Торговые площади не пустуют – арендаторов удалось удержать

#1
Ситуация в стране коснулась всех сфер ее жизни. Первыми почувствовали на себе снижение доходов населения продавцы.

Рассмотрим данную ситуацию на примере крупных торгово-развлекательных центров. Покупательский спрос начал падать, доходы снизились. Ритейлеры не смогли вовремя спрогнозировать спад продаж. Крупные и не очень торговые сети остались с нераспроданными остатками. Как следствие платить прежнюю цену за аренду торговых площадей арендаторы больше не могли. Самые «слабые» отсеялись еще в прошлом году. Владельцы больших торговых площадей уже с зимы 2014 года ведут переговоры с арендаторами о стоимости квадратного метра арендных площадей. Кроме снижения покупательной способности населения сесть за стол переговоров владельцев крупных ТРЦ заставило колебание курса валют, массовые протесты арендаторов. В результате, чтобы избежать повального опустошения площадей в торгово-развлекательных центрах, было решено снизить арендную плату. Это позволило крупным торговым сетям не закрывать большинство своих торговых точек.

В первом квартале текущего года магазины площадью 100-200 м кв. смогли снизить арендную ставку до 35%. Таким образом, месячная плата за квадратный метр составила 30 долларов. Во втором квартале 2015 г. пошли еще на одну уступку: плату за аренду площадей привязали к гривне. Размер платежей теперь зависит от курса ЦБРФ на текущий момент вместо использования льготного курса.

Помогло удержать арендаторов и то, что на рынке торговой недвижимости почти нет новых предложений. В этом году не открылись большинство уже построенных ТРЦ. Их открытие перенесли на будущий год. Причин много, одна из них опасались, что арендаторы не успеют подготовиться. «Новички» могли бы существенно изменить ситуацию: переманить к себе ощутимое количество арендаторов. В новых магазинах с размером торговых площадей 5,5-7 тыс. кв. м в каждом цена аренды снижается на 70%.

Благодаря всем этим факторам в существующих ТРЦ свободных площадей осталась в среднем 7,5% от общей площади. Этот процент колеблется в зависимости от популярности магазина в более известных и популярных он составляет менее 1%, в других не таких популярных центрах – 20%. Это нормальная ситуация для нынешнего уровня экономики. Но такая стабилизация ситуации в 2016 г. не сохранится, ведь, как уже отмечалось, откроются новые ТРЦ.
 
Сверху