном влиянии на индивида одним из самых главных средств воздействия является слово воспитателя и словесные формы его взаимодействия с подопечным. При данном подходе воспитанникам сообщается знание о нравственных, правовых, эстетических и иных ценностях, категориях и нормах поведения, затем формируется отношение к этим ценностям через оценки наставников. Конечным результатом должно стать складывание убеждений и направленности личности на определенный способ поведения.

2. Деятельностный подход. Многие педагоги убеждены, что словесное воздействие малоэффективно. Более результативным, по их мнению, оказывается такое воздействие, в котором воспитанник включается в запланированные отношения посредством деятельности. В этом случае деятельность становится инструментом воспитания. И ученик сразу же должен оказаться субъектом деятельности, а учитель – сотрудником и соучастником процесса. Только тогда воспитательный процесс будет соответствовать схеме: «цель – мотив – средство – действие – результат». Также в процессе деятельности воспитатель может корректировать уже сложившиеся отношения и «с нуля» формировать новые.

3. Личностный подход. Он означает, что личность воспитуемого должна быть выдвинута на первый план. То есть, организуя воспитательный процесс, наставник обязан относиться к ребенку как к личности, которая всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью на другие «я». Задача воспитателя состоит в данном случае и в том, чтобы не гасить особенность каждого индивида, не пытаться нивелировать отличия одного воспитанника от другого. Именно при личностном подходе реализуется индивидуализированная сущность воспитания, и каждому ученику предоставляется возможность проявить свою уникальность.

Комплексный подход

Этот подход следует рассматривать отдельно от трех предыдущих, поскольку в данное понятие вкладывается сразу несколько необходимых составляющих:

1) воспитательное влияние на индивида следует оказывать в неразрывном единстве сразу всех подходов одновременно – личностного, словесного, деятельностного;

2) формируя всесторонне развитую личность, наставник должен одновременно содействовать развитию в ней различных направлений: физического, интеллектуального, эстетического, нравственного и др.;

3) комплексность необходимо понимать и как одновременное влияние на развивающуюся личность различных субъектов воспитания, которые должны действовать согласованно;

4) комплексность обязательно подразумевает преемственность в воспитательном влиянии относительно времени: формируя какое-либо одно качество личности воспитанника в определенный период времени, нужно продолжить формирование этого качества в следующий период, одновременно с развитием иных качеств индивида.

Как показывает мировая психолого-педагогическая практика, именно комплексный подход к воспитанию позволяет достичь максимальных результатов и справиться со многими трудностями воспитательного процесса, перечисленными выше.
 

support

Administrator
Команда форума
#2
Убеждения ограничивают нашу территорию, мы держимся за них и не выходим за очерченные пределы.

Мы сами создаём себе клетку и думаем, что она реальна.

Но на самом-то деле нас ограничивает только то, в чём мы себя убедили.

Каждый сам определяет, "на какую глубину ему плавать".
 

Принцесса Дина

Руководитель модельной студии
#3
Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя.

(с) Зигмунд Фрейд
 
Сверху