Довольно большое число западных архетипов можно отнести к рецептивным. Особенно символичной для многих западных традиций является Изида, египетская богиня-мать. Иероглиф, обозначающий ее имя, представляет собой трон, который считался воплощением женского начала. Изида превратилась не только в архетип матери для древнего Египта, но и стала прообразом других богинь по всему побережью Средиземного моря.
Другие подобного рода образы матери мы находим в мифологии и мировых религиях. В апокрифах Ветхого Завета описывается София - мудрая и умиротворяющая жена гневного Авеля. Афродита, богиня любви, для мира эллинов представляла эротическую сторону любви и взаимоотношений полов. И наконец, существует исторический пример, в христианской концепции идеального женского начала в образе Девы Марии, матери Христа.
Даже воинствующие римляне не смогли обойтись без богини-женщины. Когда они завоевали северные земли, их богиня Венера затмила Фрею, которая прежде была символом женского начала для народов Севера. Сама Фрея до сих пор почитается потомками англосаксов, и в их календаре увековечена названием дня недели - пятницы. Friday - день Фреи. В календарях же латинского происхождения пятница по-прежнему является днем Венеры и звучит соответственно, например во французском - Vendredi. В некоторых странах Севера день Фреи, как и раньше, почитается днем женщин. Этот пережиток языческих обрядов проявляется и в наши дни на дискотеках и в ночных клубах, где доминируют женщины и царят над всем происходящим, выбирая себе партнера, дабы отпраздновать конец недели.
В задачи данной статьи не входит детальное изучение соответствий каждому из архетипов, но если читатель потрудится углубиться в рассмотрение принципа женского начала, то увидит, насколько приведенные здесь примеры подтверждают, что эти образы почитались веками и поклонялись им, как богиням плодородия. В каком бы облике они ни являлись, всегда это воспринималось как добрый знак, сулящий богатый урожай, гарантирующий здоровое потомство и процветание рода наперекор природным катаклизмам и войнам. Утрата человечеством уважения к женскому началу отразилось в беспрецедентном уровне ущерба, нанесенного и наносимого матери-земле.
Архетип женского начала считается принимающим и питающим, в процессе возрождения действующим наподобие матки. Притягательная сила женщин легендарная и, очевидно, общечеловеческая категория. Возьмем Елену из Трои, которая «спустила на воду тысячу кораблей», по крайней мере, так пишет Кристофер Марлоу. Юнг в одной из своих моделей «внутренней сущности характера» описывает женское начало как «умиротворяющую красоту лунной ночи, когда жесткие линии ландшафта мягким светом, изливающимся от Королевы ночи, преображаются в мягкие и закругленные». Этот серебряный диск в ночном небе является спокойным отражением солнца, который тихо, но неуклонно контролирует приливы и отливы всех великих вод Земли, не произнося при этом ни слова, даже шепотом.
Еще одна сторона женского начала - это эротика как противоположность логике - процессу мышления, который считают мужской категорией. Великая опасность для всемирного общежития таится в отрицании эротического в женском начале с его функцией чувственности, которая необходима, чтобы противостоять современному избытку мужского logos, т.е. мыслительного. В настоящее время распространилась тенденция к использованию в повседневной жизни в основном ян - мужских функций мышления и ощущения. Но если соотношение мужского и женского остается в таком модуле, то женские функции чувственности и интуиции подавляются, а это приводит лишь к тому, что они начинают проявляться только в отрицательной форме. Именно на этой почве вырастает нынешняя атмосфера эксплуатации и гедонизма, характерная для западных культур. Для равновесия в жизни следует по возможности в одинаковой степени использовать все четыре функции. Это не только ведет к подъему значимого существования на индивидуальном уровне, но также оказывает огромную помощь в развитии коллективного аспекта и природы.
Однако насколько бы женское начало ни было привлекательным, не стоит надолго оставаться в прохладных, покойных и мягких объятиях инь, иначе падение и вовлечение в разрушительную фазу неминуемо. В разных культурах мира Луна, представляющая женское начало, наравне с плодотворными свойствами обладает и разрушительными.
