Притча о жизненных ценностях в виде рассказа о жизни Апостола Павла, представленной в диалоге двух пожилых иудеев, лично знавших его.
Однажды, весной 66 г. н.э. в Иерусалиме, в одной из гостиниц встретились два уже немолодых уважаемых человека, которые уже давно не видели друг друга. Они весьма обрадовались встрече, обнялись, приветствовали друг друга и, так как у них было много времени, сели за стол и за вечерней трапезой стали вспоминать былое.
Они рассказывали друг другу о своих семьях, делах, торговых операциях в Египте, Сирии, Греции, Риме (оба они были торговцами), великих благословениях, которые они испытали от Бога, об уважении, которое они заслуженно испытывали от своих земляков, своих милостынях и дарах на Храм Иерусалимский, который можно было увидеть из окон гостиницы, о детях и наследниках, которым они готовились передать дела, и многом-многом другом, что пережили они в последние годы и что окружало их в бурном житейском море Палестины второй половины I века нашей эры.
Вдруг один из них, почтенный Иосиф бен-Иегуда, прервал рассказ о своей обширной торговле в Греции, и спросил своего собеседника: «Послушай, почтенный Симон бен-Ханан, помнишь ли ты нашу учёбу здесь в Иерусалиме, почти тридцать лет назад, и того нашего товарища, который был самым лучшим из нас, самым первым в выпуске?» «Да, Иосиф», - ответил Симон, - «конечно же, я помню наши годы здесь, в этом благословенном городе, тех раввинов, у которых мы так много почерпнули мудрости для нашей жизни, но вот что касается первого ученика, то что-то я не могу его припомнить. Много лет уже прошло… А почему ты спросил об этом?»
- «Ты знаешь, Симон», - отвечал Иосиф, - «я и сам не могу понять, почему я вспомнил о нём. Просто, недавно я вернулся из Македонии, из города Филиппы, где я был по делам, и там я кое-что узнал о нём и его судьбе. Он недавно умер. Тебе было бы интересно узнать, или?..»
- «Давай, пожалуй, я послушаю».
- «Этот человек был родом из известной и богатой семьи из колена Вениамина. Его отец имел звание римского гражданина…»
- «Ого», - прервал Симон, - «вот это да! Хотел бы и я иметь такое звание. Оно открыло бы мне доступ в такие сферы, дало бы мне такие возможности в торговых операциях, о которых я могу только мечтать».
- «О, да», - продолжил Иосиф, - «и я тоже. Так вот, его отец не только имел это гражданство, которое он передал и сыну, но был еще и удачливым предпринимателем. Он владел прибыльным предприятием по изготовлению палаток и разбогател на поставках римской армии и паломникам в Иерусалим. Он и сам тут бывал, одна из его дочерей вышла замуж здесь, в Иерусалиме, за одного из сотрудников канцелярии первосвященника».
- «Удачный брак, Иосиф, не так ли?» - заметил Симон, - «видимо отец нашего выпускника был очень неглуп».
- «Конечно, Симон! И сына своего он воспитал так же. Он дал ему прекрасное образование. Он был наставлен в нашем отеческом законе, законе Моисея как самый строгий фарисей. Ты же знаешь, это очень уважаемые люди».
- «О, да!»
- «И сын не только знал весь закон до мельчайших подробностей, но и исполнял его самым строжайшим образом. Кроме того, он знал греческий язык, а также нравы и обычаи этих язычников».
- «Но, к чему, Иосиф? Зачем это нам, истинным иудеям, знающим единого истинного Бога, - да благословенно вовек имя Его, - знакомиться с мерзостями этих не знающих Бога язычников?»
- «О, Симон, это могло бы весьма помочь в его деловых операциях. Ведь он был единственным наследником своего отца, и в будущем это могло бы принести ему немалую выгоду. Ведь, признайся сам, тебе же тоже приходилось есть и пить с клиентами и партнёрами их греков и римлян?»
- «Да, приходилось, но я всегда потом приносил в Храме жертвы за грех и очищение!»
- « И я тоже. Но я продолжу. Так вот, получив прекрасное воспитание дома, имея звание, богатство, уважение и блестящие перспективы, он прибыл с севера, из Тарса, сюда, в Иерусалим, чтобы завершить свое образование и приобрести нужные связи. И он прекрасно с этим справился. Он учился у одного из наших самых уважаемых профессоров, который был также ещё и членом Синедриона».
- «Да, я помню его. Его звали Гамалиил».
