Таос-Пуэбло (США)

Наташа

Well-Known Member
#1
сша.jpg

Долина реки Рио-Гранде в Нью-Мексико. Порядка 70-и миль к северу от Санта-Фе. Здесь, укрытая пологими отрогами Скалистых гор, расположилась, пожалуй, самая древняя в США деревня Таос-Пуэбло. В X веке здесь осели потомки индейцев анасази, которые также населяли плато Меса-Верде. Почему они пришли сюда? Никому не известно. Предположительно в плодородную долину их привел голод. Легенда же гласит, что эту местность им указал орел. Птица отложила два яйца: одно на одном берегу, другое на другом берегу ручья. В честь этой орлицы обитатели Таос-Пуэбло и по сей день исполняют орлиный танец.
Свою деревню они называют «местом, где выходит вода, проделав путь по красным лугам». Это их родина, где выросло много-много поколений. Место поделено на две части, на северную и южную деревню. Границей служит река Рио-Пуэбло, берущая начало из священного для индейцев Голубого озера. Таос-Пуэбло практически не изменилась в ходе столетий, и ее обитателям очень важно, чтобы она и в будущем оставалась такой. Посещать Голубое озеро дозволено только людям племени.
В 1540-м году Таос-Пуэбло обнаружили первые европейцы. Это была испанская экспедиция, разыскивающая золото. В ее составе был некто по имени Эрнандо де Альварадо. Вот что он сообщает: «Дома стоят вплотную друг к другу. Сами в четыре-пять этажей. На каждом этаже имеется маленький деревянный балкон, опоясывающий весь дом. Это самое густонаселенная деревня в этих краях». Со времени появления этой записи Таос-Пуэбло почти не изменилась. Большинство построек возникло в период с 1000 по 1450-е годы. Словом «Пуэбло», что в переводе означает «деревня», называют не только два многоэтажных комплекса (северный и южный дом), но и все поселение, к которому относится также несколько одноэтажных домов.
В 1598-м году испанский король Филипп II отдал приказ колонизировать Нуэво-Мексико. Землю предполагалось поделить между завоевателями. Вместе с испанскими войсками сюда прибыли и францисканцы. Беспощадно и стремительно монахи принуждали местное население креститься и уничтожали так называемые символы язычества. Обратить аборигенов в истинную веру предполагалось при помощи насилия. Жестоко притесняемые жители долины Рио-Гранде, число которых превышало 100 000, в 1680-м году устроили бунт, получивший название «восстание Пуэбло». Под началом шамана Попе, сбежавшего от испанцев в Таос, восстали племена всех пуэбло. В результате мятежа испанцы были либо убиты, либо изгнаны из Нуэво-Мексико, правда, ненадолго. 12 лет спустя они вновь захватили эту территорию. Из ныне обитаемых пуэбло до великого восстания индейцев было построено всего четыре. И Таос-Пуэбло одно из них.
Индейцы называют себя «людьми Таос-Пуэбло». Они всегда были крестьянами, охотниками и собирателями. Люди этого племени путешествовали по всему свету, но всегда возвращались обратно.
В XIX веке, когда американское правительство переселило коренных американцев в резервации, племени из Таос-Пуэбло было позволено остаться на своем месте. Их отдаленная территория не представляла интереса для заселения. Несмотря на это, недоверие к завоевателям сохранилось до сих пор. Посещать Пуэбло позволено только в определенное время. К Кивам, где совершаются религиозные ритуалы, белые категорически не допускаются. Жители Таос-Пуэбло охраняют свой традиционный уклад жизни посредством строгих запретов. Чужеродное влияние здесь встречают с большой неприязнью. Так в деревне до сих пор нет электричества. Традиции этого не допускают.
Дома Таос-Пуэбло построены из саманного кирпича, из земли, смешанной с водой и соломой. После этого кирпичи высушивают на солнце. Наружные стены домов натирают илом, тогда как внутренние тщательно обмазывают белой глиной, чтобы они оставались светлыми. Прежде, из соображений безопасности, в жилищах не было ни дверей, ни окон, доступ внутрь имелся только вверху, через крышу. Как тогда, так и сейчас потолки держались на массивных древесных бревнах (вигах). Саман материал не очень стойкий. Дома приходится постоянно обновлять. Однако он обладает большим преимуществом. Накопленное в течение дня тепло стены отдают ночью. И таким образом в помещениях поддерживается относительно постоянная температура.
Поскольку Дикий Запад уже был не диким, а обжитым, бизонов истребили почти полностью. Люди из Таос-Пуэбло в очередной раз вспомнили о своих традициях и решили заняться разведением этих животных. Бизоны еще и символ веры аборигенов в гармонию между человеком и природой. Эту гармонию, как говорят они, нельзя нарушать. Если баланс покачнется, существование человечества окажется под угрозой. Все, что человек получает от природы, он должен ей возвращать.
Около 2 000 человек насчитывается в племени Таос-Пуэбло сегодня. Порядка 150-ти постоянно проживает в селении, остальные – во временных домах, хоть и не в этих древних стенах, но по прежнему в резервации. Внутри племени царит строгий патриархат. Пока женщины пекут хлеб, мужчины занимаются охотой и собирательством. На должность старосты, ведающего светской политикой, и на должность военного вождя, как устрашающе именует себя религиозный глава, могут избираться только мужчины.
Сохранение старых правил тоже работает как защита от влияний белого человека. В точности как Пау-Вау – церемониальный танец, которым индейцы заклинают свою мифологию.
Религия индейцев наделяет их ответственностью за землю и за всех людей. Их культура проявляется в именах. Индейцы называют детей в честь священных мест или священных животных и растений, рядом с которыми живут. К примеру, имя вождя переводится как «отдыхающий волк».
Таос-Пуэбло вновь оказывается в эпицентре американской истории. После американо-мексиканской войны 1847-го года, эта местность была продана американцам за 15 миллионов долларов. В ответ на это влиятельные испанцы затеяли заговор. Жители Таос-Пуэбло заключили с ними союз и убили губернатора Чарльза Бента. Месяц спустя восстание в Таос было закончено. Американская армия разнесла церковь Сан-Жеронимо и убила 150 жителей.
В начале XX столетия жители резервации вынуждены были отдавать своих детей в школы-интернаты. Находились эти школы за пределами резервации. В их стенах дети должны были позабыть о своем наследии. В резервациях все религиозные праздники и церемонии были запрещены как не американские, а проведение их стало наказуемо. Как и во времена испанского господства, коренные американцы перенесли свою религиозную деятельность в подполье.
Сегодня люди Таос-Пуэбло, как и другие индейские племена, имеют лицензию на содержание игорных домов. Казино – четвертый по значимости работодатель в регионе, и помогает племени, насколько это возможно, жить независимой жизнью. К тому же доходы тратятся на то, чтобы выкупить землю у американского правительства. Землю, некогда принадлежавшую племени и насильно у него отнятую. Племя имеет преимущество в покупке. Вот такая странная причуда в истории.
Индейцы отвоевали автономию для своих территорий. К тому же в 1970-м году правительство США вернуло жителям Таос Голубое озеро и прилегающие горные угодья. У Голубого озера совершаются важнейшие церемонии племени.
С тех пор как индейцы столкнулись с первыми европейцами, они подвергались сильным влияниям из вне. И они были не только дурными. Так, к примеру, они познакомились с христианской религией и научились ее принимать. Но важнее то, что индейцы берегут собственные ценности и собственную культуру. И именно этого старшее поколение ожидает от своих потомков.
Вождь Отдыхающий Волк от своих потомков ждет многого. Пожалуй, даже слишком многого. Пока же Таос-Пуэбло настоящая жилая деревня, а не музей. Но возможно ли действительно сохранить живую духовность древней культуры? Этого никто не знает.
 