Вероятно из всех известных нам примеров разрушительной стороны женского начала, самым ярким будет почитаемая индусами богиня Кали, «Черная». Индусские боги послали ее на Землю, чтобы пожирать демонов. Но по мере выполнения ею своего долга, злоба Кали, вдохновленная ее миссией, трансформировалась в жажду крови вообще, и тогда ее искаженная сила обратилась против простых мужчин и женщин, живущих в этом мире. Лишь шок, вызванный тем, что она чуть ни поглотила собственного мужа Шиву, заставил эту одержимость исчезнуть. Эта темная сторона богини и ее женского начала символизирует опасность и сумасшествие - конечную глубину самой инь. Памятуя о потенциальной способности инь завлекать слишком далеко, следует избегать ее переизбытка также и в нашей жизни.
В реальном мире в пределах темной стороны инь возникает множество опасностей, таких, как увлечение алкоголем или наркотиками, которые принимаются людьми, чтобы обойти неизбежные жесткие проявления жизни и заключить их в наркотическую темноту. Все увеличивающееся потребление этих психотропных веществ не по назначению способно изменить сознание и само по себе является опасностью, т.к. здесь мы тоже находим следствие переизбытка инь, разрушительного аспекта женского начала.
Пробуждение новых культов, связанных с естественной природой и ее явлениями, таких как неоязычество, колдовство, чародейство и пр., коренится в сходном с почитанием на Востоке Кали проявлении инь, хотя и используется в более мягкой и благоприятной форме. Подобные «религии новой эры» переживают возрождение и подъем, потому что они обеспечивают противодействие жесткому распространению материализма. Тем не менее практика новых религий - это также и шаг назад в том, что касается психики человека. Нам требуется не почитание богини, пришедшей из древности, но привнесение в человеческое сознание подсознательного женского начала.
Это процесс индивидуализации, когда в человеке рождается его собственная темная сторона, или, используя выражение Юнга, «личный и коллективный подсознательный аспект психики». И этот процесс запускается тогда, когда человек начинает замечать свои сны и изучать их. Как только пойдет диалог сознания и подсознания, таинственные божества, спрятанные глубоко в коллективном подсознании человека, превратятся в его собственные, личные, и тому, чья психика своей способностью реа-ировать вызвала их из глубин, станут являться во сне каждую ночь. Чем больше внимания уделяет человек подсознательному, тем крепче формируется связь с той объективной областью психики, где и живут данные архетипы.
Описывая этот процесс, Юнг предостерегал тех, кто заинтересуется подобными экскурсами, «твердо стоять ногами на матери-земле», чтобы быть в состоянии выполнить необходимый долг перед семьей, обществом, на работе и т.д. Избыточная тяга к темной стороне подсознания или одержимость ею не поощряется, так как это нарушает равновесие, которое необходимо человеку для сохранения здоровья. Достижение такого равновесия, такой устойчивости обеспечивают сохранение чувства долга и ответственности, даже если в психике сохраняется влечение к духовному. Это, в свою очередь, позволяет взаимопроникновение противоположностей в комбинации жизни и индивидуализации, что в конечном итоге приводит к развитию продвинутого сознания.
Даже классики тайцзи признавали, что их принципы передаются посредством снов. Метод «вдохновения психики» известен на Западе с библейских времен, когда пророкам являлись видения и сны, которые потом они интерпретировали своим соплеменникам как послание Господа. Широко известно, что художники всех направлений получают вдохновение с помощью сновидений. Теперь, когда во все более широких кругах психику признают как нечто реально существующее в человеческом сознании, ученые соглашаются, что сны играют непосредственную роль в творческом процессе. Эйнштейна, пожалуй, можно назвать самым известным из рациональных мыслителей, которые склонились перед единственным логическим заключением: из снов происходит материя реальности.
Рационалисты, которые быстро наклеили на это явление ярлык «интуитивной прозорливости», все еще отвергают эту концепцию. Тем не менее, работы, появившиеся «случайно» или по счастливому стечению обстоятельств, некоторым образом послужили делу открытия многих научных тайн. Юнг указывал, что сами по себе сказки - это способ заказа неосознанных собы тий. Выражение «интуитивная прозорливость» (serendipity) само взято из сказки Горация Уолполла, писателя XVIII века, в которой герои, три принца из Серендипа, постоянно случайным образом находят разные вещи.