- «Совершенно верно. Он также завязал нужные знакомства в окружении первосвященника. Семья его сестры помогла ему в этом. И после блестящего окончания учёбы первосвященник никому иному, а именно ему поручил задание чрезвычайной важности».
- «Да, что ты говоришь! Какой блестящий старт карьеры! И в чём же состояло это задание?»
- «Да, это было действительно очень важное задание. Если ты помнишь, тогда, лет тридцать назад, возникла одна ужасная секта. Её главарь, который происходил откуда-то с севера, из Галилеи, ходил по всей Палестине и проповедовал Царство Божие и утверждал, что он – Сын Божий, Мессия!»
- «О, конечно, я вспоминаю… Это было для нас ужаснейшее время. Но, если я не ошибаюсь, Иосиф, с этим самозванцем быстро покончили».
- «Да, Симон. Этот человек, называвший себя Христос, или Мессия, был распят как самый отъявленный преступник. Но у него остались последователи. Они называли себя «ученики», а потом «христиане». Под этим именем они и сейчас известны».
- «Да, Иосиф, людские заблуждения живут долго. К сожалению».
- «Так вот, наш выпускник получил поручение от первосвященника покончить с этими возмутителями спокойствия в Иерусалиме. Они производили беспорядки и возмущения, утверждая, что этот распятый самозванец, Мессия, воскрес из мертвых».
- «Как, воскрес?»
- «Да, воскрес, и якобы являлся им на протяжении более месяца, а затем вознесся на Небеса, к Богу, Своему Отцу».
- «Какой ужас!»
- «Да, и наш первый ученик блестяще справился с этим поручением. Он практически покончил с этими «учениками», или «христианами» в Иерусалиме. Все они оказались либо убиты, либо в тюрьмах, либо разбежались».
- «Отличная работа, Иосиф! Он воистину оказался молодцом! И что же было потом? Он наверняка получил повышение, его как-то отметили…»
- «Да, Симон, ему дали поручение сделать то же самое и в Дамаске. Уничтожить эту ересь и там, куда она проникла за пределы Иерусалима».
- «Прекрасно! Какое многообещающее продолжение карьеры! И, как я полагаю, он и тут справился на «отлично», не так ли?»
- «Н-н-нет, Симон, вот тут-то и начинается самое загадочное и непонятное…»
- «Что такое?»
- «Видишь ли, он с радостью взял все документы, дающие ему власть и полномочия распоряжаться в Дамаске от имени Синедриона и самого первосвященника, и отправился в Дамаск. Но на пути в Дамаск он.., э-э-э…»
- «Что?»
- «Видишь ли, я этого не утверждаю, но, как я потом сам слышал, он говорил, что на пути в Дамаск он встретил этого самого Мессию, Христа, которого тогда распяли, и который, как говорили эти «ученики» или «христиане», воскрес. Он встретил этого «живого Мессию».
- «Не может быть».
- «Да-да, я и тоже так полагаю… И-и, он не только, видишь ли, встретил Его, но даже и говорил с Ним».
- «Говорил? Как может мертвец говорить?»
- «Да, вот именно. Это тоже не дает мне покоя. Но, тем не менее, этот Христос не только говорил с ним, но сказал-де ему, что тот является Его избранным сосудом, и повелел ему идти и проповедовать, что Он – Бог, что Он умер и воскрес, что спас людей от грехов и что это относится ко всем: как к нам, евреям, так и к язычникам».
- «Какой ужас! Но ведь это скандал!»
- «Да. Но ещё больший скандал в том, что этот наш выпускник поверил этому Христу, поверил в Него как в Сына Божия, и пошёл исполнять то, что Тот ему повелел: проповедовать эти вести о воскресении и спасении».
- «Это не укладывается у меня в голове. В это просто невозможно поверить!»
- «Да, Симон, я тоже не могу в это поверить и в последнее время постоянно задаю себе вопрос: как это может быть?»
- «Что же было дальше?»
- «Насколько мне известно, дальше он проповедовал эти вести повсюду. Его следы можно найти и на Кипре, на Крите, в Галатии, Антиохии, Асии, Афинах, Коринфе, Аравии, Эфесе, Иллирии, Фессалониках, Риме, и говорят, что, может быть, он был даже в Испании».
- «Да, вот это размах. Если бы я вел торговые операции в таких рамках, мне не было бы равных. И я бы приобрел такую власть и богатство, что смог бы потягаться, пожалуй, с самим Соломоном… Но, что же с ним сталось, почему я о нем ничего не слышал?»