#2
Очень впечатляюще, я бы не прочь туда поехать на пару деньков. Жаль, мне кажется, что эта поездка будет очень дорого стоить. Гораздо дороже, чем в ту же Турцию или Египет. Но в принципе, надо хотя бы там побывать для начала))
 
#3
Да ничем туризм в США не дороже чем в остальных странах, а в некоторых местах даже намного дешевле, только что все туристические места разбросаны по всей стране, так что придется много ездить
 
#4
А мне бы не хотелось побывать в этом месте. Хотя разумеется если на халяву - то почему бы и нет) но все таки здесь вроде как нет моря, не особо много красивых архитектурных сооружений и других интересных достопримечательностей.
 
#5
Честно сказать ничего особенного, в США каждое племя индейцев по-своему уникально и просто это место никаким образом не выделяется, одно из тысяч
 
#6
Я считаю что каждое место в мире по-своему уникально, и нельзя говорить что где-то интересно, а где-то нет. Это все просто ваше личное мнение. Например, иностранцы которые бывают в России искренне удивляются нашему образу жизни
 
#7
Я считаю что американское правительство должно всеми силами сохранять наследие всех своих этнических групп. Потому что для современного мира такая потеря бы была просто недопустимой, особенно для США, как борца за сохранение мира.
 
Сверху