Западный эквивалент: Богиня Мать-Земля

Виталий

Well-Known Member
#1
Довольно большое число западных архетипов можно отнести к рецептивным. Особенно символичной для многих западных традиций является Изида, египетская богиня-мать. Иероглиф, обозначающий ее имя, представляет собой трон, который считался воплощением женского начала. Изида превратилась не только в архетип матери для древнего Египта, но и стала прообразом других богинь по всему побережью Средиземного моря.

Другие подобного рода образы матери мы находим в мифологии и мировых религиях. В апокрифах Ветхого Завета описывается София - мудрая и умиротворяющая жена гневного Авеля. Афродита, богиня любви, для мира эллинов представляла эротическую сторону любви и взаимоотношений полов. И наконец, существует исторический пример, в христианской концепции идеального женского начала в образе Девы Марии, матери Христа.

Даже воинствующие римляне не смогли обойтись без богини-женщины. Когда они завоевали северные земли, их богиня Венера затмила Фрею, которая прежде была символом женского начала для народов Севера. Сама Фрея до сих пор почитается потомками англосаксов, и в их календаре увековечена названием дня недели - пятницы. Friday - день Фреи. В календарях же латинского происхождения пятница по-прежнему является днем Венеры и звучит соответственно, например во французском - Vendredi. В некоторых странах Севера день Фреи, как и раньше, почитается днем женщин. Этот пережиток языческих обрядов проявляется и в наши дни на дискотеках и в ночных клубах, где доминируют женщины и царят над всем происходящим, выбирая себе партнера, дабы отпраздновать конец недели.

В задачи данной статьи не входит детальное изучение соответствий каждому из архетипов, но если читатель потрудится углубиться в рассмотрение принципа женского начала, то увидит, насколько приведенные здесь примеры подтверждают, что эти образы почитались веками и поклонялись им, как богиням плодородия. В каком бы облике они ни являлись, всегда это воспринималось как добрый знак, сулящий богатый урожай, гарантирующий здоровое потомство и процветание рода наперекор природным катаклизмам и войнам. Утрата человечеством уважения к женскому началу отразилось в беспрецедентном уровне ущерба, нанесенного и наносимого матери-земле.
Богиня Мать-Земля.jpg


Архетип женского начала считается принимающим и питающим, в процессе возрождения действующим наподобие матки. Притягательная сила женщин легендарная и, очевидно, общечеловеческая категория. Возьмем Елену из Трои, которая «спустила на воду тысячу кораблей», по крайней мере, так пишет Кристофер Марлоу. Юнг в одной из своих моделей «внутренней сущности характера» описывает женское начало как «умиротворяющую красоту лунной ночи, когда жесткие линии ландшафта мягким светом, изливающимся от Королевы ночи, преображаются в мягкие и закругленные». Этот серебряный диск в ночном небе является спокойным отражением солнца, который тихо, но неуклонно контролирует приливы и отливы всех великих вод Земли, не произнося при этом ни слова, даже шепотом.

Еще одна сторона женского начала - это эротика как противоположность логике - процессу мышления, который считают мужской категорией. Великая опасность для всемирного общежития таится в отрицании эротического в женском начале с его функцией чувственности, которая необходима, чтобы противостоять современному избытку мужского logos, т.е. мыслительного. В настоящее время распространилась тенденция к использованию в повседневной жизни в основном ян - мужских функций мышления и ощущения. Но если соотношение мужского и женского остается в таком модуле, то женские функции чувственности и интуиции подавляются, а это приводит лишь к тому, что они начинают проявляться только в отрицательной форме. Именно на этой почве вырастает нынешняя атмосфера эксплуатации и гедонизма, характерная для западных культур. Для равновесия в жизни следует по возможности в одинаковой степени использовать все четыре функции. Это не только ведет к подъему значимого существования на индивидуальном уровне, но также оказывает огромную помощь в развитии коллективного аспекта и природы.

Однако насколько бы женское начало ни было привлекательным, не стоит надолго оставаться в прохладных, покойных и мягких объятиях инь, иначе падение и вовлечение в разрушительную фазу неминуемо. В разных культурах мира Луна, представляющая женское начало, наравне с плодотворными свойствами обладает и разрушительными.