Другие подобного рода образы матери мы находим в мифологии и мировых религиях. В апокрифах Ветхого Завета описывается София - мудрая и умиротворяющая жена гневного Авеля. Афродита, богиня любви, для мира эллинов представляла эротическую сторону любви и взаимоотношений полов. И наконец, существует исторический пример, в христианской концепции идеального женского начала в образе Девы Марии, матери Христа.
Даже воинствующие римляне не смогли обойтись без богини-женщины. Когда они завоевали северные земли, их богиня Венера затмила Фрею, которая прежде была символом женского начала для народов Севера. Сама Фрея до сих пор почитается потомками англосаксов, и в их календаре увековечена названием дня недели - пятницы. Friday - день Фреи. В календарях же латинского происхождения пятница по-прежнему является днем Венеры и звучит соответственно, например во французском - Vendredi. В некоторых странах Севера день Фреи, как и раньше, почитается днем женщин. Этот пережиток языческих обрядов проявляется и в наши дни на дискотеках и в ночных клубах, где доминируют женщины и царят над всем происходящим, выбирая себе партнера, дабы отпраздновать конец недели.
В задачи данной статьи не входит детальное изучение соответствий каждому из архетипов, но если читатель потрудится углубиться в рассмотрение принципа женского начала, то увидит, насколько приведенные здесь примеры подтверждают, что эти образы почитались веками и поклонялись им, как богиням плодородия. В каком бы облике они ни являлись, всегда это воспринималось как добрый знак, сулящий богатый урожай, гарантирующий здоровое потомство и процветание рода наперекор природным катаклизмам и войнам. Утрата человечеством уважения к женскому началу отразилось в беспрецедентном уровне ущерба, нанесенного и наносимого матери-земле.
Архетип женского начала считается принимающим и питающим, в процессе возрождения действующим наподобие матки. Притягательная сила женщин легендарная и, очевидно, общечеловеческая категория. Возьмем Елену из Трои, которая «спустила на воду тысячу кораблей», по крайней мере, так пишет Кристофер Марлоу. Юнг в одной из своих моделей «внутренней сущности характера» описывает женское начало как «умиротворяющую красоту лунной ночи, когда жесткие линии ландшафта мягким светом, изливающимся от Королевы ночи, преображаются в мягкие и закругленные». Этот серебряный диск в ночном небе является спокойным отражением солнца, который тихо, но неуклонно контролирует приливы и отливы всех великих вод Земли, не произнося при этом ни слова, даже шепотом.
Еще одна сторона женского начала - это эротика как противоположность логике - процессу мышления, который считают мужской категорией. Великая опасность для всемирного общежития таится в отрицании эротического в женском начале с его функцией чувственности, которая необходима, чтобы противостоять современному избытку мужского logos, т.е. мыслительного. В настоящее время распространилась тенденция к использованию в повседневной жизни в основном ян - мужских функций мышления и ощущения. Но если соотношение мужского и женского остается в таком модуле, то женские функции чувственности и интуиции подавляются, а это приводит лишь к тому, что они начинают проявляться только в отрицательной форме. Именно на этой почве вырастает нынешняя атмосфера эксплуатации и гедонизма, характерная для западных культур. Для равновесия в жизни следует по возможности в одинаковой степени использовать все четыре функции. Это не только ведет к подъему значимого существования на индивидуальном уровне, но также оказывает огромную помощь в развитии коллективного аспекта и природы.
Однако насколько бы женское начало ни было привлекательным, не стоит надолго оставаться в прохладных, покойных и мягких объятиях инь, иначе падение и вовлечение в разрушительную фазу неминуемо. В разных культурах мира Луна, представляющая женское начало, наравне с плодотворными свойствами обладает и разрушительными.