- «Ну, разумеется, в определенных кругах он был весьма известен. Его несколько раз арестовывали, бросали в тюрьмы, было несколько судебных разбирательств, его даже били камнями за его богохульство. Он даже сидел два года в тюрьме, тут, неподалёку, в Кесарии. В итоге, о его деятельности стало известно даже самому императору…»
- «Императору?»
- «О, да. Сам кесарь узнал о нём. Но что? То, что повсюду, где бы он ни появлялся, везде возникали споры, люди начинали верить в эту ересь о воскресшем Мессии. Везде, где бы он ни появлялся, жизнь переставала быть такой, какой она была раньше. Конечно, большинство разумных уважаемых людей, как из нашей еврейской среды, так и из этих язычников с презрением отвергали его и его учение, но, он все же оставил после себя группы последователей, верящих в этого Христа, хотя, конечно же, незначительные. В конце концов, его признали государственным преступником, и он был казнен».
- «Казнен?»
- «Ну, да, ты же помнишь, он был римским гражданином. Таких, как он нельзя просто распять или повесить. Ему отрубили голову».
- «Ха, вот тебе и польза от привилегии быть римским гражданином! Будь она у меня, я распорядился бы ей по-иному. Да, Иосиф, твой рассказ был весьма интересен и поучителен. Теперь и я припоминаю этого нашего первого выпускника. Он всегда отличался прямотой и упорством. Никогда не умел лавировать и вести себя как все нормальные люди. Имея такие великие преимущества и задатки: римское гражданство, знание языков и закона Моисеева, богатство, связи среди священников, уважение и власть среди соплеменников, объездил почти всю империю, и на что он все это променял? Какой результат из всего этого? Сидеть по тюрьмам, вести судебные тяжбы, якшаться с язычниками, проповедовать какую-то ересь и в итоге быть объявленным государственным преступником и умереть от рук палача? Слава нашему Богу Небес, – да благословенно имя Его, - мы не такие. Я имею почет и уважение, заработал себе славу и немалое богатство, никогда ни с кем не ссорился и не верил ни в какие басни о воскресшем Мессии. Когда Мессия придет, он вышвырнет прочь всех этих язычников, которые пока еще оскверняют нашу землю. Израиль будет сиять как солнце, и такие, как я, - как мы с тобой, Иосиф, - найдем покой и славу в Царстве Мессии. Думаю, что этот наш выпускник зря прожил свою жизнь. Он мог бы прожить её совершенно иначе. Полагаю, что в свои последние дни он сожалел о впустую потраченной жизни».
- «Да, Симон, и я тоже так думал. Но ты знаешь, в своей последней поездке в Македонию я останавливался в одной гостинице в Филиппах. Там мне удалось, – случайно, - прочитать несколько строк из письма этого нашего выпускника, которое он написал из римской тюрьмы незадолго перед казнью. Так вот, он там оценивает свою жизнь совершенно иначе…»
- «А откуда в этой гостинице оказалось это его письмо?»
- «Э-э, видишь ли, хозяин этой гостиницы.., хм-хм, видишь ли, он – христианин».
- «Что-о? И ты останавливался у этого еретика?»
- «Да, но-о, видишь ли, чисто из деловых соображений. Только из деловых. Там очень чисто, безопасно, цены невысокие, а сам хозяин очень добр и всегда готов помочь. Что тут можно иметь против?»
- «Хорошо. Ну, и что ты там прочел в этом письме?»
- «Ну, ты знаешь, в греческом я не очень силен. Он там пишет, что все время радуется, благодарит, что хочет быть с Христом, говорит, что всем доволен и много чего ещё, не упомню. Но мне запомнились две строчки из этого письма, я их даже где-то себе записал..., а, вот они. В них как раз и говорится о том, что он думал о своей жизни. Вот послушай: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа, я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа (Флп. 3:7-8)». Что ты скажешь на это, Симон?»
- «Что скажу?.. Я уже сказал всё, что я думаю о нём. Как, кстати, звали его, этого выпускника?»
- «Если не ошибаюсь, Савл, как и нашего первого царя израильского. Правда, у него было ещё и другое имя, под которым он более известен, его римское имя – Павел, что значит «маленький».
- «Ха, мог бы оставаться Савлом и быть как царь, всё ведь имел для этого, а сделал из своей жизни что-то совсем маленькое и незначительное и стал уж воистину – «Павел». Правильно, Иосиф?»
- «Да, конечно, Симон, конечно. Но, иногда, - признаюсь тебе, - я всё чаще и чаще задумываюсь: а вдруг Павел был прав? А что, если он действительно был прав?»