Вероятно из всех известных нам примеров разрушительной стороны женского начала, самым ярким будет почитаемая индусами богиня Кали, «Черная». Индусские боги послали ее на Землю, чтобы пожирать демонов. Но по мере выполнения ею своего долга, злоба Кали, вдохновленная ее миссией, трансформировалась в жажду крови вообще, и тогда ее искаженная сила обратилась против простых мужчин и женщин, живущих в этом мире. Лишь шок, вызванный тем, что она чуть ни поглотила собственного мужа Шиву, заставил эту одержимость исчезнуть. Эта темная сторона богини и ее женского начала символизирует опасность и сумасшествие - конечную глубину самой инь. Памятуя о потенциальной способности инь завлекать слишком далеко, следует избегать ее переизбытка также и в нашей жизни.

В реальном мире в пределах темной стороны инь возникает множество опасностей, таких, как увлечение алкоголем или наркотиками, которые принимаются людьми, чтобы обойти неизбежные жесткие проявления жизни и заключить их в наркотическую темноту. Все увеличивающееся потребление этих психотропных веществ не по назначению способно изменить сознание и само по себе является опасностью, т.к. здесь мы тоже находим следствие переизбытка инь, разрушительного аспекта женского начала.

Пробуждение новых культов, связанных с естественной природой и ее явлениями, таких как неоязычество, колдовство, чародейство и пр., коренится в сходном с почитанием на Востоке Кали проявлении инь, хотя и используется в более мягкой и благоприятной форме. Подобные «религии новой эры» переживают возрождение и подъем, потому что они обеспечивают противодействие жесткому распространению материализма. Тем не менее практика новых религий - это также и шаг назад в том, что касается психики человека. Нам требуется не почитание богини, пришедшей из древности, но привнесение в человеческое сознание подсознательного женского начала.

Это процесс индивидуализации, когда в человеке рождается его собственная темная сторона, или, используя выражение Юнга, «личный и коллективный подсознательный аспект психики». И этот процесс запускается тогда, когда человек начинает замечать свои сны и изучать их. Как только пойдет диалог сознания и подсознания, таинственные божества, спрятанные глубоко в коллективном подсознании человека, превратятся в его собственные, личные, и тому, чья психика своей способностью реа-ировать вызвала их из глубин, станут являться во сне каждую ночь. Чем больше внимания уделяет человек подсознательному, тем крепче формируется связь с той объективной областью психики, где и живут данные архетипы.

Описывая этот процесс, Юнг предостерегал тех, кто заинтересуется подобными экскурсами, «твердо стоять ногами на матери-земле», чтобы быть в состоянии выполнить необходимый долг перед семьей, обществом, на работе и т.д. Избыточная тяга к темной стороне подсознания или одержимость ею не поощряется, так как это нарушает равновесие, которое необходимо человеку для сохранения здоровья. Достижение такого равновесия, такой устойчивости обеспечивают сохранение чувства долга и ответственности, даже если в психике сохраняется влечение к духовному. Это, в свою очередь, позволяет взаимопроникновение противоположностей в комбинации жизни и индивидуализации, что в конечном итоге приводит к развитию продвинутого сознания.

Даже классики тайцзи признавали, что их принципы передаются посредством снов. Метод «вдохновения психики» известен на Западе с библейских времен, когда пророкам являлись видения и сны, которые потом они интерпретировали своим соплеменникам как послание Господа. Широко известно, что художники всех направлений получают вдохновение с помощью сновидений. Теперь, когда во все более широких кругах психику признают как нечто реально существующее в человеческом сознании, ученые соглашаются, что сны играют непосредственную роль в творческом процессе. Эйнштейна, пожалуй, можно назвать самым известным из рациональных мыслителей, которые склонились перед единственным логическим заключением: из снов происходит материя реальности.
Богиня Мать.jpg


Рационалисты, которые быстро наклеили на это явление ярлык «интуитивной прозорливости», все еще отвергают эту концепцию. Тем не менее, работы, появившиеся «случайно» или по счастливому стечению обстоятельств, некоторым образом послужили делу открытия многих научных тайн. Юнг указывал, что сами по себе сказки - это способ заказа неосознанных собы тий. Выражение «интуитивная прозорливость» (serendipity) само взято из сказки Горация Уолполла, писателя XVIII века, в которой герои, три принца из Серендипа, постоянно случайным образом находят разные вещи.
 

