Вьентьян - Столица Лаоса

#1
Вьентьян основан в 1560 году как столица страны Лан Санг, с 1899 года это столица французского протектората Лаоса. А сейчас это небольшой приятный гостеприимный и достаточно туристический город, который известен огромной золотой ступой, триумфальной аркой и лаосским пивом.

Триумфальная арка Патусай - аналог триумфальной арки Парижа - символ освобождения Лаоса от французских колонистов.

Украшение города - река Меконг. После ужина по набережной прогуливается чуть ли не половина города и все туристы, разглядывая товары на ночном рынке, потягивая вкусное холодное пиво и изредка взирая на соседней берег, где прогуливаются тайцы. Другой берег - другая страна.

В городе есть старая серая заросла травой ступа - Пап Дам. В ее тени мы познакомились с буддистским послушником по имени Амон. Он первым подошел к нам и спросил на английском:
- May I speak with you?
Как оказалось, это его способ улучшить свой английский язык.

От Амона мы узнали много интересного о его монастырской жизни. В его крестьянской семье семеро детей из которых он средний брат, поэтому когда ему исполнилось девять лет он ушел жить в монастырь. Сейчас ему восемнадцать и у него остается только один год на то, чтобы принять окончательное решение: в двадцать "принимать постриг" и оставаться монахом, или оставить монастырь и начать жить обычной жизнью. Он склоняется ко второму варианту, а поэтому активно учит английский и собирается в будущем работать туристическим гидом в городе Луан Прабанг, где живет его дядя. Судя по его рассказу, сложилось впечатление, что серьезно о монашестве он не думал никогда - это была лишь облегчить жизнь. Одна из вещей, которые беспокоят Амона сейчас - необходимость купить себе одежду после выхода из монастыря. В память о себе он подарил нам маленькую статуэтку Буды, которую когда-то сделал для него его учитель.

Вообще монастырей во Вьентьяне бесчисленное количество. Но подавляющее большинство монастырей совсем новенькие, потому что только двум из них удалось пережить войны и бомбежки. Один из уцелевших - Сисакет построен в 1818 году царем анионов. Он единственный пережил сиамскую оккупацию 1828 года и сейчас является старейшим храмом. Очертания, резьба и другие украшения храма являются примерами классического лаосского архитектурного стиля. На территории храма расставлены более пяти тысяч скульптур Будды. Отдельно сохраняют Будд, пострадавших во время военных кампаний.

Еще одна антикварная вещь - деревянная Нага для омовения Будды и получения таким образом святой воды. К сожалению без посторонних подсказок совсем невозможно представить как использовали эту огромную штуку.

Как нам пояснил Амон, Сисакет, конечно, очень важный и уважаемый монастырь, но больше всего верующих посещает храм Си Меонг. И действительно, на его пороге, даже в вечернее время было множество местных жителей, которые спокойно сидели на лавочках и ели какую-то еду, рядом эту пищу продавали с передвижных тук-туков, а параллельно в храм для молитвы заходили обычные верующие. С собой в храм приносят кокосовый орех, кучу бананов, ароматические палочки и две, связанные из банановых листьев и украшенные бархатцами, символические пирамидки.

В другой комнате буддисткой монах раздает благословения и завязывает браслетики. Но больше всего нас поразила птица, она сидела на скале и казалась какой-то плохо выполненной статуэткой. Ну, решили мы, тут видимо лаосцы пожалели краски. И здесь эта птица пошевелила головой. Мне показалось что это какое-то наваждение, но нет, еще минута и птица повернула голову на девяносто градусов. Мы так и застыли с открытым ртом.

В отделке других, современных храмов во Вьентьяне преобладает тайский стиль. Много золота, много разных мелких деталей, выполненных будто по одному образцу сразу для всех зданий. Даже жизни Будды, которые изображаются под крышей храма, кажется, выполнено одним и тем же мастером под копирку.

Золотая ступа - символ Лаоса, ее даже изображают на гербе. Стоит достаточно далеко от "туристического" центра. Стандартные белые господа ездят сюда на тук-туках - это же целых четыре километра, мы же шли пешком по жаре. И по дороге в ступы нас ждали еще два музея.