Однажды, весной 66 г. н.э. в Иерусалиме, в одной из гостиниц встретились два уже немолодых уважаемых человека, которые уже давно не видели друг друга. Они весьма обрадовались встрече, обнялись, приветствовали друг друга и, так как у них было много времени, сели за стол и за вечерней трапезой стали вспоминать былое.
Они рассказывали друг другу о своих семьях, делах, торговых операциях в Египте, Сирии, Греции, Риме (оба они были торговцами), великих благословениях, которые они испытали от Бога, об уважении, которое они заслуженно испытывали от своих земляков, своих милостынях и дарах на Храм Иерусалимский, который можно было увидеть из окон гостиницы, о детях и наследниках, которым они готовились передать дела, и многом-многом другом, что пережили они в последние годы и что окружало их в бурном житейском море Палестины второй половины I века нашей эры.
Вдруг один из них, почтенный Иосиф бен-Иегуда, прервал рассказ о своей обширной торговле в Греции, и спросил своего собеседника: «Послушай, почтенный Симон бен-Ханан, помнишь ли ты нашу учёбу здесь в Иерусалиме, почти тридцать лет назад, и того нашего товарища, который был самым лучшим из нас, самым первым в выпуске?» «Да, Иосиф», - ответил Симон, - «конечно же, я помню наши годы здесь, в этом благословенном городе, тех раввинов, у которых мы так много почерпнули мудрости для нашей жизни, но вот что касается первого ученика, то что-то я не могу его припомнить. Много лет уже прошло… А почему ты спросил об этом?»
- «Ты знаешь, Симон», - отвечал Иосиф, - «я и сам не могу понять, почему я вспомнил о нём. Просто, недавно я вернулся из Македонии, из города Филиппы, где я был по делам, и там я кое-что узнал о нём и его судьбе. Он недавно умер. Тебе было бы интересно узнать, или?..»
- «Давай, пожалуй, я послушаю».
- «Этот человек был родом из известной и богатой семьи из колена Вениамина. Его отец имел звание римского гражданина…»
- «Ого», - прервал Симон, - «вот это да! Хотел бы и я иметь такое звание. Оно открыло бы мне доступ в такие сферы, дало бы мне такие возможности в торговых операциях, о которых я могу только мечтать».
- «О, да», - продолжил Иосиф, - «и я тоже. Так вот, его отец не только имел это гражданство, которое он передал и сыну, но был еще и удачливым предпринимателем. Он владел прибыльным предприятием по изготовлению палаток и разбогател на поставках римской армии и паломникам в Иерусалим. Он и сам тут бывал, одна из его дочерей вышла замуж здесь, в Иерусалиме, за одного из сотрудников канцелярии первосвященника».
- «Удачный брак, Иосиф, не так ли?» - заметил Симон, - «видимо отец нашего выпускника был очень неглуп».
- «Конечно, Симон! И сына своего он воспитал так же. Он дал ему прекрасное образование. Он был наставлен в нашем отеческом законе, законе Моисея как самый строгий фарисей. Ты же знаешь, это очень уважаемые люди».
- «О, да!»
- «И сын не только знал весь закон до мельчайших подробностей, но и исполнял его самым строжайшим образом. Кроме того, он знал греческий язык, а также нравы и обычаи этих язычников».
- «Но, к чему, Иосиф? Зачем это нам, истинным иудеям, знающим единого истинного Бога, - да благословенно вовек имя Его, - знакомиться с мерзостями этих не знающих Бога язычников?»
- «О, Симон, это могло бы весьма помочь в его деловых операциях. Ведь он был единственным наследником своего отца, и в будущем это могло бы принести ему немалую выгоду. Ведь, признайся сам, тебе же тоже приходилось есть и пить с клиентами и партнёрами их греков и римлян?»
- «Да, приходилось, но я всегда потом приносил в Храме жертвы за грех и очищение!»
- « И я тоже. Но я продолжу. Так вот, получив прекрасное воспитание дома, имея звание, богатство, уважение и блестящие перспективы, он прибыл с севера, из Тарса, сюда, в Иерусалим, чтобы завершить свое образование и приобрести нужные связи. И он прекрасно с этим справился. Он учился у одного из наших самых уважаемых профессоров, который был также ещё и членом Синедриона».
- «Да, я помню его. Его звали Гамалиил».