Айнур

Well-Known Member
#2
Земле Матушке всегда поклонитесь! Не смейте харкать на нее, тем самым вы как быдло оплюете только себя, а Земля все стерпит и обязательно восстановит природный слой.
 
#3
Фортуна – богиня судьбы

У римлян Фортуна была богиней судьбы, несущей в себе два аспекта - враждебный и благотворный. Ее греческий двойник Тюхэ также представлялась богиней, руководившей судьбами людей. Обе богини изображались с колесом, их символом, в руках.

Фортуна – Богиня Судьбы.jpg


Благожелательным проявлением этого божества был Агатос Диамон, т.е. добрый дух, который оберегал судьбу отдельных людей и семей. Его полной противоположностью по характеру была Немезида, оказывавшая умеряющее воздействие. Ее способность к ограничению была всегда наготове для наказания чересчур процветающих и спесивых.

Говорят, что Паламид посвятил изобретенный им первый набор игральных костей Фортуне/Тюхэ в построенном в ее честь храме в Аргосе на греческом Пелопоннесе. Самая известная гробница, посвященная Фортуне, находилась в Пренесте, современном городе Палестрина, которая расположена в 23 милях на юго-восток от Рима. Здесь установлена статуя, изображающая ее на шаре, как напоминание о том, насколько неустойчива и неопределенна жизнь.

Бурной жизни Юлия Цезаря не раз касалась рука Фортуны, и не всегда ее внимание было благосклонно. Говорят, что во время свирепого шторма Юлий Цезарь сумел успокоить обезумевшего лоцмана уверением, будто ему, великому полководцу, покровительствовал не кто иной, как сама Фортуна. Спустя годы, в мартовские иды 44 года до н.э. она обернулась для вновь коронованного диктатора Рима Немезидой. В своем высокомерии, Цезарь принял императорскую (гех) власть, не принимая во внимание демократические устремления своих подданных. Не прошло и месяца с начала его правления, как он повернулся спиной к Марку Бруту и другим заговорщикам и умер под ударами кинжалов убийц.

Пожалуй, из древних легенд, касающихся исполнения судьбы, самой известной является история царя Эдипа. Сумев перехитрить смертоносного Сфинкса, Эдип занял царский трон в Фивах и, не зная, что творит, женился на овдовевшей перед тем царице. Позднее он узнал, что эта женщина была его матерью, а ее мужа, своего отца, он незадолго до этого бездумно убил в перепалке.

Бедный Эдип никогда в своей жизни не прислушивался к призывам души. У него на вооружении были лишь поверхностные функции сознания, т.е. обдумывание и рассуждение. Если бы он «повернул колесо своей психики» на использование других трех функций, то пришел бы к взвешенному взгляду на жизнь и смог бы избежать ужасного рока, ожидавшего его в Фивах.

Осознав всю мерзость совершенных им преступлений, он выколол себе глаза и удалился в место уединения, чтобы искупить грехи и очистить душу. Мораль легенды заключается в том, что не стоит пытаться обмануть природу (в данном случае, под маской Фортуны), т.к. позднее она потребует воздаяния в еще более жесткой форме.

Краткое изложение основных моментов четырех функций психики приводится далее. За более полными объяснениями по данному вопросу я должен адресовать читателя к шестому тому избранных сочинений Карла Юнга.

Сначала представление о предмете помощью чувств дает нам ощущение, т.е. холодный ли он или теплый, мягкий или жесткий и тд. Затем мышление исключительно рационально разъясняет нам наше восприятие.

Далее наступает черед интуиции, которая есть способ восприятия на подсознательном уровне. Она, как правило, ассоциируется с медиумами, пророками и тд., однако доступ к этой функции имеется у каждого. Интуиция может вести нас от истоков рассматриваемого объекта к его будущим потенциальным возможностям. Последней в игру вступает чувство, которое помогает эмоциональной оценке предмета или ситуации, сообщая хорошо ли это для нас или плохо.

