Бить или не бить? Такой вопрос возникает у каждого, кто занимается воспитанием детей. Воспитание с использованием физического воздействия – сегодня не редкость. И это происходит даже не потому, что мы не любим своих детей или жаждем их унижения.
Причины, приводящие к физическому воздействию
• Вырастая, мы впитываем опыт воспитания, который традиционно применялся нашими родителями. Унаследовав их опыт, мы начинаем применять его теперь к своим детям.
• На подсознательном уровне мы относимся к ребенку, как к собственности и считаем, что имеем право распоряжаться ею, как найдем нужным, забывая, что перед нами личность со своими взглядами, видением мира, но пока еще не умудренная жизненным опытом. Пытаясь выглядеть авторитетно, не найдя других подходов, мы насильно навязываем свою жизненную позицию, искренно веря в ее непогрешимость. Но мы ведь тоже не Боги.
• К этому может подтолкнуть и народная мудрость, типа «за одного битого двух небитых дают».
• Когда исчерпаны в нашем словарном запасе средства, мы находим, что это единственный метод воздействия на сознание объекта воспитания. А те ли слова и в подходящей ли ситуации они были произнесены? Каким тоном они были сказаны? Не расходятся ли наши слова с делом? Не уронили мы доверие в глазах собственных детей?
• Накопившаяся отрицательная эмоциональность выплескивается на подвернувшегося в этот момент нарушителя норм общественного поведения, каковым является наше чадо. Мы не утруждаем себя трезво и спокойно оценить обстановку, а даем волю чувствам, расписываясь в своей беспомощности, порождая агрессию и затаившуюся обиду со стороны ребенка. В силу своей физической слабости он пока не может ответить нам тем же. Но что будет, когда мы станем беспомощными стариками, а он окрепнет?
К чему могут привести телесные наказания
Учитывая, что физическая боль проходит, не трудно понять, что на смену ей появляется нечто иное: агрессия, неверие в себя и доброту, затаенный гнев на обидчика, нарушение душевного равновесия, усвоение того опыта воспитания, который мы передаем. Этого ли мы хотели добиться?
Дайте ребенку право выбора в поведении, корректируя своими советами, объяснениями возможных осложнений. Не лишайте его возможности поверить в самого себя.
Как мудрые воспитатели, мы должны просчитывать наперед последствия действий. Ребенок в нашем лице хочет видеть не карающий меч, а опытного наставника, советчика, друга. Его ли вина, что нам не всегда хватает знаний и умений?