- «Совершенно верно. Он также завязал нужные знакомства в окружении первосвященника. Семья его сестры помогла ему в этом. И после блестящего окончания учёбы первосвященник никому иному, а именно ему поручил задание чрезвычайной важности».
- «Да, что ты говоришь! Какой блестящий старт карьеры! И в чём же состояло это задание?»
- «Да, это было действительно очень важное задание. Если ты помнишь, тогда, лет тридцать назад, возникла одна ужасная секта. Её главарь, который происходил откуда-то с севера, из Галилеи, ходил по всей Палестине и проповедовал Царство Божие и утверждал, что он – Сын Божий, Мессия!»
- «О, конечно, я вспоминаю… Это было для нас ужаснейшее время. Но, если я не ошибаюсь, Иосиф, с этим самозванцем быстро покончили».
- «Да, Симон. Этот человек, называвший себя Христос, или Мессия, был распят как самый отъявленный преступник. Но у него остались последователи. Они называли себя «ученики», а потом «христиане». Под этим именем они и сейчас известны».
- «Да, Иосиф, людские заблуждения живут долго. К сожалению».
- «Так вот, наш выпускник получил поручение от первосвященника покончить с этими возмутителями спокойствия в Иерусалиме. Они производили беспорядки и возмущения, утверждая, что этот распятый самозванец, Мессия, воскрес из мертвых».
- «Как, воскрес?»
- «Да, воскрес, и якобы являлся им на протяжении более месяца, а затем вознесся на Небеса, к Богу, Своему Отцу».
- «Какой ужас!»
- «Да, и наш первый ученик блестяще справился с этим поручением. Он практически покончил с этими «учениками», или «христианами» в Иерусалиме. Все они оказались либо убиты, либо в тюрьмах, либо разбежались».
- «Отличная работа, Иосиф! Он воистину оказался молодцом! И что же было потом? Он наверняка получил повышение, его как-то отметили…»
- «Да, Симон, ему дали поручение сделать то же самое и в Дамаске. Уничтожить эту ересь и там, куда она проникла за пределы Иерусалима».
- «Прекрасно! Какое многообещающее продолжение карьеры! И, как я полагаю, он и тут справился на «отлично», не так ли?»
- «Н-н-нет, Симон, вот тут-то и начинается самое загадочное и непонятное…»
- «Что такое?»
- «Видишь ли, он с радостью взял все документы, дающие ему власть и полномочия распоряжаться в Дамаске от имени Синедриона и самого первосвященника, и отправился в Дамаск. Но на пути в Дамаск он.., э-э-э…»
- «Что?»
- «Видишь ли, я этого не утверждаю, но, как я потом сам слышал, он говорил, что на пути в Дамаск он встретил этого самого Мессию, Христа, которого тогда распяли, и который, как говорили эти «ученики» или «христиане», воскрес. Он встретил этого «живого Мессию».
- «Не может быть».
- «Да-да, я и тоже так полагаю… И-и, он не только, видишь ли, встретил Его, но даже и говорил с Ним».
- «Говорил? Как может мертвец говорить?»
- «Да, вот именно. Это тоже не дает мне покоя. Но, тем не менее, этот Христос не только говорил с ним, но сказал-де ему, что тот является Его избранным сосудом, и повелел ему идти и проповедовать, что Он – Бог, что Он умер и воскрес, что спас людей от грехов и что это относится ко всем: как к нам, евреям, так и к язычникам».
- «Какой ужас! Но ведь это скандал!»
- «Да. Но ещё больший скандал в том, что этот наш выпускник поверил этому Христу, поверил в Него как в Сына Божия, и пошёл исполнять то, что Тот ему повелел: проповедовать эти вести о воскресении и спасении».
- «Это не укладывается у меня в голове. В это просто невозможно поверить!»
- «Да, Симон, я тоже не могу в это поверить и в последнее время постоянно задаю себе вопрос: как это может быть?»
- «Что же было дальше?»
- «Насколько мне известно, дальше он проповедовал эти вести повсюду. Его следы можно найти и на Кипре, на Крите, в Галатии, Антиохии, Асии, Афинах, Коринфе, Аравии, Эфесе, Иллирии, Фессалониках, Риме, и говорят, что, может быть, он был даже в Испании».
- «Да, вот это размах. Если бы я вел торговые операции в таких рамках, мне не было бы равных. И я бы приобрел такую власть и богатство, что смог бы потягаться, пожалуй, с самим Соломоном… Но, что же с ним сталось, почему я о нем ничего не слышал?»