Мышление и чувство - две противоположные рациональные функции, которые уравновешиваются иррациональными - ощущением и интуицией. В некий данный момент возможно поддержание только какой-то одной из этих функций.

Взяв в качестве примера нашего мифологического героя, мы можем сказать, что первичной функцией у Эдипа было мышление, направляемое его мужским эго, тогда как ощущение выступало вторичной функцией, далее третьей была интуиция, а самой глубокой подсознательной, связанной с его душой, женской по природе, явилось чувство. Таким образом, его фатум можно разложить так: поскольку он использовал лишь мышление в выборе пути (обмануть Сфинкса), то «не воспринял на уровне чувств» опасности своих действий. Его интуиция погребена так глубоко, что функция ощущения, подгоняемая его слепой силой и сексуальным влечением, привела его к исполнению рока. Это и не позволило ему правильно рассудить, что принесут предпринятые им шаги добро или зло, потому что его чувственный аспект был полностью подсознательным. И вот он встретился со своим подсознанием, выступившим как судьба.

Миф об Эдипе освещает табу кровосмешения. Побочная сюжетная линия знамения и предуготованности, раскрывающая вполне понятный страх инцеста, является, собственно говоря, зеркальным отражением психики несчастного Эдипа, внешняя проекция его внутреннего конфликта. Мышление, направленное вовне, выступает завесой, которая скрывает нужду в воссоединении наружного мужского и внутреннего женского.

История Электры, женщины трагической судьбы, тематически схожа с легендой об Эдипе. Она помогает своему брату убить их мать в отместку за гибель отца, царя Агамемнона. Термином «комплекс Электры» иногда пользуются для описания женщин, чьи взаимоотношения с мужчинами носят патологический характер из-за неразрешенных конфликтов с отцом. В мифе подобное расстройство выходит наружу и приводит к драматическому исходу.

Функции отличаются от человека к человеку и в течение жизни никогда не остаются в неподвижном состоянии, и свидетельством тому может служить способность Эдипа чувствовать угрызения совести, когда всплыла вся правда. Важнейшей функции каждого эго противостоит самая низшая, представленная в противоположном роде.

Так, женскому типу ощущения эго соответствует интуиция как низшая мужская функция и т.д. Это заметно в «идеальных браках», когда функции супругов уравновешивают друг друга, составляя две половины одного целого. Например, мужчину мыслительного склада будут привлекать женщины, первичной функцией которых будет чувство.

Когда эти четыре функции перемещают сознательно и сбалансированно, они порождают пятый элемент - самость, -достигнув которой, человек освобождается от слепой судьбы.

Судьба действительно во всем мире считается слепой. Фортуна, появляясь на протяжении веков в разных обличьях, часто изображалась женщиной с завязанными глазами, вращающей колесо. Этот легко узнаваемый признак судьбы проступает в деревенских постановках Европы средних веков и вплоть до настоящего времени в ее современной реинкарнации в игральных залах блестящих дворцов Лас-Вегаса. Однажды Джона Пола Гетти, нефтяного миллиардера и самого богатого человека в мире в 60-х годах XX века, спросили, играл ли он когда-либо на деньги. И он сказал в ответ, что если бы он когда-нибудь и решился на это, то купил бы казино. Гетти был человеком мыслительного и интуитивного склада, что очень хорошо для успехов в бизнесе, но в том, что касается его женской стороны, у него были большие трудности, а это плохо для личной жизни.

Победить переменчивую богиню, определяющую нашу судьбу, можно лишь попыткой добиться тщательного, проникающего отражения нашей темной стороны. Это предотвратит нашу встречу с собственным подсознанием в виде невидящего, безличного фатума, тем самым превращая жизнь в подлинно личное, наполненное смыслом предназначение. Чтобы не позволить Фортуне вертеть нами вверх и вниз на ее колесе судьбы, мы должны двигаться к центру, где вращение минимально. Это и есть царство самости, предлагающее свободу от хаоса противоположностей.
 

Татьяна

Well-Known Member
#4
Нажала "Мне нравиться" на всех потах темы, так как они мне действительно очень понравились, спасибо вам авторы за то что я сегодня узнала много нового!
 
Сверху