Особенно интриговало название "Музей государственной безопасности". Очень хотелось посмотреть, но не суждено, охранник на воротах, не знал ни слова по-английски, махнул рукой в сторону гигантских дверей, и они оказались закрыты. Видимо, из-за лаосской традиции, работники пошли где-то по делам или решили сегодня на работу не выходить вообще. Сам дом музея выглядел как скриншот из компьютерной стрелялки. Такой огромный особняк с пальмами по обе стороны от мраморной лестницы.

Далее был музей красной лаосского армии, который нам посмотреть тоже не суждено, потому что работницы музея решили пойти на обеденный перерыв немного раньше, и мы встретили их как раз у ворот. Поэтому мы пошли к ступе.

Там нас ждала обеденная сиеста с 11.30 до 13.30, которую имеют все государственные и не государственные учреждения. Поэтому мы посидели в тиньке под деревом, сходили в соседний храм, попили водички и подождали, но после перерыва ступу не открыли.

На пути из посольства встретили хорошенький, чистенький китайский храм, украшенный фонтанчиками с цветными карпами и кучей орхидей.

На самом деле центр Вьентьяна похож на большую резервацию для туристов, перемещающихся между буддийскими монастырями. Выглядит это примерно так: магазин сувениров, бар с бельгийским пивом, интернет-клуб, буддийский монастырь в тайском стиле, построенный скорее всего за тайские деньги, хостел, итальянская пиццерия, туристическое агентство, прачечная по 5 долларов за 10 кг, гестхауз и т. д.

Наша жизнь в столице была совсем не похоже на жизнь классических туристов. Первым делом утром мы шли в местный информационный офис с замечательным персоналом, чтобы оставить наши тяжелые рюкзаки, здесь же мы пользовались интернетом, мыли голову под краном, чистили зубы в туалете, иногда даже готовили пищу.

Далее шли гулять, первым делом конечно же завтракать на местный рынок - липкий лаосский рис, гора фруктов, какие-то соусы или супчики в полиэтиленовых пакетиках, мясо или рыба, запеченные на гриле. Далее прогулки по городу. Спали мы за забором строительства огромного бизнес-шопинг-турист центра на берегу Меконга. Строительство еще не начато и за сплошной оградой нашу палатку не видно никому - тишина и благодать, еще и освещение с набережной. Единственное слабое место - вход на эту здоровенную территорию со стороны парковки, охранник которой, хотя и сидел метров так за сто, но каждый вечер подозрительно смотрел на двух бледнолицых с рюкзаками, которые упорно не хотят спать в "Турист хотел".

На нашу пятую ночь охранник не выдержал, собрал ребят, и ровно в двенадцать часов ночи, как только мы разложили палатку и улеглись на мягком спальнике к нам пришла делегация из семи человек. Ребята, пришедшие выгонять несчастных туристов из теплой палатки, сначала представились "полис", но по нашей просьбе показать жетончики они вытащили бейджик секьюрити азиатских университетских игр.
- Э-э-э! Ребята, какая вы полис? Вы только секьюрити!
Уровень английского у ребят оставлял желать лучшего, поэтому они в основном повторяли одну и ту же фразу:
- No possible sleep here! Tourist sleep in hotel! Good hotel! (Нельзя спать здесь! Турист спит в отеле! Хороший отель!)
На наш вопрос, почему мы не можем спать здесь, если нам здесь больше нравится, ребята только показали на единственную в городе многоэтажку и сказали единственное слово "Conference". Логично! Там, видимо, проходили какие-то мероприятия, посвященные универсиаде, но до многоэтажки от нас километра два, и она высилась над горизонтом где-то далеко, поэтому мешать кому-то в том направлении мы никак не могли.

Далее пять минут мы рассказывали местным казакам, что упаковываться и уходить мы не будем, так как вещей у нас много, а паковать их долго, так что давайте, дорогие наши, мы сделаем так: мы здесь сегодня спим, а завтра вы нас здесь уже не увидите, тем более мы и так планировали на утро ехать дальше. Ребята позвонили кому-то по телефону, этот кто-то не снял трубку (что совсем не удивительно в 12:00 ночи), они еще немного посовещались и ушли. Больше мы их не видели.

А на следующий день мы поехали на юг.

 
Сверху