- «Ну, разумеется, в определенных кругах он был весьма известен. Его несколько раз арестовывали, бросали в тюрьмы, было несколько судебных разбирательств, его даже били камнями за его богохульство. Он даже сидел два года в тюрьме, тут, неподалёку, в Кесарии. В итоге, о его деятельности стало известно даже самому императору…»
- «Императору?»
- «О, да. Сам кесарь узнал о нём. Но что? То, что повсюду, где бы он ни появлялся, везде возникали споры, люди начинали верить в эту ересь о воскресшем Мессии. Везде, где бы он ни появлялся, жизнь переставала быть такой, какой она была раньше. Конечно, большинство разумных уважаемых людей, как из нашей еврейской среды, так и из этих язычников с презрением отвергали его и его учение, но, он все же оставил после себя группы последователей, верящих в этого Христа, хотя, конечно же, незначительные. В конце концов, его признали государственным преступником, и он был казнен».
- «Казнен?»
- «Ну, да, ты же помнишь, он был римским гражданином. Таких, как он нельзя просто распять или повесить. Ему отрубили голову».
- «Ха, вот тебе и польза от привилегии быть римским гражданином! Будь она у меня, я распорядился бы ей по-иному. Да, Иосиф, твой рассказ был весьма интересен и поучителен. Теперь и я припоминаю этого нашего первого выпускника. Он всегда отличался прямотой и упорством. Никогда не умел лавировать и вести себя как все нормальные люди. Имея такие великие преимущества и задатки: римское гражданство, знание языков и закона Моисеева, богатство, связи среди священников, уважение и власть среди соплеменников, объездил почти всю империю, и на что он все это променял? Какой результат из всего этого? Сидеть по тюрьмам, вести судебные тяжбы, якшаться с язычниками, проповедовать какую-то ересь и в итоге быть объявленным государственным преступником и умереть от рук палача? Слава нашему Богу Небес, – да благословенно имя Его, - мы не такие. Я имею почет и уважение, заработал себе славу и немалое богатство, никогда ни с кем не ссорился и не верил ни в какие басни о воскресшем Мессии. Когда Мессия придет, он вышвырнет прочь всех этих язычников, которые пока еще оскверняют нашу землю. Израиль будет сиять как солнце, и такие, как я, - как мы с тобой, Иосиф, - найдем покой и славу в Царстве Мессии. Думаю, что этот наш выпускник зря прожил свою жизнь. Он мог бы прожить её совершенно иначе. Полагаю, что в свои последние дни он сожалел о впустую потраченной жизни».
- «Да, Симон, и я тоже так думал. Но ты знаешь, в своей последней поездке в Македонию я останавливался в одной гостинице в Филиппах. Там мне удалось, – случайно, - прочитать несколько строк из письма этого нашего выпускника, которое он написал из римской тюрьмы незадолго перед казнью. Так вот, он там оценивает свою жизнь совершенно иначе…»
- «А откуда в этой гостинице оказалось это его письмо?»
- «Э-э, видишь ли, хозяин этой гостиницы.., хм-хм, видишь ли, он – христианин».
- «Что-о? И ты останавливался у этого еретика?»
- «Да, но-о, видишь ли, чисто из деловых соображений. Только из деловых. Там очень чисто, безопасно, цены невысокие, а сам хозяин очень добр и всегда готов помочь. Что тут можно иметь против?»
- «Хорошо. Ну, и что ты там прочел в этом письме?»
- «Ну, ты знаешь, в греческом я не очень силен. Он там пишет, что все время радуется, благодарит, что хочет быть с Христом, говорит, что всем доволен и много чего ещё, не упомню. Но мне запомнились две строчки из этого письма, я их даже где-то себе записал..., а, вот они. В них как раз и говорится о том, что он думал о своей жизни. Вот послушай: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа, я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа (Флп. 3:7-8)». Что ты скажешь на это, Симон?»
- «Что скажу?.. Я уже сказал всё, что я думаю о нём. Как, кстати, звали его, этого выпускника?»
- «Если не ошибаюсь, Савл, как и нашего первого царя израильского. Правда, у него было ещё и другое имя, под которым он более известен, его римское имя – Павел, что значит «маленький».
- «Ха, мог бы оставаться Савлом и быть как царь, всё ведь имел для этого, а сделал из своей жизни что-то совсем маленькое и незначительное и стал уж воистину – «Павел». Правильно, Иосиф?»
- «Да, конечно, Симон, конечно. Но, иногда, - признаюсь тебе, - я всё чаще и чаще задумываюсь: а вдруг Павел был прав? А что, если он действительно был прав?»