Вероятно из всех известных нам примеров разрушительной стороны женского начала, самым ярким будет почитаемая индусами богиня Кали, «Черная». Индусские боги послали ее на Землю, чтобы пожирать демонов. Но по мере выполнения ею своего долга, злоба Кали, вдохновленная ее миссией, трансформировалась в жажду крови вообще, и тогда ее искаженная сила обратилась против простых мужчин и женщин, живущих в этом мире. Лишь шок, вызванный тем, что она чуть ни поглотила собственного мужа Шиву, заставил эту одержимость исчезнуть. Эта темная сторона богини и ее женского начала символизирует опасность и сумасшествие - конечную глубину самой инь. Памятуя о потенциальной способности инь завлекать слишком далеко, следует избегать ее переизбытка также и в нашей жизни.
В реальном мире в пределах темной стороны инь возникает множество опасностей, таких, как увлечение алкоголем или наркотиками, которые принимаются людьми, чтобы обойти неизбежные жесткие проявления жизни и заключить их в наркотическую темноту. Все увеличивающееся потребление этих психотропных веществ не по назначению способно изменить сознание и само по себе является опасностью, т.к. здесь мы тоже находим следствие переизбытка инь, разрушительного аспекта женского начала.
Пробуждение новых культов, связанных с естественной природой и ее явлениями, таких как неоязычество, колдовство, чародейство и пр., коренится в сходном с почитанием на Востоке Кали проявлении инь, хотя и используется в более мягкой и благоприятной форме. Подобные «религии новой эры» переживают возрождение и подъем, потому что они обеспечивают противодействие жесткому распространению материализма. Тем не менее практика новых религий - это также и шаг назад в том, что касается психики человека. Нам требуется не почитание богини, пришедшей из древности, но привнесение в человеческое сознание подсознательного женского начала.
Это процесс индивидуализации, когда в человеке рождается его собственная темная сторона, или, используя выражение Юнга, «личный и коллективный подсознательный аспект психики». И этот процесс запускается тогда, когда человек начинает замечать свои сны и изучать их. Как только пойдет диалог сознания и подсознания, таинственные божества, спрятанные глубоко в коллективном подсознании человека, превратятся в его собственные, личные, и тому, чья психика своей способностью реа-ировать вызвала их из глубин, станут являться во сне каждую ночь. Чем больше внимания уделяет человек подсознательному, тем крепче формируется связь с той объективной областью психики, где и живут данные архетипы.
Описывая этот процесс, Юнг предостерегал тех, кто заинтересуется подобными экскурсами, «твердо стоять ногами на матери-земле», чтобы быть в состоянии выполнить необходимый долг перед семьей, обществом, на работе и т.д. Избыточная тяга к темной стороне подсознания или одержимость ею не поощряется, так как это нарушает равновесие, которое необходимо человеку для сохранения здоровья. Достижение такого равновесия, такой устойчивости обеспечивают сохранение чувства долга и ответственности, даже если в психике сохраняется влечение к духовному. Это, в свою очередь, позволяет взаимопроникновение противоположностей в комбинации жизни и индивидуализации, что в конечном итоге приводит к развитию продвинутого сознания.
Даже классики тайцзи признавали, что их принципы передаются посредством снов. Метод «вдохновения психики» известен на Западе с библейских времен, когда пророкам являлись видения и сны, которые потом они интерпретировали своим соплеменникам как послание Господа. Широко известно, что художники всех направлений получают вдохновение с помощью сновидений. Теперь, когда во все более широких кругах психику признают как нечто реально существующее в человеческом сознании, ученые соглашаются, что сны играют непосредственную роль в творческом процессе. Эйнштейна, пожалуй, можно назвать самым известным из рациональных мыслителей, которые склонились перед единственным логическим заключением: из снов происходит материя реальности.
Рационалисты, которые быстро наклеили на это явление ярлык «интуитивной прозорливости», все еще отвергают эту концепцию. Тем не менее, работы, появившиеся «случайно» или по счастливому стечению обстоятельств, некоторым образом послужили делу открытия многих научных тайн. Юнг указывал, что сами по себе сказки - это способ заказа неосознанных собы тий. Выражение «интуитивная прозорливость» (serendipity) само взято из сказки Горация Уолполла, писателя XVIII века, в которой герои, три принца из Серендипа, постоянно случайным образом находят разные вещи.